Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЧИТАЛКИ 2 страница






Но вот, наконец, жмурка кого-то поймал. Одной рукой он держит свою добычу, а другой снимает повязку. Ему же и предоставляется право завязать глаза новому жмур- ке, он по себе знает, как лучше это сделать: чтобы ничего не было видно и чтобы дышать можно.
Как и во всякой игре, в жмурках есть свои правила и свои секреты — как выиграть или как не проиграть. Правила нужно знать всем, ну а секреты у каждого свои и приобре-таются со временем.
Правила здесь простые.
Если жмурка приближается к краю отведенной для игры площадки, надо его громко предупреждать словом «огонь!».
Второе правило — спасаться от жмурки за пределами площадки нельзя. Кто выбежит — считается, что «погорел» и обязан сменить жмурку.
Ну а третье правило вы уже знаете — пойманный водит.
Из секретов расскажу один. Бывает так, что стоишь тихо, а жмурка идет на тебя с растопыренными руками. Если бросишься бежать — услышит и догонит. Тут можно по-тихоньку присесть под его рукой, он и пройдет совсем рядом, не задев.
Но жмурки тоже бывают хитрыми — идет мимо тебя, вроде бы уж и совсем прошел, а потом вдруг как присядет да как схватит!
А когда мне очень не хотелось, чтобы жмурка кого-то поймал, я нарочно начинал шуметь или громко бегать рядом со жмуркой, отвлекая его внимание. (Между прочим, если вы помните, когда Крокодил Гена играл в жмурки со своими друзьями, то девочка и Чебурашка тоже приседали под его руками, а убегая, все время кричали «Ку-ку!»)
Но самый лучший способ обмануть жмурку — подкрасться потихоньку сзади и через плечо дотронуться пальцем до его носа. Он думает, что кто-то трогает его спереди, и шустро схватывает руками воздух. Все хохочут до упаду...
Между прочим, иногда можно и подловить того, кто слишком уж беспечно резвится за спиной у жмурки. Для этого нужно очень чутко слушать, не появятся ли какие подозрительные шорохи и хихиканья за спиной. Как услышали — мгновенно поворачивайтесь и хватайте. Но лучше это делать на ходу. Тогда, не ожидавшие резкой остановки, они сами налетают на жмурку.
Это я рассказал о самых простых жмурках.
Иногда мы играли еще интереснее, но зато жмурке здесь приходилось труднее. Перед игрой мы договаривались, что жмурка должен не только поймать, но и угадать, кого он поймал. Для этого он имеет право пощупать волосы, руки, одежду (обувь нельзя!). Если не угадает, опять придется водить. Поэтому здесь вам полезно будет запомнить заранее, у кого длинные рукава, у кого — короткие, какие воротники и так далее.
В жмурки можно играть и в комнате. Но тут нужны три условия: чтобы комната не была слишком маленькой, чтобы народу было не слишком много и чтобы середина комнаты была свободной. Для этого кое-что можно подвинуть к стене, а стулья вынести в коридор. Кроме того, надо убрать все вещи, которые жмурка может задеть и уронить.
Правила игры те же. Но «огонь» надо кричать и тогда, когда жмурка подходит к чему-нибудь, обо что он может ушибиться или споткнуться.
Кстати, игра в комнате таит в себе много забавных возможностей. Впрочем, судите сами.
До сих пор с превеликим удовольствием вспоминаю, как мы куролесили, играя в жмурки у Ваньки Горохова. Это был самый мой закадычный деревенский дружок. Изба у них была небольшая, крытая соломой, всего в одну комнату. В ней стояли стол с двумя ши-рокими лавками по стенам, сундук да русская печь, а около печки деревянная кровать, застеленная разноцветным лоскутным одеялом. Жил он вдвоем с матерью, Анной Гаври-ловной. Бывало, скажет нам: «Мамка опять пошла на Черную Лужу, айда ко мне!» (Это соседняя деревня так называлась, Черная Лужа.) И все мы, дружная ватага из шестисеми ребят, направляемся к нему. И начинаем потеху! Повяжем жмурке глаза черным ситцевым платком и ставим его в угол, в запечек. Остальные хоронятся кто куда — залезают под лавки, под стол, под кровать.
Затем кто-нибудь спрашивает жмурку:

Где стоишь?
У столба, — отвечает он.
Что продаешь?
Квас.
Ищи три года нас!

Сначала жмурка тихонько, чтобы лучше слышать, ходил по избе, растопырив руки и задрав голову, как слепец. Мы затаим дыхание и стараемся не шевелиться. Походит он так, ощупает все углы, потом присядет на корточки и принимается шарить под столом и под лавками. Тут уж начиналась суматоха! Кто выползает из-под лавки, кто лезет на кровать (благо все мы босиком), кто становится, подобрав живот, на порог в проеме двери, кто карабкается на печку. Кто-то, видя, что жмурка идет прямо на него, а бежать некуда, начинает нарочно кричать: «Огонь!», надеясь, что жмурка остановится и можно будет выскользнуть из угла. Правда, толку от этого было мало, потому что каждый знал этот обманный прием. Ну а если жмурка так никого и не поймал, он тоже лезет на печку, и все, кто там был, с воплями прыгают на кровать. Жмурка за ними. Куча мала!!! Дым коромыслом идет, смех, крик...
Потом ставим в запечек нового жмурку, и игра продолжается в том же духе.


Вдруг кто-нибудь увидит в окошко тетку Анну:

Атас! Матка идет!

Все кидаются наводить порядок да в спешке еще и ведра посшибают.
Шуганет нас тетка Анна из избы, а нам того и надо — купаться побежим.

ПЯТНАШКИ

В разных городах или местностях эта игра называется по-разному. Например, приезжавшие на лето в нашу деревню московские ребята называли ее «салочки». Называют ее также «салки», «ловишки», «догонялки» и даже «ляпка». Но ленинградские мальчишки и девчонки всегда называли ее «пятнашки», так я и буду ее именовать, как привык с детства. Кроме того, это название кажется мне более правильным, так как в старинных книжках она тоже чаще всего называлась пятнашками. Игра чрезвычайно подвижная и весьма шумная. Поэтому, если вам захочется как следует побегать и покричать, заводите пятнашки! Между прочим, такую игру очень любят детеныши всяких животных: котята, щенки, волчата, львята и т. д. Каждый из вас наверняка видел, как они поочередно гоняются друг за другом. Значит, и человеческим детенышам она известна с доисторических времен...
Играть в пятнашки можно где угодно. Но все-таки перед началом игры вам надо хотя бы приблизительно договориться о границах того места, где будет проходить игра, особенно, когда играете на улице. Иначе может получиться так, что водящий погонится за кем- либо из игроков и они могут умчаться неизвестно куда и даже вообще скрыться из вида.
Так что место для игры должно быть не очень большим, шагов около тридцати в поперечнике.
Надо сказать и о количестве играющих. Старайтесь, чтобы вас было не больше двенадцати человек, потому что если игроков очень много, кому-то будет скучно долго стоять и не принимать участия в игре. Но и меньше пяти-шести человек не играйте, а то через пять минут все так запыхаются от беготни, что в пору будет кончать игру, чтобы отдохнуть.
Водящего в этой игре так и называют — «пятнашка». Как и в других играх, вы можете сосчитаться или кинуть жребий. Но в пятнашках есть совсем простой способ, которым мы чаще всего и пользовались. Кто-нибудь предлагает: «Сыграем в пятнашки?» И тут же кричит: «Чур не я!» Все остальные тоже вразнобой кричат: «Чур, не я!» Чей голос был слышен последним, тому и водить. Только не зевайте — как крикнули, сразу надо отбежать от кучки ребят.
Все разбегаются от пятнашки подальше, а он старается кого-нибудь догнать и запятнать, то есть дотронуться на бегу рукой.
Как только он кого-то запятнал и тем самым передал ему свою роль пятнашки, он называет его имя, чтобы все сразу узнали, от кого им теперь убегать.
Впрочем, как я помню, мы не всегда называли имя, иногда просто запятнаешь и кричишь: «Передай другому!» И все уже видят, кого запятнали. Но так можно делать, когда не все ребята между собой знакомы, а знакомым лучше называть нового пятнашку по имени.
Бывают игроки, которых запятнать почти невозможно, так они хитры и увертливы. Бежишь за ним, вот-вот уже кажется догнал, а он на всем ходу каким-то немыслимым изворотом сворачивает в сторону. А ты по инерции пробегаешь еще несколько шагов, пока сможешь повернуть. Вот и остаешься, как говорится, с носом! А он убежит да еще и дразнится: «Не боюсь я пятны! Не боюсь я пятны!» Но зато какое удовольствие, когда все-таки сумеешь его запятнать!
Главное правило в этой игре такое: новому пятнашке нельзя пятнать старого, то есть того, кто его только что запятнал. И это справедливо: во-первых, потому, что старый пятнашка оказывается ближе всех к новому и его легче всего запятнать, а во-вторых, потому, что тут старый пятнашка имеет возможность остановиться и хоть чуть- чуть передохнуть. Во всяком случае, до тех пор, пока не услышит имя очередного пятнашки, от которого ему надо держаться подальше, а то и убегать.
И второе правило. Если кто-то, спасаясь от пятнашки, в панике убежит за пределы того места, где вы договорились играть, пятнашка сразу же кричит его имя, и неудачливый беглец сам становится пятнашкой.
В старину играли еще и в турецкие пятнашки. В этой игре нельзя пятнать того, кто успеет присесть и коснуться руками земли или пола. Но тут надо иметь в виду, что приседать имеет право только тот, за кем погнался пятнашка. Как только опасность минует, тотчас же вставайте. А то все усядутся, как грибы, как тогда быть бедному пятнашке? Но и сам пятнашка не должен останавливаться, а тем более стоять столбом над присевшим. Видишь, что тот, за кем ты бежал, успел присесть, немедля сворачивай и переключайся на другого, оказавшегося поблизости игрока. Но если убегавший захочет присесть, да впопыхах свалится — пятнать его разрешается!
Еще одно замечание: в турецкие пятнашки надо играть осторожно. И вот почему. Было дело, гнался я за кем-то, уже почти догнал, даже руку протянул, а он как-то неожиданно присел, ну я с разбегу, кубарем, и перелетел через него. А это уже не пятнашки получаются и вообще не игра. Так что приседать надо пораньше, как только почувствуете, что вам не убежать. А если пятнашка по вашей вине так вот кувырнулся да тем более ушибся при этом, вам могут и по шее надавать за такие штучки.

Но вот если за тобой кто-то гонится всерьез, например, побить хочет, тогда это неплохой способ самому спастись, а заодно и наказать обидчика. Больше скажу, даже если и можешь убежать, иногда стоит сделать вид, что он тебя догоняет. А в последний миг быстро присесть, нагнув голову, почти упасть ему под ноги. Только делать это надо на большой скорости, чтобы он не успел перепрыгнуть или затормозить... Вряд ли после такого конфуза он опять побежит за тобой. А если все-таки злость у него пересилит, то пока встанет на ноги да очухается, ты уже далеко. Не раз этот прием выручал меня в трудную минуту. Правда, для этого нужны смелость и отменное самообладание. Не так-то просто побороть страх и перестать убегать.
Хочу предупредить, что эта игра более трудная, чем простые пятнашки, так как весьма утомительно то и дело приседать и вскакивать. Если переиграете, потом ноги болеть будут.
Иногда для разнообразия мы играли и в пятнашки «с домом».
Если, например, вы собираетесь поиграть в пятнашки всерьез и надолго, то перед игрой следует назначить «дом». Это такое место, куда пятнашке входить запрещается и где играющих пятнать нельзя.
Домом может быть небольшой, диаметром шага в два, круг, очерченный на земле или на полу; скамейка, бревно, большой камень, на которые можно присесть, и даже дерево, к которому можно прислониться. Ну и так далее.
Зачем нужен дом? Когда вы очень устали, забегайте в дом и передохните минуту-другую. Но чаще всего дом служит местом спасения от пятнашки. Поэтому тот, за кем он гонится, стремится бежать к дому, а пятнашка, конечно, старается перекрыть ему дорогу.
Все остальные правила игры те же, что и в простых пятнашках.
Вот пара советов пятнашке, ему все-таки приходится труднее всего.
Первый. К этой игре как нельзя лучше подходит древняя русская пословица: «За двумя зайцы гонять, ни одного не поймать».
И второй. Если вы преследуете кого-то и чувствуете, что он быстрее и увертливее вас, примените такую хитрость. Продолжайте бегать за ним, как будто именно его вы решили запятнать. Все остальные будут с интересом наблюдать за этим состязанием и кое-кто может утратить бдительность. Так вот, когда вы будете пробегать мимо такого зеваки, не отскочившего вовремя подальше, неожиданно бросайтесь в его сторону и пятнайте. Мне это почти всегда удавалось.
В пятнашки мы играли чуть ли не каждый день, и это была одна из самых частых наших игр на переменках. А чтобы не терять время на сбор игроков, мы заранее договаривались, во что будем играть на следующей перемене — в пятнашки, в третий лишний или, например, в пустое место. Между прочим, еще в восемнадцатом веке ученикам предписывалось заниматься на переменках «упражнениями в играх честных и телодвижных». Но в школе мы старались играть только в такие игры, которые можно закончить в любую минуту. Правда, в пятнашки мы иногда продолжали играть и после звонка, в классе, пока в дверях не покажется учитель, но этого я вам не рекомендую, хотя бы потому, что у пятнашки не будет возможности отыграться, а это несправедливо.
Играть в пятнашки можно уже лет с семи. Понятно, что разница в возрасте не должна быть очень большой, иначе младшим ребятам будет трудно догонять старших.
А до каких лет можно играть, вы сейчас поймете сами. Однажды я был на дне рождения моего товарища, с которым учился в техникуме после войны. Ему тогда исполнилось сорок пять лет. И вот когда и гости и хозяева решили прогуляться, пошли в соседний парк и кто-то предложил сыграть в пятнашки. Играли мы, правда, недолго, но с большущим удовольствием.

ХРОМАЯ ЛИСА

Эта забавная игра чем-то похожа на пятнашки. В прошлом веке она была очень распространена среди детей, а сейчас, мне кажется, окончательно позабыта и даже ее названия никто не помнит. Но я все- таки хочу описать эту очень живую игру — она того стоит!
Хромая лиса — это игра комнатная. Припоминается мне, что играл я в нее, когда приходил к одному из своих товарищей, с которым учился в одном классе. Жил он в многолюдной коммунальной квартире, где была большая прихожая. Вот в этой прихожей мы и играли. Ну а сейчас затеять эту игру можно, например, когда к вам придут в гости ребята на елку или на день рождения.
Как подготовить комнату для игры, я уже говорил, когда описывал жмурки. Добавлю только, что здесь нужно освободить от мебели не только середину комнаты, но и один ее угол.
Количество играющих — от пяти до десяти человек. Водящий, а он и есть «хромая лиса», выбирается, как и в пятнашках.
А вообще-то сходство с пятнашками тут состоит только в том, что водящий должен запятнать кого- либо из игроков, после чего тот сам становится хромой лисой. А в ос-тальном все правила совершенно другие.
Ну, во-первых, у вашей хромой лисы, как и у любой настоящей лесной лисы, должна быть «нора». Для этого и используется свободный угол комнаты. Нора отделяется от остальной комнаты полукруглой чертой, проведенной мелом на полу. Нора не должна быть большой, достаточно, если вы проведете черту в полутора метрах от угла.
Второе и, пожалуй, главное отличие от пятнашек, из-за чего, собственно, игра и называется «хромая лиса», состоит в том, что все игроки бегают по комнате на двух ногах, а хромая лиса должна догонять их, скача на одной ноге!
Поэтому если вы задумаете играть в очень большой комнате или в зале, то отгородите, например, стульями часть помещения, чтобы лисе не приходилось скакать из конца в конец, это ей трудно.
Ну а теперь давайте рассмотрим игру по порядку.
В начале игры лиса уходит в свою нору, где она имеет право стоять, как и все, на обеих ногах. Но стоит ей выйти из норы, и она уже должна скакать на одной ноге. Поэтому лиса и не торопится вылезать из своей норы, все чего-то ждет, высматривает...
А остальные игроки, наоборот, стараются ее оттуда выманить. Они то подбегают к норе, то отскакивают подальше, лают на разные голоса, изображая охотничьих собак, дразнят: «Хромая лиса!», «Хромая лиса!» — в общем, веселятся кто как может. Самые смелые подбегают совсем близко к норе. А лиса все ждет, вертя головой по сторонам. Вот, наконец, она углядела себе жертву из тех, кто неосторожно приблизился, мгновенно подогнула одну ногу и прыжком выскочила из норы. Пока зазевавшийся игрок по-вернется, чтобы убежать, глядишь, хромая лиса в два-три скачка настигла его и запятнала. Теперь она может встать на обе ноги.
А новая хромая лиса должна поспешить в нору, так как она приобретает право пятнать кого-либо только после того, как побывает в норе и выскочит оттуда на одной ноге. В нору хромая лиса бежит на двух ногах.
Но, между прочим, лисе разрешается пятнать игроков и не выходя из норы, то есть даже стоя на обеих ногах. Иногда так и случается — когда чересчур азартный игрок слишком близко подбежит к норе. Тогда лиса неожиданно делает выпад в его сторону и пятнает. Но при этом она не имеет права даже чуть-чуть наступить на черту. Если так случится, пятнание не считается.
И еще. Хромая лиса должна все время скакать на одной ноге, на той, на которой она вышла из норы. Если лиса переменит ногу, или встанет на обе ноги, или даже просто коснется пола другой ногой, она должна отправляться в свою нору и начинать водить снова. Заметив это, игроки кричат: «Лиса в нору!» — и с удовольствием бросаются загонять ее туда. При этом разрешается подгонять лису, легонько хлопая руками по ее спине и по плечам. Тут уж лиса может убегать от них на обеих ногах.
Но если лиса нечаянно упадет, то это нарушением не считается, она может встать на ту же ногу и продолжать водить.
Дотрагиваться до лисы, пока она стоит или скачет на одной ноге, нельзя. Тот, кто дотронулся, сам за- пятнался об лису и ему надо отправляться в нору водить.
Последнее правило — никто из играющих, кроме лисы, не имеет права входить в нору или даже наступать на черту. Кто нарушит это условие, сразу же становится хромой лйсой.
Теперь, когда вы знаете все правила, я дам несколько советов тем, кто оказался в роли хромой лисы.
Не всегда удается запятнать кого-то сразу же, как только вы выскочили из норы. А долго скакать на одной ноге, гоняясь за разбегающимися игроками, трудновато. Поэтому я советую вам, пошире раскинув руки, стараться загонять игроков поближе к норе — вдруг кто-нибудь впопыхах наступит на черту и тем самым избавит вас от хромоногости. И кроме того, так как нора находится в углу, то около нее мало места, чтобы увернуться, и там легче запятнать.

Ну, а как быть, если вы скакали-скакали, и все безрезультатно? Тогда не стесняйтесь забежать в свою нору и там немного передохнуть, стоя на обеих ногах. Кстати, после этого вы сможете и «скакательную» ногу поменять.
Но разрешается отдыхать и вне норы, стоя на одной ноге. Правда, отдыхать, подобно цапле, не очень- то удобно, но я иногда нарочно так делал. Поскачу туда-сюда, вижу, что догнать никого не удается, и останавливаюсь, показывая крайнюю усталость. Это я так приманивал, чтобы поближе подошли... А как соберутся вокруг да начнут еще пуще дразнить, незаметно приседал и... прыжок изо всех сил! Ничего, если даже и свалишься, — дело-то сделано!
А если вы задумаете запятнать кого-то, не выходя из норы, то старайтесь не смотреть на него прямо, чтобы преждевременно не отпугнуть. Смотрите на других, а боковым зрением наблюдайте за тем, кто ближе всех к норе. Улучив удобный момент, быстро выбрасывайте руку и пятнайте храбреца. А чтобы не потерять равновесие и самому не вывалиться из норы и чтобы смочь подальше дотянуться, в этот момент слегка нагнитесь, отставив назад ногу и одну руку. Сделать это удобнее, да и для маскировки хорошо, если перед выпадом вы будете стоять боком к тому, кого вы собираетесь запятнать.
Чтобы отработать этот прием, встаньте недалеко от стены и постарайтесь возможно быстрее коснуться ее рукой. Потом чуть-чуть увеличьте дистанцию. Так вы опытным путем найдете для себя и запомните максимальное расстояние, на котором можно запятнать игрока, не выходя из норы.
Но не менее интересно играть и остальным игрокам.
Помню, как замирало у меня сердце от острого ощущения риска, когда ближе всех других крутишься у норы, стараясь выманить оттуда лису и успеть убежать!
В этой игре проверяются смелость, ловкость, находчивость и быстрота реакции.
А хромой лисе для удачной охоты нужны еще сильные ноги и хорошее чувство равновесия. И конечно, хитрость и большая выдержка. Хорошая игра, правда?

ПРЯТКИ

Теперь, ребята, сыграем в прятки.
Давным-давно эту игру называли еще «хоронушки», «прятанки» или «ухоронки». Да и в мое время девочки часто называли ее по-старинному и ласково — «прятушки».
Игра простая и многим знакомая. Но когда я спрашивал ребят, как они играют в прятки в нынешнее время, то оказалось, что играют по-разному. Иногда даже смешивают правила этой игры с палочкой-выручалочкой и получается ни то ни се. Поэтому я хочу рассказать вам о тех прятках, в которые играли мы, чтобы вы смогли проверить, так ли вы сами играете. Ну и, конечно, пишу для тех, кому, может быть, еще не приходилось играть в эту игру.
Обычно в прятки играют во дворе. А чтобы игра была интересной, старайтесь, чтобы вас было не больше десяти человек, иначе трудно и долго всех искать. Но и меньше, чем вчетвером, играть тоже не следует.
Для начала надо всем сообща договориться, дальше каких мест нельзя прятаться. Например, не убегать за соседний дом или на улицу, не залезать в подвал и так далее. Решайте сами, учитывая особенности места, где вы будете играть.
Затем все считаются, чтобы узнать, кто будет водить первым. Считаться вам придется только в начале игры, а дальше все пойдет само собой.
Водящий становится лицом к стене или в какой-нибудь угол (это место называется «дом») и закрывает лицо руками. А мы даже иногда накрывали ему голову курткой или еще чем-нибудь, чтобы не было соблазна подглядеть. Потом остальные тихонько разбегаются в разные стороны и прячутся.
Спустя минуту или две водильщик спрашивает громко: «Пора?»
Все, кто успел спрятаться, молчат, а кто еще не успел, отвечают: «Не пора».
Так водилыцик спрашивает до тех пор, пока ответом ему не будет полное молчание. Тогда он говорит: «Пора, не пора, иду со двора!» И идет искать.
Всех найденных он громко называет по имени, они покидают свои убежища, направляются в «дом» и ждут, пока будет найден последний.
Иногда бывает так, что всех нашел, а кого-то одного никак не удается найти. Все места осмотришь, а он как сквозь землю провалился! Но, в конце концов, находятся все. Тогда игра начинается снова, но водит уже тот, кого нашли первым.
А если кто-то нарушил уговор и спрятался там, где нельзя, то его выключают из игры.
Пока водилыцик ищет, нельзя перебегать с одного места на другое, чтобы ему не приходилось по нескольку раз заглядывать в одно и то же место. Иначе игра может никогда не кончиться.
Но обычно в прятках не приходится водить долго, если только кто-то не спрятался очень уж хитро.
Расскажу вам, как я однажды спрятался. С тех пор прошло уже лет пятьдесят, а я все еще помню!
Дело было в деревне. Играли мы около нашего дома. И вот мне пришло в голову для смеха спрятаться у всех на виду. Вы, наверное, видели, как сделаны углы у деревенской избы, — бревна двух стен выступают друг за друга крест-накрест и образуют маленький наружный уголок. Так вот, я и вскарабкался по выступающим концам бревен под самую крышу, где прилепилось ласточкино гнездо. Уцепился руками и стою в этом уголке. Сверху мне все очень хорошо было видно. И главное, что водилыцик стоял почти рядом, за углом. Отсюда он и пошел искать. Много раз он пробегал подо мной, а голову поднять не догадывался. Всех нашел, а меня никак найти не может. Найденные ребята и девчонки видят меня, показывают друг другу, смеются, а ему не говорят.
Ну, потом все-таки он меня нашел, наверное, потому, что заметил, куда смотрят ребята.
А деревенская детвора лет до десяти играла в прятки попроще. И правила были полегче. Главное отличие здесь в том, что водилыцик, как только одного, первого, находил, так сразу называл его имя, а потом кричал: «На кашу, ребята!» Все выходили из своих укры-тий, а найденный должен был водить. Он отправлялся в «дом», опять спрашивал: «Пора?» — и все снова бежали прятаться.
Как видите, здесь долго искать не приходится, поэтому и количество играющих не ограничивается. Но договариваться, где можно прятаться, а где нельзя, нужно непременно.
Ну а тем, кого не нашли, совсем не обязательно каждый раз бегать «на кашу». Они могут и не выходить из своих мест, если довольны ими. А могут и перепрятаться. Перепрятываются обычно те, кто думает, что новый водилыцик мог видеть, где они спрятались.
И последнее замечание к пряткам. Если кого-то позвали домой, то он может выйти из игры только во время смены водящего игрока, чтобы не нарушать игру всем остальным. В это же время можно принять в игру и других, желающих поиграть с вами в прятки. Но вновь принятый сначала должен водить, как говорится — «на новенького».

Ну а во времена, когда жил Пушкин, эта игра называлась «ку- лючки», и играли в нее не только дети, но и молодые мужчины и девицы. Уже тогда она считалась «принадлежащей к числу домашних увеселений наших предков» и описывалась так:
«Один из игроков садится в угол — кулюкать; другие закрывают ему лицо, глаза, всего самого — платками, разными платьями, а он скороговоркою причитывает:

Кулю, кулю — баба!
Не выколи глаза,
Глаз на полице,
Другой в солонице.
Пора, что ли?

В это время все другие игроки скрывают себя во все возможные, незаметные места. Когда же услышат: «Пора, что ли?» — отвечают ему только: «Нет!» Снова начинается кулюкание, снова вопрос: «Пора, что ли?», снова ответ: «Нет!» Это продолжается до трех раз, а иногда и более, пока все игроки успеют скрыться. Не получая ответа на свое «Пора, что ли?», он отправляется в поиск. Первый, отысканный им, должен сменять его. Часто случается, что играющие заставляют Кулючку отыскивать всех до одного».
Здесь Кулючка не просто так говорит свою приговорку, он пугает: глядите, мол, один глаз у меня на полке, а другой в солонке — все вижу! Но и другой смысл есть, полезный для прячущихся, — когда он так бубнит, ему самому меньше слышно, куда прячутся.
Как видите — сколько лет прошло! — а правила игры почти не изменились. И вы тоже, если захочется, можете играть дома по старинному обычаю...

ПУСТОЕ МЕСТО

В эту игру можно играть и на улице, и в помещении — в общем, везде, где есть достаточно места, чтобы игрокам встать в кружок.
Тут никто не проигрывает и не выигрывает, и закончить игру можно в любую минуту. Поэтому иногда мы играли в нее в школе, на переменках.
Игроков должно быть не меньше, чем человек десять, а если соберется побольше, так еще лучше.
Для начала посчитаемся и определим, кто первым будет водить. Если играете на переменке, то для экономии времени считайтесь простой считалкой, которая покороче.
Все, кто вышли, становятся в круг и берутся за руки. Водящий идет не торопясь снаружи круга. Обходит раз, иногда и два, потом неожиданно хлопает кого-то по плечу или по спине и тотчас бросается бежать вперед.
Вызванный, не мешкая ни секунды, отцепляется от соседей и старается побыстрее обежать круг навстречу водящему.
Где-то на противоположной стороне круга они встречаются, пробегают мимо друг друга и несутся дальше, стремясь первым занять пустое место.
Кто первым успел встать на это место и взяться за руки с соседями, тот остается в круге, а опоздавший начинает водить. Он идет по кругу (в ту же сторону, что и бежал перед этим), затем хлопает кого-то, бежит, и все повторяется сначала.
Хотя игра и простая, но правила все-таки есть и тут.
Водящий не может начинать бег прежде, чем он дотронулся до кого- то и вызвал его сбегать наперегонки. До этого он должен ходить.
Обоим бегущим нельзя задевать круг или дотрагиваться до стоящих в круге, пока кто-нибудь из них не добежит до пустого места.
Чтобы при встрече не столкнуться, бегущие следуют правилам дорожного движения и обегают друг друга справа. Особенно это относится к водящему, который должен дать достаточно места между собою и кругом для бегущего навстречу игрока.
И последнее правило — если водящему не удалось первому занять пустое место, то он не должен вызывать наперегонки своего соперника, с которым только что бежал. И вообще надо стараться каждый раз вызывать нового игрока, чтобы все побегали.
А мы иногда, когда устанем после долгого беганья за пустым местом и заняв его наконец, становились лицом наружу круга, конечно взявшись за руки с соседями. Тут уж водящий не имеет права тебя вызывать. Отдохнувши, можно опять повернуться как положено. Только тем, кто еще ни разу не бегал, так становиться нельзя.
Понятно, что игроки по краям пустого места не должны схватываться за руки и закрывать его. А то, помню, бывали такие шутники. Вот и бегают двое вокруг, не понимая, куда же делось их пустое место? Смешно до упаду, но каково бегунам?
Изредка бывает, что оба игрока прибегут одновременно. Если возник спор, то они должны продолжить бег от пустого места в ту же сторону. Но не просто так, а по команде: «Раз, два, три!»
Ну, что еще мне вспоминается про эту игру?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.