Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие интеллекта и креативности






 

В условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней Белоруссии, необходимо научиться находить наилучшие (оптимальные) решения. Речь идет об освоении творческого (креативного) подхода к принятию решений.

Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытия. Это означает, что идея, положенная в осно­ву изобретения, превратилась в нововведение.

Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания.

В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций.

Потенциал научных знаний представляет собой весьма важный интеллектуаль­ный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости. Без него в настоящее время практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию. В нашей стране имеется бо­лее 30% населения с высшим и средним специальным образованием.

По данным ООН Беларусь обеспечена научными разработкам, коммерческая стоимость которых оценивается десятками миллиардов долларов, в то же время в стране отсутствует экономический механизм, позволяющий эффективно продвинуть их на рынок.

Слово «Креативность» происходит от англ. CREATE — создавать, творить. Однако в нашем языке понятия «креативность» и «творчество» имеют не совсем одинаковые смысловые оттенки.

Творчество — деятельность, результатом которой является появление новых идей, материальных и духовных ценностей.

Креативность — способность генерировать необычные, новаторские идеи, находить принципиально новые, уникальные решения, связывать предметы или образы так, как их раньше не связывали. Это всегда некий потенциал, внутренний ресурс человека.

Креативность возможна благодаря дивергентному мышлению (расходящееся, открытое, бессистемное, бесплановое, игровое), которое является антагонистом конвергентного (сходящегося) мышления.

Конвергентное мышление предполагает, что на любой вопрос существует единственно верный, однозначный ответ (мы твердо знаем, что дважды два — четыре; Волга впадает в Каспийское море; кирпич — строительный материал и т. д.).

Основные количественные параметры креативности:

· продуктивность — способность к генерированию идей (Бюро патентов США выдало чемпиону Т. Эдисону 1 083 патента);

· беглость — количество идей, продуцируемых в единицу времени.

Основные качественные параметры креативности:

· гибкость — способность генерировать разнообразные идеи; возможность охватить во время поиска решений далекие друг от друга области; умение отказаться от неперспективных направлений поиска; использование разных стратегий, приемов и методов в творческом процессе;

· оригинальность — главный показатель, основа креативности.

Люди различаются по уровню креативности, как и по другим качествам. Нельзя утверждать, что при рождении все одинаковы. Однако гораздо больший вклад, чем родительские гены, в формирование креативности вносит среда, в которой растет человек.

В течение жизни креативность может изменяться. Ее спады и подъемы связаны с особенностями жизненных этапов.

Для большинства людей характерно снижение креативности после шести лет. Школа основные усилия направляет на развитие конвергентного мышления. Там нужны послушание и регламентированное поведение, что не способствует проявлению креативности.

Второй спад обычно происходит около 30 лет, когда человек становится профессионалом, нарабатывает шаблоны, что уменьшает необходимость проявления креативности (пример активности для руководителя — двугорбый верблюд).

К счастью, творческий потенциал может активизироваться в любом возрасте, в том числе за счет специального обучения и создания необходимых условий. Тренировке поддаются все параметры креативности.

Следовательно, креативный менеджмент (КМ) — управление кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности, основанное на целенаправленном поиске неординарных, оригинальных идей и поиске путей их реализации. Он является одним из основных направлений в развитии общественного производства.

Предмет КМ — изучение теории и практики поиска неординарных идей при проведении изменений, разработке инноваций и осуществлении инновационного процесса.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.