Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коробка передач






Устройство. Коробка передач мотоциклов Ява-250 и Ява-350 четырехступенчатая, с промежуточным валом. Коробка передач (рис. 40) состоит из шлицевого первичного (ведущего) вала 6, вторичного вала 14, промежуточного вала 13 и установленных на них шестерен. Все шестерни - прямозубые.


Рис. 40. Разрез коробки передач и механизма переключения передач:
1 - рычаг переключения передач; 2 - муфта сцепления; 3 - звездочка ведущего барабана; 4 - храповая шестерня; 5, 7, 26 - регулировочные шайбы; 6 - первичный вал; 8 - шестерня первой передачи; 9 и 10 - шестерня второй передачи; 11 и 12 - шестерня третьей пердачи; 13 - промежуточный вал; 14 - вторичный вал; 15 - сальник; 16 - фетровый сальник; 17 - ведущая звездочка задней (главной) передачи; 18 - втулка; 19 - шток; 20 - втулка механизма выключения; 21 - гайка; 22 - стопорная шайба; 23 - рычаг; 24 - ролик; 25 - кулачок механизма автоматического выключения сцепления; 27 - резиновый сальник; 28 - винт; 29 - вал вилок; 30 - корпус электрического указателя нейтрального положения в коробке передач; 31 - контакт; 32 - вилки механизма переключения; 33 - вал механизма переключения передач; 34 - кулиса механизма переключения; 35 - пружина; 36 - возвратная пружина пускового механизма; 37 - сектор пускового механизма; 38 - вал рычага переключения передач; 39 - сальник

На левом конце первичного вала установлена муфта сцепления 2. Этот вал выполнен как одно целое с ведущей шестерней первой передачи. Через сквозное отверстие в первичном валу проходит шток 19 механизма выключения сцепления. В картере левая сторона пер ичного вала установлена на шариковом подшипнике. Правый конец первичного вала вращается в бронзовой втулке вторичного вала 14, выполненного в виде шестерни с хвостовиком, на шлицах которого установлена ведущая звездочка 17 задней цепной передачи.

Вторичный вал, в свою очередь, установлен в картере на шариковом подшипнике, запрессованном в гнезде стенки картера.

На первичном валу находятся кроме упомянутой шестерни, сделанной с ним заодно, еще следующие шестерни (считая слева):

1) свободно вращающаяся шестерня 9 второй передачи;

2) шестерня 12 третьей передачи, установленная на шлицах и вращающаяся совместно с валом.

Промежуточный вал выполнен заодно с шестерней постоянного зацепления и установлен на бронзовых втулках, запрессованных в картере. На промежуточном валу имеются продольные шлицы.

На промежуточном валу находятся еще следующие шестерни (считая справа):

1) свободно вращающаяся шестерня 11 третьей передачи;

2) шестерня 10 второй передачи, установленная на шлицах и вращающаяся совместно с валом;

3) свободно вращающаяся на левом конце вала шестерня 8 первой передачи.

Пары шестерен 9 и 10, 11 и 12 находятся в постоянном зацеплении и образуют соответственно каретки второй и третьей передач. При переключении передач каретки перемещаются по шлицам вдоль валов. Включение отдельных передач, т. е. введение в действие тр буемой пары шестерен, осуществляется при помощи торцевых кулачков, входящих в окна шестерен и шлицевых соединений шестерен-кареток с валами.

В механизме переключения передач имеется фиксирующее устройство, задерживающее каретки во включенном положении и предупреждающее их переход за пределы этого положения.

Коробка передач имеет два фиксированных нейтральных" положения шестерен. Строго говоря, шестерни коробки передач имеют одно нейтральное положение, а кулиса механизма переключения передач фиксирует это положение два раза: один раз между первой и второ передачами, а другой - между третьей и четвертой передачами. В нейтральном положении между первой и второй передачами включается сигнальная лампочка - указатель основного нейтрального положения.

Шестерни и валы коробки передач даны на рис. 41, а их параметры в приложении 1.


Рис. 41. Шестерня и валы коробки передач:
1 - регулировочная шайба; 2 - ведомая шестерня первой передачи; 3 - ведомая шестерня второй передачи; 4 - ведомая шестерня третьей передачи; 5 - промежуточный вал; 6 - регулировочная шайба; 7 - первичный вал; 8 - ведущая шестерня второй передачи; 9 - ведущая шестерня третьей передачи; 10 - вторичный вал; 11 - ведущая звездочка задней цепной передачи; 12 - сальник; 13 - стопорная шайба; 14 - гайка звездочки

Работа коробки передач. За исключением четвертой передачи крутящий момент всегда передается двумя парами шестерен, находящихся в постоянном зацеплении.

При включении первой передачи каретка второй передачи передвигается влево, в результате чего торцевые кулачки шестерни второй передачи на промежуточном валу войдут в окна шестерни первой передачи. Крутящий момент передается от первичного вала на шест рню первой передачи и посредством шестерни, выполненной заодно с промежуточным валом, на вторичный вал (рис. 42, а). При этом ведущая шестерня второй передачи свободно вращается на первичном валу, а ведомая шестерня третьей передачи - на промежуточно валу.


Рис. 42. Схема передачи крутящего момента при включении различных передач:
a) - первая передача; б) - нейтральная передача; в) - вторая передача; г) - третья передача; д) - четвертая передача

При включении второй передачи каретка второй передачи проходит сначала через нейтральное положение (рис. 42, б). При дальнейшем движении вправо ведущая шестерня каретки входит в зацепление со шлицами первичного вала, вращается вместе с ним и через шес ерню каретки второй передачи, установленную на промежуточном валу, передает крутящий момент на этот вал, а шестерня постоянного зацепления, выполненная заодно с валом - на вторичный вал (рис. 42, в). При этом вращаются вхолостую ведомая шестерня перв й передачи, приводимая в движение от первичного вала, и шестерни каретки третьей передачи (в том же положении, что и при включении первой передачи).

При включении третьей передачи шестерни каретки второй передачи передвигаются влево, в нейтральное положение. Шестерни каретки третьей передачи также передвигаются влево, причем шестерня, установленная на промежуточном валу, войдет в зацепление с его шлицами и вал получит от нее вращательное движение. Крутящий момент передается кареткой от первичного вала на промежуточный вал и через шестерню постоянного зацепления на вторичный вал и звездочку главной передачи (рис. 42, г). Ведомая шестерня первой передачи, приводимая в движение ведущим валом, вращается вхолостую на промежуточном валу. Ведомая шестерня второй передачи, приводимая в движение шлицами промежуточного вала, находится в зацеплении с ведущей шестерней второй передачи, вращающейся св бодно на первичном валу. При переходе с третьей передачи на четвертую - прямую - в первой фазе переключения (половина хода рычага переключения) выводится из зацепления со шлицами промежуточного вала каретка третьей передачи, передвигаясь в нейтральное положение, т. е. вправо. При дальнейшем движении рычага переключения шестерни каретки третьей передачи продолжают двигаться вправо и торцевые кулачки шестерни третьей передачи, установленной на шли ах первичного вала, войдут в окна шестерни вторичного вала. Крутящий момент передается от первичного вала через шлицы ведущей шестерни третьей передачи непосредственно на вторичный вал и ведущую звездочку (рис. 42, д). При этом ведомая шестерня трет ей передачи свободно вращается на промежуточном валу. Шестерни первой и каретка второй передачи находятся в таком же положении, что и при включении третьей передачи или нейтрального положения.

Профилактическое обслуживание. Масло для заправки коробки передач выбирается в зависимости от температуры окружающего воздуха: чем выше его температура, тем более вязкое масло должно быть в коробке передач, и наоборот.

При температуре воздуха в пределах 15-25'С для коробки передач целесообразно применять автотракторные масла марок АСп-10; АКЗп-10; АКп-10 (ГОСТ 1862-63), а в очень жаркое время вязкие масла, например, марок МС-20; МК-22 (ГОСТ 1013-49) или MG-20 ГОСТ 9 20-60).

При минусовой температуре окружающего воздуха применяются масла с низкой температурой застывания, например МК-8 (ГОСТ 6457-66) с температурой застывания - 55°С или автотракторное масло марки АКЗп-6 (ГОСТ 1862-63), имеющее температуру застывания - 40° С.

Первая замена масла производится после пробега 500 км, вторая поело 1500 км, третья после 3000 км, последующие после пробега 3000-5000 км.

При замене масла в коробке передач старое масло из нее нужно сливать после возвращения из поездки, когда оно теплое. Теплое масло быстрее и лучше вытекает и уносит с собой больше находящихся в нем частиц металла. Для ускорения выхода масла из коробки передач при сливе масла пробка наливного отверстия должна быть вывернута.

Для контроля осадка в слитом масле масло следует сливать в какую-нибудь емкость. Если обнаружатся крупные (сколотые) частицы металла, это сигнализирует о ненормальной работе коробки передач; кроме того, при сливании в емкость, будет полная гарантия, то масло не попадет на покрышки колес. Слитое масло после отстаивания можно использовать повторно для смазки разных малоответственных узлов и инструментов (замки, тиски, пассатижи, петли на дверях гаража и т. п.).

Коробку передач перед заливкой свежего масла необходимо промыть. Для промывки коробки передач мотоцикл должен быть установлен на подставку, а отработанное масло слито.

Для промывки в коробку заливают 1 -1, 5 л промывочного масла (жидкого), например веретенного. После поочередного включения всех передач с выдержкой в течение 5-10 сек на каждой (при работающем двигателе), масло нужно слить в специальную емкость, с тем чтобы после отстаивания использовать вновь.

Чтобы полностью слить промывочное масло, необходимо найти такое положение мотоцикла, при котором сливное отверстие находилось бы в низшей точке полости картера, для чего под подставку мотоцикла подкладывают какие-нибудь плоские предметы и поднимают и и опускают заднее колесо. Если при сливании масла мотоцикл будет наклонен набок, то промывочное масло может остаться в коробке. Этого допускать нельзя.

При отсутствии промывочного масла можно использовать масло, заливаемое в коробку передач для работы, но предварительно нагретое до 80-90° С. Если масло для промывки заливается холодное, то прежде чем сливать его, следует проехать на мотоцикле 5-10 км, так как промывка неразогретым маслом не дает нужных результатов.

После промывки в коробку передач заливается масло одной из рекомендованных марок (в зависимости от температуры окружающего воздуха). Уровень залитого масла должен доходить до контрольного отверстия в левой крышке картера.

Неисправности коробки передач. Стуки (треск) при включении передач возникают при неправильно отрегулированном сцеплении и при неумелом переключении передач или в результате износа деталей коробки передач (выкрашивание и поломка кулачков, шлицев валов и зубьев шестерен). Исправная коробка должна работать бесшумно.

Затрудненное включение первой передачи при трогании с места может происходить по следующим причинам:

1) неправильно отрегулировано сцепление;

2) велики обороты холостого хода двигателя;

3) повреждена кулиса и собачки механизма переключения;

4) неумелое, грубое включение передачи (включать первую передачу нужно плавным, но энергичным движением рычага, а не резкими многократными толчками).

Затрудненное включение и самопроизвольное выключение передач на ходу мотоцикла (а также и на месте) происходит при большом износе механизма переключения, кулачков шестерен и других деталей коробки передач.

Если включение передач производится с приложением значительных усилий или имеет место самопроизвольное выключение передач при нормально отрегулированном сцеплении, необходимо разобрать сцепление и пусковой механизм, вынуть и осмотреть вал переключени передач и видимую часть кулисы механизма переключения. При отсутствии следов скалывания металла на собачках и пазах кулисы необходимо разобрать картер двигателя для обнаружения и устранения неисправности. Обычно это бывает либо сильный износ деталей коробки передач, либо деформация вала вилок, либо большой осевой люфт промежуточного или первичного валов.

При затрудненном включении и самопроизвольном выключении передач быстро изнашиваются кулачки, зубья и шлицы шестерен, а также шлицы валов. Поэтому при первой же обнаруженной неисправности в работе коробки передач необходимо устранить причину ее возни новения. Иногда самопроизвольное выключение той или иной передачи происходит из-за неполного (небрежного) включения передачи, что тоже не способствует долговечности деталей коробки передач. При небрежном включении передачи фиксатор кулисы срабатывает неполностью, кулачки шестерен не заходят полностью в окна и происходит самопроизвольное выключение передачи, которое вызывает скалывание и износ кулачков и окон шестерен. В этом случае для устранения самопроизвольного выключения передач надо изменить свой стиль управления коробкой передач.

Течь масла является одной из распространенных неисправностей коробки передач. Она может быть в следующих местах:

1) в плоскости стыка левой крышки и картера из-за повреждения прокладки или торцевых поверхностей крышки и картера, появившихся в результате неаккуратной разборки двигателя. Течь устраняется заменой прокладки, а испорченную поверхность крышки или кар ера следует восстановить нитрокраской, эпок-сидным или другим клеем с металлическим наполнителем;

2) в уплотнительных узлах ведущей звездочки задней передачи, штока механизма выключения сцепления и вала рычага переключения передач в результате износа сальников или при излишке масла в коробке передач. В этом случае течь устраняется установкой норм льного уровня масла в коробке передач или заменой сальников при их износе или повреждении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.