Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СЧИТАЛКИ 6 страница






Так мы играли в городе, во дворе нашего дома. А когда я ездил на лето в деревню, там ребята играли несколько иначе. Там, даже когда игроков собиралось много, играли не партиями, а каждый сам за себя. Но, честно говоря, я затрудняюсь сказать, что интереснее. Вот тут уж сразу видно, кто играет лучше всех. И если вы задумаете устроить со-ревнование по игре в чижика и определять чемпиона, то лучше этих правил вам не найти.
А правила здесь будут такие.
Ну, во-первых, как всегда, следует перед игрой условиться, сколько очков надо набрать каждому, чтобы закончить игру. Здесь уже много очков назначать не надо, чтобы игра не растянулась на очень долгое время. Хватит и двадцати— двадцати пяти очков, и чем больше играющих, тем меньше очков надо назначать. А начинающим можно и до десяти или пятнадцати очков играть.

Во-вторых, нужно определить порядок, в котором каждый игрок должен вступать в игру. Для этого мы считались. Кто вышел первым — идет на кон, второй отправляется в поле водить. Остальные пока ждут своей очереди. Все происходит так же, как и при описан-ной ранее игре втроем, только здесь в игру по порядку вступают не трое, а все, кто считался.
Победителем будет тот, кто первым сделает нужное количество очков. Второе место у того, кто наберет эти очки вторым, третье — у третьего и так далее. Кто набрал условленное количество очков, выходит из игры. Когда останутся двое, они доигрывают между собой, пока не останется один проигравший.
Но в деревне мы не гоняли проигравшего «на скок». Тут наказание было другое — его «маяли». Это потруднее, чем проскакать разок на одной ноге. А происходило это так. Проигравший идет в поле, а первый вышедший становится рядом с коном и с руки ударом биты забивает чижа как можно дальше. Проигравший поднимает чижика с земли и, не сходя с места, бросает его в кон. Если попадет, то маять его идет следующий по порядку вышедший игрок. А если не попал, то первый маяльщик бьет по упавшему чижу, стараясь отогнать его подальше от кона. Проигравший опять бросает, и так до тех пор, пока попадет в кон. Но это бы все ничего. Дело в том, что маяльщики имеют еще право отбивать битой летящего в кон чижика. И проигравшему опять приходится бросать издалека. В общем, следующий маяльщик начинает маять только после того, как предыдущий допустил попадание чижика в кон. Получается, что проигравший как бы водит в поле один против всех.
Но есть два правила, которые несколько облегчают ему это маянье. Во-первых: отгонять упавшего рядом с коном чижика можно только одним ударом и не подбивая его в воздухе. Так что если чижик не отбит при броске в кон, то с близкого расстояния забросить его уже легче. И во-вторых, если проигравший поймает чижа в воздухе, маянье тут же кончается, независимо от того, сколько маялыциков на очереди еще осталось. Но такая удача случается не всегда. И если игроков много, то это маянье может затянуться надолго, чуть не до вечера. Вот бедный проигравший и мается в полном смысле этого слова. Однако если конца этому маянью не видно, то кто-нибудь из уже отмаявших игроков, кто хорошо играет в чижика, может предложить проигравшему домаяться за него. Тогда все кончается скоро, все игроки освобождаются и могут
Ну вот, ребята, я рассказал вам про чижика, еще одну старинную русскую игру.
...До сих пор, когда перед моим воображением возникает наш двор, знакомые ребята и наш любимый чижик, у меня на душе становится теплее от таких воспоминаний. И в то же время немного грустно — ведь детство мое давным-давно прошло и никогда не вернется...
Но, впрочем, это не совсем так.
Однажды оно вернулось.
Когда я писал эту книжку, то как-то раз летом жил со своим товарищем в палатке на берегу озера. Товарищ мой моложе меня, и в чижика ему приходилось играть совсем мало и тоже очень давно. И вот в одно прекрасное утро я выстрогал чижика, биту и напомнил товарищу правила игры. И скажу вам, что после этого мы прожили в палатке еще целую неделю и чуть ли не с большим азартом, чем в детстве, гоняли в чижика. А еще чуднее было для нас самих, что когда кто-то из нас проигрывал, ему приходилось скакать на одной ноге, а порой и кричать «и-и-и...», что было особенно трудно, так как от смеха непрерывный звук у меня никак не получался.
Так что, если захотите доставить удовольствие своим родителям, уговорите их как-нибудь поиграть с вами в чижика. А если сумеете выиграть, в чем я не сомневаюсь, то сможете с большим интересом наблюдать, как они скачут на одной ножке.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Вы замечали, ребята, сколько есть всяких русских сказок про животных? Могу вам сказать, что и игр таких тоже было очень много. В эту небольшую книжку попали и звери, и птицы, и рыбы, и даже одно пресмыкающееся заползло.
Это объясняется тем, что сказки, как и игры, не придумывались просто так, из ничего, а в них отражалась жизнь народа, его быт и обычаи и, конечно же, окружающая природа. В старину большинство русских людей жило в сельской местности, даже к концу восемна-дцатого века, когда появилось уже много городов, в деревнях жило 96% населения. А ведь Россия — лесная страна, и с детства ребята слышали разговоры о волках и медведях, лисах и зайцах. Да и сами видели зверей чаще, чем мы с вами, и даже порой слышали зимней ночью за околицей заунывный волчий вой. А домашние животные вообще жили рядом. Поэтому в играх очень верно отражались повадки животных. А так как в сказках животные часто разговаривали с людьми, то и в играх были подобные разговоры. «Гуси-лебеди» и есть одна из таких разговорных игр. Насколько мне удалось выяснить по старым книжкам, эта игра под названием «Серый волк» существовала уже в начале прошлого века. И разговоры были те же, только в самом начале я добавил несколько слов по памяти. Видимо, ребята их позже придумали, но в тридцатые годы нашего столетия мы так уже играли.
Эта игра годится даже для дошкольников уже лет с пяти. Играть можно от шести до двадцати человек; впрочем, можно и больше — до тридцати, но тут гусям не так инте-ресно будет.
«Гуси-лебеди» — игра летняя, и играть в нее приятнее всего на свежем воздухе — во дворе, на лужайке или другом ровном месте, где можно побегать. И желательно, чтобы была трава, на которой всегда гуси пасутся.
Величина этого «поля» в длину шагов сорок, а в ширину не меньше двадцати. Но если вам исполнилось уже лет по десять или когда очень много игроков соберется, то место для игры выбирайте побольше — шагов пятьдесят в длину и шагов двадцать пять в ширину,
Перед игрой на одном конце поля надо наметить «дом», где живет хозяйка со своими гусями. Это место отделите от поля чертой, проведенной на земле. Затем шагах в двадцати пяти от дома, то есть чуть дальше середины поля, на его краю под воображаемой «горой» обозначьте «логовище», где будет сидеть волк. А дальше, шагах в десяти от логовища и до конца поля, будет пастбище для гусей. Его, очевидно, можно не очерчивать, а просто положить по краям поля по камню или воткнуть по палке. Часть поля за ними и будет пастбищем. Все поле между домом и пастбищем должно быть ровным, чтобы по нему можно было бегать без опаски. Впрочем, можете сделать и проще: отшагать сколько надо, обозначив тремя любыми предметами дом, логово и пастбище, и сразу же играть.

Теперь приступим к самой игре.
Для начала посчитаемся и выберем главных действующих лиц — волка и хозяйку. Если для игры вас соберется больше десяти человек, то для экономии времени пусть первый вышедший будет волком, а второй — хозяйкой (или хозяином) гусей. Все, кто остался, и будут «гуси-лебеди».
Хозяйка ведет гусей в дом, а волк отправляется «под гору» в свое логовище и сидит там до поры до времени.
Дальше начинаются разговоры.

Хозяйка спрашивает:

Гуси, гуси?

Гуси дружно отвечают:

Га-га-га.
Есть хотите?

Вот тут уже гуси переходят на человеческий язык и начинают говорить:

Да-да-да!
Ну у летите... —

разрешает хозяйка и, помахивая хворостинкой, гонит гусей в поле.
Гуси, махая крыльями, радостно бегут мимо волка на пастбище. А хозяйка возвращается домой.
Гуси разбредаются по пастбищу и пасутся некоторое время, покрикивая, переговариваясь между собою: «Га-га? Га-га-га?» — и с опаской поглядывая на сидящего в логове волка.
Спустя примерно минуту хозяйка кличет их:

Гуси-лебеди, домой!

Гуси останавливаются и отвечают:

Мы боимся!
Почему?
Серый волк под горой!
Что он делает?
Гусей щиплет.
Каких?
Сереньких да беленьких.

Тут хозяйка начинает сердиться на боязливых гусей и строго приказывает:

Гуси-лебеди, домой!

Делать нечего, и гуси, растопырив крылья, летят к дому. Но и волк, заслышав хозяйкины слова, тотчас же выскакивает из логова и бросается наперехват — ловить гусей.
Обычно больше одного гуся ему схватить не удается, а остальные благополучно прибегают домой.

Волк уводит добычу в свое логово и остается там. А хозяйка снова начинает разговор с гусями, отправляет их пастись, потом зовет домой. Так раз за разом волк ловит гусей и утаскивает их к себе.
До каких пор продолжается игра и чем она заканчивается?
Тут все зависит от того, сколько ребят участвуют в игре. Если вас всего семь-восемь человек, то волк должен изловить всех гусей. А когда играющих много, то следует заранее договориться, сколько гусей будет ловить волк, — например, пять или семь. Ребята постарше, конечно, в силах изловить и больше, но тогда первым пойманным гусям скучно будет долго сидеть в логове волка, не принимая участия в игре. Поэтому аппетит волка надо ограничить. Младшие ребята обычно ловят только трех гусей.
Как я уже говорил, волк выбирается по считалке, и может оказаться, что волком станет не очень проворный или даже самый маленький из вас. Но все равно пусть он играет. Только если он, выбежав ловить три раза, не поймает никого, то для продолжения игры ему следует поменяться местами с хозяйкой. Ну а когда волк сильный, пусть сначала погоняется за ребятами постарше, а не отлавливает одних малышей.
Игра заканчивается, когда волк поймает условленное количество гусей.
Если вы еще не наигрались и захотите повторить игру, то первый пойманный гусь становится волком, а бывший волк — хозяйкой, чтобы он смог отдохнуть. Хозяйка же пусть станет гусем и побегает.
Игра простая, и хитростей здесь нет никаких. И правила тоже простые, хотя их и порядочно — целых шесть получилось.
Первое. Пока хозяйка не произнесет слово «домой», гуси не должны выходить с пастбища, а тем более начинать бежать к дому. Можно только встать на краю пастбища и приготовиться. Волк тоже не имеет права преждевременно выбегать из логова.
Второе. После слова «домой» всем гусям надо незамедлительно бежать к дому, потому что волк может ловить гусей даже на пастбище.
Третье. Когда гуси прибегут домой, то есть пересекут черту дома, ловить их уже нельзя. Но так как никаких боковых линий здесь не обозначается, то и гуси и волк могут убегать немного и вправо, и влево. Но вообще-то бегать туда незачем.
Четвертое. Кого волк ухватил, не должен вырываться; да и одежда целей будет, не порвется.
Пятое. Как бы хозяйка ни «болела» за своих гусей, выходить из дома во время волчьей охоты ей не разрешается. Пусть волк без помех гоняется за добычей.
Шестое. Волком может быть каждый только один раз за игру. То есть если бывший волк, став гусем, снова попадется первым, то волком становится второй пойманный гусь.
Впрочем, я немного слукавил, когда написал, что хитростей нет. Общих для всех нет. Но для какого- то одного гуся одна маленькая была. Перед тем как бежать домой, гуси обычно скапливаются на границе пастбища подальше от волка. А один из них потихоньку занимает позицию у того края, где сидит волк. Зачем? А вот зачем: когда гуси побегут домой, то волк ринется наперерез к другому краю поля, чтобы ловить в самой их гуще. А этот хитроумный гусь пробежит к дому мимо опустевшего волчьего логовища безо всяких хлопот.


Ну а теперь расскажу вам еще немного о старине.
Раньше волку играть было труднее, он всегда должен был изловить всех гусей. Но в Олонецкой губернии (это лесной край, где Онежское озеро и река Онега) на этом игра еще не заканчивалась. У тамошних ребят был такой милый и симпатичный конец игры, что мне очень хочется привести его здесь дословно: «Когда переловит всех, тогда хозяин топит волку баню, принося для этого щепки, камни и тому подобное. Потом просит волка в баню. Волк идет и в бане показывает вид, что он умеет и париться, и мыться, и прочее. По выходе из бани хозяин берет камень или палку и, показывая их волку, говорит: «Волкушко! Я тебе коровушку брошу!» — бросает камень или палку, волк бежит за брошенным, а гуси- лебеди в это время убегают к хозяину».
Правда, интересно? Если понравилось поиграйте и вы, как давным-давно играли ребята на русском Севере...

ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА

Ну вот, дорогие друзья, дошел черед и до палочки-выручалочки.
И первое, что мне вспомнилось, признаюсь вам, — это как я опасался в ней водить.
Почему, вы сами поймете, познакомившись с содержанием и правилами этой увлекательнейшей игры.
Начнем по порядку. Играть в палочку-выручалочку можно везде, где есть побольше подходящих мест, чтобы спрятаться. Наш старый ленинградский двор очень подходил для этого: дровяные сараи и поленницы еще не распиленных дров, подворотня, выступы стен и подъезды — только придумывай да успевай занять самое лучшее место.
Но, пожалуй, еще интересней было играть в деревне, где мы прятались за углами изб, за колодцем, в хлеву, за дровами, в огороде, под крыльцом и так далее. А если около деревни недалеко лес, то там уж совсем раздолье — кустов и деревьев хватит на всех.
Здесь тоже надо договориться о том, докуда можно убегать, чтобы спрятаться. Но обычно игроки очень уж далеко и сами стараются не прятаться, так как издалека вряд ли можно первым добежать до палочки-выручалочки.
Играть могут и мальчики и девочки, от четырех до восьми человек, не больше. Возраст — примерно одинаковый. Ну а с двенадцати лет и старше, все ребята могут играть вместе.
Палочкой-выручалочкой может быть любая палка. Только не делайте палочкой-выручалочкой какой-нибудь здоровенный дрын; вполне достаточно, если она будет длиною в полметра.
И наконец, во дворе или на полянке надо выбрать место, где будет лежать палочка-выручалочка. Лучше, если это место будет около стены, какого-нибудь забора или дерева. Положите ее на бревно, пень, камень, скамейку — словом, на любое твердое возвышение, о которое можно постучать. А если класть некуда, можно просто привязать веревочкой к забору, например, пусть висит. Мы во дворе, помню, клали палочку-выручалочку даже на старый венский стул, вынесенный кем-то за ненадобностью в сарай.

Перед началом игры надо посчитаться, и, как в любой игре, водит тот, кто остался последним.
Он идет к палочке-выручалочке, закрывает глаза и отворачивается к стене — ему нельзя подглядывать в ту сторону, где прячутся остальные, — и считает вслух до пятидесяти или даже больше, как сами решите перед игрой. Причем последнее число следует говорить погромче, чтобы слышали все, кто спрятался. А если он стоит посередине двора и все прячутся в разные стороны от него, то лучше завязать ему глаза, а повязку после счета он снимает сам. Мы еще иногда делали так: водящий ложился лицом на траву и сбоку головы ставил ладони. Это тоже надежно, только если он не будет вертеть головой.
Потом водящий берет палочку, стучит ею и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет».
После этого он кладет палочку на место и внимательно осматривает все вокруг, прислушивается — не слышно ли где каких звуков, стуков или разговоров. Затем осторожно отправляется на поиски...
Теперь два важных правила, без которых игра у вас не получится. Первое — палочку с собой ни в коем случае брать нельзя, она должна всегда лежать на своем месте. И второе — после того как водящий пошел искать, подходить без надобности к палочке ближе пяти шагов ему воспрещается, а тем более — стоять рядом.
Как только водящий кого-то углядит, пусть даже издали, он сразу бежит к палочке, хватает ее, стучит и громко говорит: «Палочка пришла, Вовку нашла!» Тут же он должен показать рукой на то место, где сидит спрятавшийся Вовка, и сказать, где он его увидел. Называть имя того, кого нашли, и место, где нашли, — обязательно! Вовка выходит из своего укрытия и идет туда, где лежит палочка-выручалочка, он пока в игре не участвует.
Так водящему надо разыскать всех и застучать их палочкой. Думается, от этой игры издавна и пошло слово «застукать», в смысле: найти, обнаружить, поймать кого-то.
После этого игра начинается сначала, причем водить должен тот, кого первого нашли, то есть в нашем примере Вовка.
«Так чего же бояться водящему в этой игре?» — спросите вы. Конечно, если все обошлось так благополучно и всех удалось найти и застукать, то вроде бы и нечего.
Но вспомните название игры: «Палочка-ВЫРУЧАЛОЧК А»!
Вот это свойство палочки и есть самое коварное для водящего. Дело в том, что после того, как водящий нашел и застукал одного или нескольких спрятавшихся, любой из оставшихся, еще не найденных игроков может выручить и себя, и всех остальных. А делается это таким образом. Когда водящий опять пойдет искать и удалится подальше от места, где лежит палочка, кто-нибудь выскакивает из засады, быстро подбегает к палочке и с радостным криком: «Палочка- выручалочка, выручи всех!» — хватает ее и стучит. Это значит, что он всех выручил, в том числе и Вовку, который, конечно, рад больше всех! Кстати, ребята, вот отличный пример взаимной выручки. Не забывайте его и в жизни!..


После такой неудачи бедному водящему приходится начинать все сначала, то есть он опять идет к палочке, считает, все вырученные прячутся, а ему снова надо искать всех.
Но если водящий внимателен, опытен и хитер, то он действует очень осторожно. Он старается не уходить слишком далеко от палочки-выручалочки и все время оглядывается по сторонам и назад. Тогда ему иногда удается вовремя заметить рывок выручальщика, мгновенно повернуться, побежать и схватить палочку на секунду раньше, застукав игрока, который сам нерасчетливо выскочил из своего убежища. Здесь водящему тоже надо кричать: «Палочка пришла, Алешку (выручальщика) нашла!»
Только учтите, что найденные и выручившиеся не имеют права подавать какие-либо знаки спрятавшимся, а тем более подсказывать водящему, где они спрятались. Выдавать товарищей нехорошо, игра должна быть честной.
Ну а вообще-то как лучше искать водящему?
Во-первых, не надо суетиться. Обдумайте порядок, в котором вы будете осматривать места, где кто- то мог спрятаться. Сначала нужно осмотреть самые близкие места и застучать тех, кто там сидел. А потом можно будет уходить искать все дальше и дальше.
Во-вторых, внимательно глядите по сторонам. Помните, что спрятавшиеся тоже за вами наблюдают из своих укрытий. Когда вам удастся заметить и узнать такого неосторожно высунувшегося наблюдателя — немедленно застукивайте его! А если узнать не удалось, то не подавайте виду, что вы что-то заметили. Однако держите это местечко на примете, пока дойдет до него очередь.
И в-третьих. Передвигаться во время поисков надо бесшумно, крадучись, чтобы никого не спугнуть. Однако тут может случиться такое, к чему надо быть готовым заранее... Однажды мне оставалось всего двоих найти. Ну и решил я заглянуть за угол дальнего крыльца. А пацану, который давно там сидел, именно в этот момент приспичило по-смотреть, далеко ли водящий и нельзя ли пробежаться к палочке. Мы с ним чуть носами не столкнулись! Такая умора была!.. Я и сам опешил от неожиданности. Но все- таки успел раньше его сорваться с места...
Бывает и так, что водящий кого- то увидел вдали и не спеша трусит обратно к палочке. Найденному бежать бесполезно — не успеет. Но вдруг откуда-то со стороны, совершенно неожиданно, выскакивает игрок, сломя голову несется к палочке и выручает всех. В том числе и только что найденного. Поэтому водящий в любом случае должен к палочке так бежать, будто за ним кто-то гонится.
И еще одно замечание. Если кто- то в начале игры замешкается и не успеет спрятаться до окончания стука — считай, сам виноват. Водящий имеет полное право застучать его.
Ну а теперь, как обычно, раскрою вам кое-что из своих секретов. Правда, они уже не будут секретами после того, как выйдет эта книжка, но ведь не все ее прочитают, поэтому вполне могут вам пригодиться на первых порах.
Знаете, как можно выручиться без всякой беготни, причем после того, как вас уже увидели? Вот что мы делали.
Когда бежали прятаться, то иногда на ходу менялись одеждой. Рубашками, если они разного цвета, или один другому отдаст свою куртку, а сам остается в рубашке, или вообще кто-нибудь скинет пиджак и забросит его в куст... Вот тогда водящий может обознаться и назвать не то имя, особенно, если увидит издали. А если ошибся, найденный кричит: «Обозначка!» — и спокойно выходит — он считается вырученным.
Но в игре есть еще одно правило, которое в какой-то мере может помочь водящему избежать этих ошибок: найденные и выручившиеся игроки не должны далеко разбре-даться от палочки-выручалочки, а быть всегда на виду у водящего, чтобы он в любую минуту мог на них взглянуть; среди них может оказаться и один из поменявшихся одеждой. Соображаете?
Хочу поделиться с вами еще одной, правда, отчаянно рискованной уловкой. Когда все убегали прятаться, я вдруг возвращался, потихоньку прокрадывался к водящему, становился почти вплотную за его спиной и замирал... Все, кто видел такое нахальство, вытаращивали глаза. А водящий спокойно заканчивал счет, брал палочку, стучал ею и клал на место, чтобы идти искать. Так вот, только он положит палочку, я из-за спины мгновенно протягивал руку, хватал палочку и орал: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» Представляете, какая физиономия была у водящего?!

Но, сами понимаете, риск здесь громадный. Ведь если эта шутка не удастся — будешь самым первым найденным со всеми вытекающими последствиями... Поэтому хочу дать несколько советов тому, кто захочет попробовать. Главное — уметь предугадать, в какую сторону будет поворачиваться водящий, беря и кладя палочку. Чтобы самому вовремя перемещаться за спиной, прячась от его глаз. Ведь палочка у него в руках, вырывать ее нельзя, увидит — пиши пропало! Второе — все надо делать бесшумно. Хотя водящий в это время и говорит свою приговорку, и колотит палкой, но на любой шорох за спиной он непременно оглянется. Третье обязательное условие — чтобы он ни разу еще сам на эту «удочку» не попадался. И наконец, последнее. Не забывайте, что в солнечную погоду все предметы имеют коварную привычку отбрасывать тень.
Теперь давайте рассмотрим такой вопрос: можно ли нескольким ребятам в одно место прятаться? Отвечу сразу — да, можно. Так же как в прятках, казаках-разбойниках и других подобных играх. Но вот стоит ли, надо решать вам самим, смотря по обстоятельст-вам.
В палочке-выручалочке мы иногда не из-за того, что не хватало мест, а нарочно прятались по двое, особенно, когда место укромное и не очень далеко от палочки. Тогда если одного из нас найдут, а другой в это время сумеет схорониться, то водящий уже не станет заглядывать в это место поглубже и пойдет искать дальше. А что будет после этого, надеюсь, вам понятно. В подобных случаях одному из двоих можно даже рискнуть и как бы нечаянно показаться из укрытия.
И еще один секрет.
Когда мне приходилось бывать в роли выручальщика (а мне очень нравилось рисковать и чувствовать себя героем!), то иногда я даже не старался бежать очень быстро к палочке-выручалочке. Особенно когда водящий чересчур осторожен и никак не хочет уходить подальше от спасительной палочки, как говорится, «тянет резину». А сам я спрятался далеко и добежать до палочки первым у меня нет никаких шансов.
Тогда я выжидал момент, когда водящий отвернется в другую сторону от меня, потихоньку, стараясь не шуметь, выходил из укрытия и на цыпочках крался к палочке- выручалочке. Крался до тех пор, пока не оказывался ближе к ней, чем водящий. Тогда уж я бросался со всех ног к палочке, хватал ее и выручал всех.
Иногда, хотя и не очень часто, это у меня получалось.
Но можно в игре выручить и одного себя, когда никто еще не найден. Для этого надо выбрать удобный момент, первым добежать до палочки и крикнуть: «Палочка- выручалочка, выручи меня!» Выручаться надо всегда, если представится такая возможность, так как в этом случае тебя первым уже не найдут и поэтому водить не придется. Но обнаруживать себя, пока еще никто не найден, надо с осторожностью и наверняка, чтобы не оказаться при неудаче первым застуканным, то есть тем, кому и нуж-но будет водить.
Ну, а когда спрятавшиеся услышат с облегчением, что первого застукали, они, ничем уже не рискуя, изо всех сил стараются выручить товарища, попавшего в беду. И кому-нибудь это часто удается. Но особенно приятно, когда последнему ненайденному игроку удается выручить всех. Тут бывает такая всеобщая радость (кроме водящего, конечно), что этот подвиг долго еще вспоминается во дворе. Поэтому каждый старается все-таки прятаться подольше, чтобы попытаться выручить как можно больше игроков.
По этой причине и водящему надо быть особо внимательным, когда ненайденными остались всего один-два игрока...
Как вы поняли, в этой игре разрешается в любое время перебегать с места на место и перепрятываться. Ну, например, когда первый найден, перебраться поближе к палочке. Только вот не знаю, нужно ли рисковать и облегчать задачу водящему? Ведь он запросто может заметить эти перебежки и застучать увиденных — поодиночке, а если повезет, и двоих сразу. А кому тогда останется выручать первого и всех остальных? В общем, решайте сами по ходу игры.
Но, конечно, любому игроку, в том числе и последнему, не обязательно выручать всех. Мало ли какие могут быть у вас желания или соображения! Вдруг вам захочется избавить водящего от его нелегкой обязанности или чтобы поводил первый из найденных? Но почти всегда всех выручают.
Что еще можно сказать о различных положениях, которые могут возникнуть в игре?
Если водящий показал и крикнул, что он увидел кого-то, а найденный не растерялся, успел первым добежать до палочки и постучать, то он считается не найденным, а вырученным, а может быть, и выручившим других игроков.
И наконец, может случиться так, что всем удалось выручить себя, а сам водящий вообще никого не сумел застукать. Тогда он водит снова.
Как видите, единственный случай, когда водящему удается освободиться от своего вождения, — это когда он сумеет найти и застукать всех без исключения игроков.
Но чтобы этого добиться, приходится ой как здорово потрудиться и побегать! А порою это и совсем не удается, все время находится какой-нибудь ловкий и быстрый выручальщик. Тогда придется водить завтра, а то и послезавтра, пока не отводишься. Особенно могут заводить, когда много игроков участвует в игре. У нас иногда человек по двенадцать играло, и все большие, ловкие, хитрые. Это кошмар какой-то!
Поэтому когда вы будете играть в палочку-выручалочку и вам достанется водить, — сохраняйте выдержку и никогда не отчаивайтесь, как бы трудно вам ни приходилось. Это, впрочем, необходимо в любой подобной игре. Закаляйте свою волю. Мне самому приходилось по нескольку раз подряд безрезультатно водить, ну и что? Конечно, набега-ешься, разберет зло и на себя за свои промахи, и на выручальщика, которым иногда бывает твой лучший друг, но ведь когда-нибудь да повезет! Может дождь пойти или просто на сегодня кончится игра. А вдруг завтра кто-то попросит принять его «на новенького»? Но уж зато в следующий раз, когда водить приходилось другому, он тоже никак не мог меня застукать.
Вижу, что я тут слишком много страху на вас нагнал, поэтому уточню: так «трагично» для кого-либо игра складывается редко, обычно за игру меняется несколько водящих.
И наконец, последнее правило — любой желающий может добровольно сменить незадачливого водящего. И тот обязан отдать ему палочку. Но, увы, такие смельчаки редко находятся!
Теперь вы сами, ребята, видите, какая это захватывающая, интересная и полная всяческих неожиданностей игра — «палочка-выручалочка»!

ЧЕХАРДА

«Само название Чекарда есть татарское, и игра эта перешла к нам от Татар...» — говорится в одной старинной книге. Значит, чехарда существует на Руси уже более пяти веков! Проживут ли столь долго многие из современных игр? Мне думается, чтобы игра жила в народе, она должна быть истинно народной. А отнюдь не одним из много-численных видов спорта, которым занимается не так уж много людей и где конечной целью являются спортивные достижения. Правда, сейчас наблюдается и обратное явление — футбол превратился из спорта, каким он является для футболистов, в упрощенную дворовую игру мальчишек. То же можно сказать и о хоккее. Но это, я считаю, только благодаря тому, что забылись наши родные русские народные игры, а играть во что-то ведь надо!
Поэтому давайте поиграем в чехарду. Чем больше интересных и разных игр будете знать, тем здоровей и веселей вам будет жить.
Говоря по-простому, чехарда — это перепрыгивание друг через друга. Кто в школе прыгал через «козла», тому не составит труда играть и в чехарду. Но тут есть некоторые особенности и даже правила. Поэтому начну по порядку.
Играть в чехарду могут только мальчики, и не моложе тринадцати лет. Девчонок ни в коем случае не допускайте. Это не девчоночья игра. Во всяком случае мы с ними в че-харду не играли.
Лучшие места для игры — ровная площадка, поросшая невысокой травой, или песчаный берег, или простая земляная дорога, по которой редко ездят. На полу или на асфальте старайтесь не прыгать, особенно когда среди вас есть новички.
Для того чтобы сыграть в чехарду, нужно не меньше двух человек: кто прыгает и через кого прыгают (этот у нас тоже назывался «козел»). Потом они поменяются местами.
Козлу очень важно правильно встать, чтобы его не зашибли и не свалили при перепрыгивании. Для этого следует выставить левую ногу на шаг вперед, согнуть ее в ко-лене и обеими руками крепко упереться в него. Причем левая рука упирается в само колено, а правая будет чуть выше. Старайтесь, чтобы левая нога от ступни до колена стояла вертикально, крепче будет упор и легче выдержать тяжесть прыгуна. Правая нога тоже согнется, а наклоненное туловище чуть развернется вправо. И голову не забудьте опустить. Теперь остается только покрепче стоять на ногах, не шевелиться и не оборачиваться назад.
Ну, а сейчас перейдем к самому главному и трудному в чехарде — к прыганью.
Для разбега отойдите от козла шагов на десять назад. Разбегайтесь небольшими и частыми шагами, постепенно убыстряя бег. Шага за два от козла оттолкнитесь одной ногой, легко подпрыгните и приземлитесь, чуть приседая, на две ноги и сразу же изо всех сил отталки-вайтесь от земли обеими ногами и прыгайте вверх и вперед. На лету разведите ноги и упритесь ладонями в козла, дополнительно отталкиваясь руками. Мы это называли прыгать «разножкой». Помните, что основное в прыжке — мощный толчок ногами, а руки должны только слегка касаться козла! Как только перелетите через него, ноги сводите вместе и приземляйтесь на носки, колени врозь, сильнее сгибая ноги и держа руки впереди на случай падения. Упираться ладонями надо в самую высокую точку козла — в его плечи, ибо если упретесь в спину или ниже, то получится толчок и можете козла вообще свалить. И не замедляйте разбега перед прыжком. Некоторые с первого раза не могут перепрыгнуть и плюхаются верхом на козла, а кое-кто, бывает, и перепрыгнет, но зацепится за козла и падает вперед. Козел должен быть готов ко всяким случайностям. До сих пор помнится ощущение, как у меня замирало сердце, когда я в первый раз в жизни рискнул прыгнуть через козла. Да тут еще ребята постарше подначивают — слабо да слабо! Ну я и прыгнул. И ничего страшного не случилось, нормально прыгнул. Только весело стало!
Вот и все о технике. Теперь расскажу, как мы играли в чехарду.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.