Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иисус — вот единственный путь






Недавно я посетил семинар, который проводил один психиатр, известный своей новаторской работой в краткосрочной психодинамической терапии*. После того, как я просмотрел на видеозаписи методы его ра­боты, мне на ум пришло несколько идей.

Во-первых, я получил еще одно подтверждение моим убеждениям, которые заключаются в том, что для достижения реальных перемен в человеке необхо­димо иметь дело с глубокими процессами, происходя­щими внутри личности. Неправильно думать, что са­модисциплина, и ничего больше, способна привести к тем переменам, которые необходимы, чтобы человек стал ближе ко Христу. Когнитивный подход (будь то мирской или принявший форму христианства) также

* Краткосрочная психодинамическая терапия — это современный вариант классической психоаналитической психотерапии, в кото­ром основная роль отводится более активной (и поэтому более кон-фронтационной) работе толкования. И хотя в этом подходе развива­ется много версий, общим в них является стремление тщательно отбирать пациентов, а также убеждение, что с конкретными пробле­мами можно справиться в сравнительно короткий период времени. Кроме того, все версии этого подхода выражают психодинамический взгляд на человеческую личность.


Иисусвот единственный путь 247

не может адекватно взаимодействовать с важными убеждениями души — убеждениями, обусловленны­ми упрямым стремлением обрести жизнь без Бога.

Поведенческая модель в процессе перемен в челове­ке в одинаковой степени отрицает необходимость субъективного осознания желаний (которое необходи­мо, если человек хочет испытать радость общения) и важность и сложность внутренней переориентации. Упор на ответственность и видимые перемены отража­ет учение Библии, но лишь тогда, когда это не уводит нас от мысли о наших обманчивых сердцах, которые требуют глубокого покаяния и зависимости от Бога.

Писание, помимо всего прочего, призвано раскры­вать нам те мысли и мотивы, которых мы раньше не осознавали. Результатом этого процесса должна стать полная зависимость от Бога, из которой развивается истинное послушание.

Психодинамические теории предпринимают опре­деленные усилия, чтобы проникнуть вовнутрь челове­ческой личности. И хотя их модель человека состав­ляет непосредственную конкуренцию библейскому взгляду (в такой же степени, как и когнитивная и по­веденческая модели), они тем не менее призывают об­ратить внимание на внутренние процессы личности, что очень важно для настоящей перемены.

Во-вторых, мне стало грустно. Всемирно известные руководители, специалисты, которые призваны помо­гать людям, иногда очень эффективно работают с теми проблемами, которые волнуют человеческую душу, но никогда не вникают в суть вещей. Они не могут этого сделать. И когда жизнь предстает перед человеком во всей своей реальности, единственным разумным выхо­дом представляется обращение ко Христу, либо само­убийство, либо возврат к определенному уровню отри­цания (что само по себе не более чем дом, построенный

на песке)*

Мирская терапия в лучшем случае снижает уро­вень отрицания, давая людям возможность более чест­но оценивать самих себя и окружающих. Уже одно это делает мирскую консультацию менее вредной, чем многое из того, что приходится на долю библейской консультации, в которой стремление людей следовать


248


Как понимать людей


Иисус — вот единственный путь


249


 


строгим моральным принципам может лишь усилить отрицание. Такое стремление в сочетании с открытым взглядом на реальность отражает веру; если же такое стремление является средством, с помощью которого человек старается скрыться от болезненных сторон ре­альности, — это уже лицемерие.

Как грустно, когда мирские специалисты оказыва­ются гораздо ближе к реальному миру, чем верующие! Только христиане обладают тем источником, который позволяет им жить без отрицания, однако нехристиа­не порой чаще принимают все то, что происходит в их жизни, чем христиане.

И все-таки нехристиане лишены самого главного. Без Бога человек так или иначе, но отрицает две су­щественные реальности человеческой жизни, каждая из которых способствует стремлению к Богу как к единственной надежде. Первая реальность — это то, что мы созданы для таких взаимоотношений, которые в этом греховном мире недоступны. В глубине души каждого человека есть такая жажда, которая будет полностью удовлетворена только на небесах. Вторая отвергнутая реальность — это ужасающий факт греха. За каждой неорганической проблемой стоит явное движение от Бога в сторону самодостаточности, и в этом направлении, которое становится причиной всех бед, движется 'каждый человек.

Если мы не понимаем, что значит зависеть от Хрис­та и покаяться в греховном стремлении быть дальше от Бога, все улучшения носят чисто поверхностный характер, независимо от того, насколько значимыми и удовлетворительными они нам кажутся. Освобожде­ние от симптомов, новый прилив энергии, более здо­ровые взаимоотношения имеют смысл только в той степени, в какой они отражают движение к Богу. В противном случае они лишь создают иллюзию незави­симости, иллюзию того, что жизнь можно обрести и без взаимоотношений с Богом, не следуя Его воле.

Когда я покидал семинар этого психиатра, мне при­шла на ум еще одна идея. Общение с Богом на самом деле является единственным ответом на вопросы жизни. Когда я иногда сокрушаюсь по поводу того, что христианское учение кажется совсем бесплодным,


я неизбежно вспоминаю слова Петра: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни...» (Иоанна 6: 68).

И хотя христианские руководители очень часто учат этой истине так, что Благая Весть остается без внимания, она от этого не перестает быть истиной. Не­редко мирские специалисты с должным вниманием и глубиной рассматривают сложные жизненные ситуа­ции, в то время как христиане лишь декларируют клише, что вовсе не отвечает на сокровенные вопросы сердца. В результате неверующие часто более эффек­тивно помогают людям в их эмоциональных пробле­мах, чем христиане.

Но все усилия неверующих неизбежно упираются в недостаток. Они обходят тот факт, что без Христа нет никакой жизни, есть только ее временная имитация. И все, что является подражанием жизни и побуждает людей жить без Бога, ошибочно и опасно.

Источником всех полезных стремлений является Иисус. Благая Весть — это действительно добрая весть. Когда выявляются внутренние беды людей, когда человек чувствует неудовлетворенные желания и это приводит его к невыносимой боли, когда в каж­дой частице человеческой мотивации проступает эго­изм, тогда (и только тогда) в полном свете проявляет­ся чудо Благой Вести.

Женщины, страдающие от анорексии, супруже­ские пары, не могущие понять, что произошло с их теплыми чувствами, люди среднего возраста, не нахо­дящие покоя и испытывающую неимоверную уста­лость, молодые люди, впадающие в панику при стол­кновении с жизненными трудностями, люди, ненави­дящие свои извращенные сексуальные побуждения, но следующие им, — для них, как и для всех нас, я хочу выразить такую простую мысль: мы все можем найти ответы.

Христианская консультация может иногда помочь. Мирская терапия может выявить те скрытые пробле­мы, на которые надо обратить внимание. Посещение церковных служений, молитва, изучение Библии и свидетельство должны быть частью нашей жизни.


250


Как понимать людей


Иисус — вот единственный путь


251


 


Главным является готовность совершать праведные поступки.

Но ответ на все вопросы жизни заключается в об­щении с Христом, личном и проникновенном обще­нии, которое может проходить несколько мгновений, но к которому человек может идти долгие и трудные годы.

Когда я пишу эти слова, я больше всего боюсь, что меня неправильно поймут и начнут думать о том, чего я вовсе не хотел сказать. Многие из тех, кто провоз­глашает «Христос — это ответ», подходят к глубоко расстроенным людям напористо и упрощенно, что только усугубляет проблему. Если мы скажем челове­ку, находящемуся в клинической депрессии, что Христос может удовлетворить все сокровенные жела­ния его души, это окажет на него такое же воздейст­вие, какое оказывает один голос на всенациональных выборах: он влияет на ситуацию, но только в совокуп­ности со многими другими голосами. Мне ненавистна сама мысль о том, что эта книга может побудить пас­торов консультировать страдающих агорафобией, го­мосексуалистов, пребывающих в депрессии домохозя­ек одним лишь обращением к ним со словами «доверь­тесь Христу и не забывайте Его слушаться».

В такой консультации плохо то, что ее редко вос­принимают. Трудная работа по (1) исследованию самых сокровенных желаний души через открытый взгляд на разочарование в общении и (2) понимание тонкостей самозащитного поведения как предпосылки покаяния должны вспахать почву, для того чтобы се­мена веры и послушания пустили корни. Консульта­цию и ученичество невозможно вместить в программу, состоящую из нескольких визитов. Чтобы помочь людям познать Господа с тем, чтобы изменить их жизнь, необходимо принимать активное участие в проблемах людей, а это сложный, не всегда прият­ный, увлекательный, изнурительный, долгий про­цесс.

Но этот процесс может привести к осознанию того, что Иисус — ответ. В самых сокровенных уголках вашей души есть жажда такой любви, которую может дать только Иисус. Мы стремимся к такому осозна-


нию ценности, которое доступно только в этом обще­нии, и больше нигде. Когда мы начинаем особенно сильно чувствовать свои стремления, чувствовать, что наше нежелание довериться Богу предстает перед нами во всей своей неприглядности, тогда истина о том, что Иисус — это жизнь, начинает глубоко прони­кать в нас.

Путь к зрелости долог и труден. Но его можно прой­ти — и нужно пройти. Иногда этот путь к жизни может показаться путем к смерти. Более глубокое осознание наших неосуществленных желаний и более тщательное понимание нашей греховной самозащиты — это болез­ненный процесс. Но осознание боли дает нам возмож­ность обрести сильную веру, а осознание греха ведет нас к глубокому покаянию и послушанию.

Есть путь к жизни. Этот путь — наш Господь. Он есть истина, которая дает нам свободу идти вместе с Ним. Он есть жизнь, которую мы можем испытать сейчас более полно и свободно, на всю вечность. Во всем, в том числе и в консультации, Христос должен быть самым главным.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.