Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12. Не полезно хвалиться мне; ибо я приду к видениям и откровениям Господним.






Не полезно хвалиться мне; ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

2. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

3. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает).

Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился.

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.

11. Я дошел до неразумия, хвалясь: вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто:

Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.

13. Ибо чего у вас недостает пред прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.

Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.

Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.

Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитер, лукавством брал с вас.

17. Но пользовался ли я чем от вас чрез кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?

18. Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?

19. Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию 1)

20. Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас таким, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,

Чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

Г) О восхищении Апостола до третьего неба (XII, 1-10).

Здесь речь идет о двух предметах: а) о восхищении в рай (1-6) и б) о пакостнике плоти, данном Апостолу для прикрытия его духовных совершенств. – да не превозносится, имея постоянно такого напоминателя о немощи нашей природы (ст. 7-10).

Описание бедствий, какие Св. Апостол терпел за имя Христово, были в глазах истинных христиан твердым свидетельством достоинства истинного служителя Христова. Но не все Коринфяне были такими: некоторые хотели определять достоинство Апостола по откровениям, бывшим ему, по чудесам, совершенным им. Как бы снисходя слабости и таковых, Св. Павел в похвале о себе переходит к видениям и откровениям; хотя и опять оговаривается, что для него лично это не полезно.

а) Глава 12.

1. Не полезно, говорит, мне хвалиться; почему? – Потому, что перехожу к сказанию о бывших мне откровениях, чтобы похвалами вашими за них не впасть мне в гордость. «Ибо, обыкновенно, надмевают нас не заслуги сами по себе, но то, что многие о них свидетельствуют и знают» (Св. Злат.). Видение здесь одно и тоже, что откровение посредством видений. Откровение обнимает все, что бывает угодно Богу открыть людям. Бывает оно «умное», когда в ум влагается видение; бывает «внешнее», когда Бог или ангел является и говорит, что нужно; но бывает и посредством видений. Видения тоже бывают различны: или представляют духовное в образах, каковы напр. видения пр. Иезекииля и Апокалипсиса, но тогда требует нового откровения в уме, чтобы понять его; или оно есть видение духовного мира в его сущности, когда дух человека необыкновенным образом вводится в созерцание его, не в образах, а как он есть. О таком видении и рассказывает теперь Св. Павел.

2. Не желая хвалиться, но вынужденный к тому, Св. Павел как бы прикрывает себя другим лицом. Я знаю, говорит, человека истинно-верующего во Христа, который 14 лет тому назад (пред отправлением Св. Павла на первую проповедь к язычникам – в Иерусалиме, или Антиохии – неизвестно) был восхищен духом – духовно – до 3-го неба – в рай. Не могу, говорит, сказать, участвовало ли в этом восхищении тело, или была только одна душа, Бог знает. Внимание его было занято не этим: оно все было поглощено виденным и на себя не обращалось. После видения вопрос этот мог родиться и вероятно был; но прошло 14 лет, и он остался не решенным. Если сам Св. Павел не решил его, то, значит, и никому нельзя его решить. Точнее так же не решить, что это за третье небо, куда он был восхищен. Можно только одно видеть, что это была область невидимая – духовная, как видение.

3-4. Некоторые толкователи полагают, что здесь Св. Павел говорит о другом восхищении: в первом до третьего неба – в теле ли или духом только, потом с третьего неба в рай, тоже в теле, или одним духом – не знает он. В раю он видел славу Господню и слышал такие слова, какие обыкновенным человеческим языком невозможно и выразить (ср. Иоан. III, 12).

5. Этим-то духовным, облагодатствованным, по милости Божией, состоянием своего внутреннего человека он может хвалиться, но не собой, своими личными заслугами. Его заслуги, да и то по милости Божией, заключались только в немощах, страданиях за веру Христову. Этим он может похвалиться для славы Господа.

6. Если. Говорит, сказанное о другом, восхищенном в рай. Отнесу к себе, то не сделаю безумного дела, не скажу лжи; ибо так было и на самом деле. И прямо, по-видимому, говорит, кто был восхищенный в рай, а все еще прикрывает себя. Так ему не хотелось явиться в блеске своего духовного величия. Боюсь, говорит, выставить себя во всем своем величии, чтобы кто-нибудь не подумал обо мне больше, что видит и слышит от меня. Сам Бог устроял так его жизнь, чтобы он не мог впасть в искушение превозношения.

б) 7. Св. Павел удостаивался многочисленных откровений от Бога. Но чтобы он, по слабости ли человеческой, или по наущению дьявола, не впал в самомнение – гордость, Господь устроил для него предохранительное средство – позволил ангелу сатаны уязвлять его – унижать, посрамлять пред людьми, чтобы ему нельзя было хвалиться пред ними по внешнему. Поэтому он попускал противникам проповеди его о Христе всюду нападать на него, унижать, бить, заключать в темницы (Св. Злат.).

8. Тяжелы были для Св. Павла эти нападки врагов. Он много раз молил Господа, чтоб Он сравнял путь его проповеди, уменьшил нападки врагов, уменьшил сопротивления, бывшие до того времени почти непрерывными у него.

9. Но Господь сказал ему: «довольно для тебя, что ты воскрешаешь мертвых, исцеляешь слепых, очищаешь прокаженных и творишь и другие чудеса при помощи Моей благодати. Не домогайся того, чтобы жить в безопасности, без страха и проповедовать без труда. Но ты скорбишь и печалишься? – Не приписывай Моей немощи того, что многие коварствуют против тебя, терзают тебя, гонят и бьют тебя бичами. Это самое и показывает Мою силу; ибо она совершается в немощи, т.е. когда вы, гонимые, одерживаете верх над гонителями; когда вы, преследуемые, побеждаете своих преследователей; когда вы, связанные, обращаете в бегство связывающих. Итак, не желай излишнего» (Св. Злат.). Услышав от Господа такой ответ, Св. Павел говорит, что он охотнее будет хвалиться своими немощами, в которых проявляется сила Божия, и «какой мере усиливались искушения, в такой мере умножалась и пребывала в нем благодать Христова» (Св. Злат.).

10. Посему, если в немощах обнаруживается сила Бога, Св. Павел охотно терпит пакостника плоти, т.е. обиды, нужды, гонения, притеснения за Христа; ибо когда я немощен, говорит, тогда и силен. «Где скорбь, там и благодать, а где благодать, там и утешение, и сила к перенесению скорби (2 Кор. 1. 5). Ибо тогда душа очищается, когда терпит скорби ради Бога. Тогда она получает большую помощь, потому что имеет нужду в большем содействии от Бога и достойнее большей благодати. Скорбь покоряет высокомерие, приучает к терпению, обнаруживает ничтожество человеческих дел. Ей уступают все страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокомерие, гнев и весь рой душевных недугов. Скорбь вводит в царство, посему к царству тесный путь. Посему и Спаситель сказал: в мире скорбни будете» (Иоан. XVI, 33; Св. Злат.).

Д) О чудесах Апостола Павла в Коринфе с напоминанием еще и о безмездной проповеди у них (ст. 11-18).

11. Я, говорит, дошел в похвале себя до неразумия: вы меня к этому принудили. Я был у вас и действовал как Апостол, и вы знаете это; вам бы поэтому следовало хвалить меня пред лжеапостолами, а вы меня принудили восхвалять себя; ибо я среди вас действовал так же, как кто-нибудь из первых Апостолов, хотя я сам по себе и ничтожен. В чем же он показал себя не ниже первых Апостолов?

12. Все, чем должен показать себя Апостол, вы могли видеть во мне в то время, когда я жил среди вас и на ваших глазах. Вот признаки Апостольства: все переносить великодушно и силою Божьею творить знамения и чудеса для убеждения и утверждения в вере (Мф. XVI, 20). И Св. Павел во всех бедствиях своих проявил великое терпение, потом – силу знамений над природою, чудеса исцелений и власть над бесами.

13. И, однако при всем том могли подумать: не отрицаем, что все это было среди нас; но в других церквах, где действовали Верховные Апостолы, было это в большем количестве и в большей степени; лучше бы нам тех дождаться. Св. Павел и говорит им: пойдите, осмотрите все церкви, и ни в одной не найдете ничего такого, чего бы не было и у вас. Одно только есть, чем вы обделены, то, что я не был вам в тягость, и не докучал вам содержанием. Все другие церкви и мною основанные, и другими Апостолами, не свободны от этого. Но если это вы считаете несправедливостью с моей стороны в отношении к вам, то простите мне такую вину.

14. Я же не буду вам в тягость и тогда, когда приду к вам в з-й раз, потому что не содержания вашего ищу, но душ ваших желаю. Я возродил вас к новой духовной жизни и забочусь о спасении вашем, так как отец заботится об обеспечении своих детей в материальном отношении. Но чтобы не поставить какой преграды благовествованию Христову (1 Кор. IX, 12) и, следовательно, вашему спасению, я никогда не буду вам в тягость.

15. Вот почему так действовал. Не средства их щадил, а души; издерживал свое не потому, что жалел ихнее, а потому, что этого требовало спасение их душ. В других церквах пользование содержанием не препятствовало спасению душ, и он пользовался им, а в Коринфе препятствовало, и он не только не пользовался их содержанием, но и с удовольствием издерживал свое; так он сильно любит их, хотя с их стороны (от некоторых) он видит меньше любви к себе.

16. Враги его, вероятно, говорили, что он сам лично не брал, но, как хитрый человек, брал чрез других, чрез кого-нибудь из своих помощников.

17. Если я сам не брал, а брал чрез своих посланных, то скажите, чрез каких посланных я обирал вас? Да и посланных-то было только двое, не трудно было приглядеть за ними.

18. Вот, говорит, кого я посылал к вам! Можете ли вы сказать, что Тит лихоимствовал у вас? Конечно нет, потому что все действуем в том же духе бескорыстия, идем одною дорогою. Очевидно, стало быть, что враги его клевещут на него.

3) Вооруженный такою властью – приду, не пощажу (XII, 19-XIII, 10).

Здесь заключается вывод из всего сказанного в этой части. Выше Апостол защитил свое достоинство от всех нареканий; теперь спрашивает: что же? Все это я говорил только для того, чтобы только пред вами оправдаться? – Нет. Я имею в виду ваше назидание, чтобы вы исправились от увлечений лжеапостолами, прежде моего прихода к вам, и избавили меня от необходимости проявить на вас мою Апостольскую власть. Не исправитесь – приду, не пощажу.

19. Не подумайте, говорит, что мы говорили о себе только для того, чтобы оправдаться пред вами внешне. Нет, мы говорили, как пред Богом во Христе, говорили о себе так, как мы есть пред всевидящим оком, и говорили не для себя, а для вашего назидания, чтобы привести в должный порядок и строй то, что у вас расстроилось и приняло обратное – ложное направление.

20. Пишу вам все затем, чтобы у вас все было в порядке, чтобы, когда приду к вам, найти вас исправными во всем, что мне и желательно. Боюсь же, чтобы не случилось противного, напоминаю вам, чего бы не желал я встретить среди вас. Чего же, именно, не хотел он встретить у них? Разлада и нечистого поведения. О втором говорит в следующем стихе, а о разладе в этом. Да не будут у вас, говорит, раздоров – из-за желания поставить на своем; зависти к благу других, из гордости и самомнения; гнева – вспышек его и раздражения при столкновениях с другими; ссор (слав.: «ретивости» состязания в делах, при неразборчивости в средствах; клеветы – распространения худой молвы про других по одной догадке, а, иногда, и по злонамеренной лжи; ябеды (слав. «шептания») – робкой клеветы, нашептывания на ухо влиятельным людям на других, с целью повредить им; гордости (слав.: «кичения») – надутости, спесивости, желания и стремления возвыситься над другими, без наличных достоинств; беспорядков (слав.: «нестроения») – неустройства, как следствия предыдущих недостатков. Не хотел бы встретить у них и дел похотных.

21. Нечистой похотью страдали многие в Коринфской церкви. Св. Павел усиленно обличал их за это и старался искоренить это зло еще первым своим посланием. Некоторые исправились, но много еще оставалось неисправных. Поэтому здесь снова отечески побуждает таких исправиться покаянием и до его прихода к ним. Он как бы так говорит: что согрешили – уж что делать, не воротишь; но то горько, если я найду согрешивших не покаявшимися и остающимися упорно в не раскаянии. Хоть и жаль, а придется их отлучить от Церкви; ибо в Церкви не терпимы упорные грешники. Тогда и плакать буду о них. Этим-то смирит меня Бог у вас. Стыдно мне будет и пред собою, и пред Богом, и пред людьми, что хвалился вами пред ними, а, между тем, буду вынужден так поступить с вами. Чтобы не быть мне в таких унижении и горе, и пишу вам все, с желанием, чтобы у вас все пришло в должный порядок и я, пришедши к вам, только радовался бы вашим поведением.

1) Сл.: «созидание» - с греч.: здание, устроение, упорядочение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.