Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г.Альметьевск. август 2013 год).






ПРОТИВОСТОЯНИЕ.

 

Процессу создания и развития Национальной системы компетенций и квалификаций, как показывает практика, оказывается организованное противодействие силами, не желающими преобразования российского деструктурированного рынка непрофессиональных людей трудоспособного возраста в национальный рынок квалифицированных востребованных профессионалов.

Что это за силы? Кто за ними стоит? Каким образом они мешают инновационному развитию общества и какими последствиями это грозит? Как этому противостоять?

На эти вопросы я постараюсь ответить в статье, которую предлагаю вниманию тех, кому не безразлична судьба нашей страны и жизнь будущих поколений.

 

1.

Рынок начинает жить, когда появляется спрос. На рынке труда спрос определяет работодатель, ищущий профессиональную рабочую силу. Профессиональные параметры этой рабочей силы выражены в профессиональных стандартах, которые, в свою очередь, описывают носители профессии, объединённые в профессиональные сообщества. Именно профессиональные сообщества, так как стандарт будет тогда объективен и признаваем, если он является результатом коллективного труда, обсуждения и признания. Профессиональная рабочая сила, в лице конкретных людей, выступает в качестве продавца самой себя и цена её зависит от наличия у неё профессиональных компетенций, обобщённых в профессиональной квалификации.

Профессиональные компетенции человек получает на другом рынке, который называется рынок образовательных услуг. Он представляет из себя далеко и не только систему государственных учебных заведений начального, среднего и высшего образования. Сюда относятся и негосударственные учебные заведения, и консалтинговые компании, и школы профессионального мастерства, и индивидуальные мастера-преподаватели, и наипростейшие мастер-классы. Этот рынок объединяет все субъекты, в той или иной степени, прививающие профессиональные компетенции будущему или уже состоявшемуся профессионалу. Даже получение компетенций на рабочем месте в результате профессиональной деятельности является частью рынка образовательных услуг.

Человек, понимая реальные потребности рынка труда, самостоятельно отбирает себе профессию или недостающие компетенции, выбирает оптимальный вариант их освоения и получает возможность предложить себя, как квалифицированную рабочую силу на удовлетворение потребностей спроса, то есть работодателя. При этом, оптимальность заключается не столько в стоимости обучения, сколько в соответствии варианта действующим на рынке труда профессиональным стандартам и скорости освоения компетенций.

Вход на рынок труда сопровождается системой входного контроля качества, представленного независимой от образования системой оценки и сертификации профессиональных компетенций и квалификаций. Будучи независимой от образования, она полностью зависит и отвечает интересам работодателей и представляющих их профессиональных сообществ.

По принципу сообщающихся сосудов рынок труда и рынок образовательных услуг взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга, создавая совершенно самоокупаемый общий инновационный механизм, именуемый рынок квалифицированных востребованных профессионалов.

И никаких надстроек…

 

2.

В нашей стране, к сожалению, такая надстройка есть и роль сообщающихся сосудов выполняет административно-бюрократический аппарат управления системой образования, и в том числе, профессионального. В результате такого «управления» мы имеем не соответствующих требованиям рынка труда выпускников учебных заведений, дефицит инженеров и специалистов с «думающими руками», низкое или полностью отсутствующее качество специалистов мехатронных профессий, перенасыщение рынка дипломированными филологами (экономика, юриспруденция и прочее), отрицательный баланс между рабочими и дипломированными, но неквалифицированными управленцами. Министерство образования и его региональные структуры, по сути, не имея реального представления о качестве и количестве спроса, продолжает вырабатывать на гора Федеральные государственные образовательные стандарты, якобы согласованные с работодателями и основанные на искусственно созданном спросе рынка труда. Далее, под жёстким контролем Обрнадзора насильно заставляет их практиковать в государственной системе профессионального образования. Потом, само же у себя оценивает результаты обучения с последующим присвоением квалификаций. От такой практики, как показала реальность, разрыв между спросом и предложением на рынке труда только продолжает увеличиваться.

Административно-бюрократические и надзорно- дискриминационные функции укреплены системой государственного бюджетного финансирования, что обеспечивает безбедное существование даже тех учебных заведений, потребность в которых на рынке труда сведена к нолю.

Не меньший вред уже успело нанести возрождённое Министерство труда, которому было отведено право формировать регистр из 800 профессиональных стандартов, количество, которое озвучил Президент РФ. Я до сих пор не пойму, откуда взялась такая цифра и кто (наверное, с испугу) её произнёс главе государства, но сам факт сделать попытку связать рынок труда с системой образования через такой же административный аппарат вызывает недоумение. В результате, чиновники, поняв, что к назначенному сроку нужного количества не будет, пошли уже проторенной дорожкой «очковтирательства», когда на рассмотрение стали принимать пачки бумаги, где на титульном листе означалось – профессиональный стандарт, а внутри содержимого – стандарт образовательный (иногда с приложенной должностной инструкцией). То есть, Минтруд стал элементарно принимать эти бумаги от образовательных учреждений, что совершенно далеко от здравого смысла и идеи НСКК, но вполне соответствует представлениям и «совести» чиновника, привыкшего втирать очки вышестоящему начальству. Таким образом, мы видим, что Минобраз не одинок и здесь подтверждается тезис, что не может быть гнилой только часть системы. Коррозии подвергнут весь административно-бюрократический аппарат и доверять ему нельзя никогда!!!

В итоге, мы имеем совершенно неэффективную, давно отжившую себя, весьма сомнительную и уж совсем не инновационную систему управления, которая явно тормозит создание рынка квалифицированных востребованных профессионалов.

Но самое неприятное, что сдавать своих позиций чиновничий аппарат не собирается. Административный ресурс и бюджетная составляющая обеспечивают им власть над народом через самую актуальную категорию социального и интеллектуального развития общества, как образование. Власть просто так не отдают.

 

3.

В самом начале разработки Дорожной карты Национальной системы компетенций и квалификаций автор статьи, в числе многих экспертов-профессионалов, не питал особых иллюзий относительно простого пути без малейшего сопротивления. Это озвучивалось и коллегам из Агентства стратегических инициатив, возглавивших процесс разработки.

Однако, уже после написания экспертами основных и первоочередных мероприятий Дорожная карта была отдана на согласование в тот же самый административно-бюрократический аппарат. В результате чего через год мы получили совершенно растерзанный документ, не только возвращающий нас к исходной позиции, но и усугубляющий положение вещей. За период «согласования» мы получили по инициативе этого аппарата ещё больший механизм надзора за образовательной деятельностью; появились организации. внешне напоминающие институты развития квалификаций, но по внутреннему содержанию полностью противоречащие здравому смыслу и идеологии НСКК; началась настоящая девальвация идеи независимой и добровольной сертификации.

К таким организациям можно смело отнести АНО «Национальное агентство развития квалификаций», учреждённое РСПП, но полностью афелированное с Федеральным институтом развития образования (ФИРО), которое, по долгу службы, проводило и продолжает проводить политику Министерства образования. При этом НАРК уже давно, не стесняясь, берёт на себя роль «федерального центра по развитию квалификаций страны». Принцип административного централизма там во главе всех принципов. Это же агентство уже раздаёт статусы «Федеральных» агентов подобным себе «клонам», как кошка метит углы. Результаты не заставляют себя ждать…

Самый последний и яркий пример продемонстрировало АНО «Челябинское региональное агентство развития квалификаций» (ЧРАРК), которое при солидарной поддержке НАРК провело массовую «сертификацию» выпускников различных кулинарных и пищевых учебных заведений.

За основу были взяты профессиональные стандарты профессионального сообщества «Федерации отельеров и рестораторов России». Это, казалось бы, хорошо, но при этом ни учебные программы, ни контрольно-измерительные материалы, ни назначенные эксперты ни коим образом не были представлены самому профессиональному сообществу на экспертизу и дальнейшую аккредитацию. При чём, сертификации подверглись выпускники учебных заведений. не имеющие практики, а следовательно, и какой либо квалификации. По прохождению так называемой сертификации, схожей с дополнительным экзаменом за дополнительную плату, соискатели получили «сертификаты» на бланках Ростехрегулирования, которые не являются документом признания профессиональным сообществом. На лицо обман, профанация, дискредитация идеи и девальвация самой процедуры независимой и добровольной сертификации. Когда же эта практика при содействии НАРК начинает рекламироваться, как «правильный подход», то здесь уже возникает огромная опасность возникновения последователей. При административном ресурсе Министерства образования РФ наличие таких последователей будет расти в геометрической прогрессии.

Кстати, стоит упомянуть, что данная компания, взяв на себя функции системо –образующей организации, так и не вышла за рамки развития профквалификаций парикмахеров и визажистов. Создаётся впечатление, что именно в этих отраслях Челябинской области планируется создание сотен тысяч высококвалифицированных рабочих мест.

Более того, ЧРАРК официально провозглашает обособленность областного рынка труда и административно препятствует вхождению на территорию региона других систем развития квалификаций. Видимо, там нет до сих понимания, что рынок труда, как и рынок квалификаций экстерриториальны и ценность сертификата о квалификации только возрастает с расширением географии профессионального признания. Региональный сепаратизм - ещё один немаловажный фактор торможения НСКК на местах.

К сожалению, для проходимцев и прохиндеев от лже-сертификации этого не достаточно и, пользуясь поддержкой местного чиновничьего аппарата, они уже создают различные, удобные для себя, экспертные советы по сертификации при губернаторах и полномочных представителях Президента РФ, обеспечивая себе легитимность и признание административно-бюрократической системы. Это чревато серьёзными препятствиями для позитивного развития проекта, когда экспертиза будет носить заказной и предвзятый, в угоду чиновничеству, характер.

К сожалению, непосредственную руку поддержки таким клонам протянуло именно Агентство стратегических инициатив, одобрив эти проекты в рамках НСКК. И таких проектов было не мало. Ошибки не совершает тот, кто ничего не делает...Только, не много ли ошибок, и не слишком ли будет большая цена за них? Но пусть это останется уроком, и даст пищу для размышлений в будущем..

 

4.

Провокационная деятельность на фоне благовидной и благородной идеи на этом не заканчивается. Хотелось бы остановиться на движении WSI, которое, как утверждают, предназначено и нацелено на популяризацию и совершенствование профессионального образования рабочих профессий. Я не стану останавливаться на «результатах» чемпионата в Лейпциге. Меня волнует другое…Почему до возникновения этого коммерческого движения, похожего скорее на студенческий КВН в рабочих спецовках, в АСИ ничего не говорили и не актуализировали тему национальных конкурсов профессионального мастерства, имеющих почти столетнюю историю, начиная с первых лет Советской власти и продолжающуюся в отраслях современной России? Может дело в коммерческой составляющей WSI???

Как то мне попытались привести аргумент, что в результате таких вот соревнований было выявлено компетентное преимущество таиландских сварщиков над другими. Кто-то припомнит, сколько тайцев варили швы на газопроводе «Уренгой – Помары-Ужгород» или на Байкало-Амурской Магистрали? Более того, если уж быть точными, то российские сварщики ещё со времён СССР работают и проходят квалификационную сертификацию по международным стандартам. И причём здесь популяризация рабочих профессий среди российской молодёжи?

Есть и куда более конкретный вопрос на засыпку. А почему популяризацией рабочих профессий по этой самой программе WSI (WSR) на Среднем Урале занимается внутренняя структура Уральского государственного экономического университета? Известно, что там готовят управленцев, а не рабочих. С какой целью дважды доктор наук, возглавляющий данное учебное заведение, так активно актуализирует эту тему, если одновременно ежегодно самым активным образом ведётся набор абитуриентов для получения высшего экономического образования? Если бы ректор перешёл руководить в ПТУ, то это действительно существенно привлекло бы учащихся в такое учебное заведение, где рабочим специальностям готовят преподаватели с учёными степенями.

Ответ очень прост и заключается он в популистском характере, как самого движения, так и тех людей, кто занимается на этой теме элементарной саморекламой из тщеславных соображений. Идея благородная и социальная, а вот частные цели популяризаторов меркантильные. Толку от таких двойных стандартов не будет уже только потому, что элементарно уводит от реальной проблемы и отвлекает работодателей от практических дел по вовлечению молодёжи на производство.

А ведь в этом же городе активно и весьма плодотворно работает Российский государственный профессионально-педагогический университет, который уже много десятилетий готовит преподавателей этих самых рабочих профессий. Более того, этот университет уже готов к обучению своих студентов на основе профессиональных стандартов, чего не скажешь об экономическом университете.

Если мы хотим популяризировать и реально завлекать молодёжь в рабочие профессии, то здесь вообще сомнительна результативность различных общественных движений, «славящих человека труда» с размахиванием флагов и транспарантов. Во главе угла стояла и стоит заработная плата и уверенность рабочего человека в том, что он будет иметь гарантию:

- качественной и действительно необходимой профессиональной подготовки,

- объективного подтверждения и широкого признания имеющейся профессиональной квалификации,

- объективного профессионального стандарта, а не инструмента «потогонной системы»,

-зарплаты, соответствующей подтверждённой квалификации,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.