Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика качества






В отечественной практике промышленного производства тра­диционно считалась качественной продукция, обладающая совокупностью свойств, которые обусловливали ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее целевым назначением. Эти свойства продукции интерпретировались в определенные параметры, которые фиксировались в нормативной документации на продукцию. Однако в условиях рынка предпри­ятию важно не только произвести продукцию в соответствии с ус­тановленными заранее требованиями на нее, но и реализовать произведенную продукцию.

Качество как экономическая категория является обществен­ной оценкой, характеризующей степень удовлетворенности пот­ребителей в конкретных условиях потребления той совокупнос­тью свойств продукции, которой наделили ее изготовители. В то же время по отношению к предприятию достигнутое качество вы­пускаемой продукции непосредственно влияет на его конкретные экономические результаты деятельности.

Экономические категории качества проявляются двояко: через прибыль производителя от продажи качественно изготовленно­го продукта и через его затраты на обеспечение ожидаемого по­купателем качества.

При насыщении рынка, когда конкурентная борьба стала осо­бенно жесткой, повышение качества создаваемого продукта и его производства на конкретном предприятии зачастую становится вопросом самого его существования в силу того, что оно (качес­тво) является главным фактором увеличения выручки от реали­зации конкретной продукции.

При оценке и анализе затрат на обеспечение качества необхо­димо учитывать две составляющие: затраты на соответствие и из­держки на несоответствие. Основными составляющими затрат являются издержки на:

а) превентивные действия, отражающие часть стоимости продукта для потребителя, ко­торые включают затраты производителя по снижению риска по­лучить продукт или услуги, не соответствующие потребительс­ким ожиданиям;

б) инспекцию, включающие из­держки производителя на обнаружение несоответствия и дефек­тов в процессе проектирования и производства или оказания услуг с целью их исключения;

в) внутренний брак, которые включают затраты производителя на устранение в процессе производства или оказания услуг выявленных им оши­бок и дефектов. Эти затраты являются издержками изготовителя, которые он не может вернуть в дальнейшем за счет потребителя;

г) внешний брак включают дополнительные затраты производителя на исправление дефектов переданного производителю продукта или оказанных услуг. Внешний брак связан с дефектами, обнаруженными покупателями и торговой сетью (посредником). Поэтому кроме издержек на устранение этого брака производитель несет неизмеримо большие моральные издержки, отражающиеся на его имидже и репутации на рынке.

С точки зрения окупаемости затраты на качество могут быть разделены по трем уровням (группам): затраты, оплачиваемые по­купателем, затраты, которые могут быть частично возвращены из дополнительной прибыли предприятия, и невозвратные издер­жки производителя.

Рассматривая стоимость качества, следует иметь в виду, что одним из важнейших вопросов анализа экономических аспектов качества является распределение составляющих стоимости ка­чества между производителем и потребителем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.