Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность зрелости: осознанная зависимость






если любовь является свидетельством зрелости, то что является ее сущностью? Что определяет характер зрелого христианина? Люди — не машины, в которые можно было бы заложить программу любви. Они не реакторы, которые могли бы под определенным давле­нием вести себя так, как нужно. И мало сказать людям, что любовь представляет из себя набор опре­деленных действий, а затем призвать их любить не по принуждению, а по выбору.

Что-то такое определенно имеет место. Любящие люди должны призвать на помощь свою волю, чтобы действовать на благо других людей зачастую против своих чувств. Но если они будут поступать только так, если при этом не будет происходить никаких глубо­ких перемен, их любви не будет хватать присутст­вия. Те люди, которых они любят, могут почувство­вать, что о них заботятся, они даже могут почувство­вать, как в них развивается подкрепляющее их тепло, но они не смогут глубже познавать Господа. Те люди, которые активно общаются с окружающими, способ­ны своим присутствием оживлять обстановку. Но


Сущность зрелости: осознанная зависимость 237

такое присутствие ничего не будет значить, если ради­кальным образом не изменить характер.

Когда консультируемые борются со своими пробле­мами, связанными с анорексией, депрессией, разоча­рованиями в детях, мы, будучи консультантами, до­лжны работать с ними таким образом, чтобы помочь им активнее проявлять любовь. Мы должны думать не только о тех проблемах, которые их беспокоят, но и об их характере, лежащем в основе их поведения. Как нам это сделать? Что такое характер?

Каждый христианин согласен с тем, что послуша­ние Слову Божьему является главным в процессе раз­вития характера. Хотя мы иногда ведем себя не так, как того хочет от нас Бог, всем нам ясно, что христи­ане должны стремиться жить по Божьим заповедям. Но характер подразумевает не только стремление к послушанию.

Одно дело — провозглашать с кафедры, что мы не должны «заботиться ни о чем», и совсем другое — четко знать, что это значит, когда дочь в подростковом возрас­те уезжает из дома на выходные дни с подругой с сомни­тельной репутацией. «Что нам делать? Должны ли мы разрешить ей ехать? Может быть, мы слишком снисхо­дительны? Но наши друзья были слишком строгими со своей дочерью, а она забеременела. Должны ли мы рас­спрашивать ее о том, как она провела время, если она приедет и ничего не будет нам говорить?»

Как консультант может помочь таким родителям? На самом деле нет реального способа, чтобы знать с определенностью, правильно ли поступили родители или нет, дав своей дочери возможность уехать. Также непросто принять решение, устраивать ли ей допрос по возвращении или нет. Когда Писание не дает ника­ких четких указаний относительно какой-то ситуа­ции, принцип нашего поведения должен заключаться в том, чтобы в действиях отражалась любовь.

Но что это значит? Не существует никаких формул, определяющих, что нужно посоветовать родителям. Их стремление к послушанию не вызывает проблем. Они должны понять, что значит для них любить свою дочь. И чтобы сделать это, они должны более глубоко вникать во все вопросы, касающиеся ее характера.


238

Как понимать людей

Любовь предусматривает действие, направленное на развитие в другом человеке духовности, а не на самозащиту. Чтобы знать, что бы это значило в дан­ном конкретном случае, необходимо иметь некоторое представление об особенностях самозащиты родите­лей девочки и об уровне ее зрелости. Мудрость по от­ношению к дочери и любовь к ней должны контроли­ровать то, что они делают.

Как проходит этот процесс? В попытке найти ответ на данный вопрос возникают расхождения. Чтобы знать, что отражает любовь и что правильно, нужно ли «анализировать» и «вникать» в реалии таких внут­ренних процессов, как сокровенные ожидания, за­щитные образы, глупые убеждения, манипулирую­щие цели, деструктивные эмоции? Необходимо ли проводить анализ личности, чтобы развивать харак­тер? Приносит ли свои плоды процесс проникновения в глубинные вопросы личности, нужно ли смотреть на то, что скрыто под водой, вникать в реалии казалось бы бесконечной сложности и неопределенности? Когда мы проводим такое исследование личности, не превращаем ли мы психологические исследования в усилия помочь в первую очередь самим себе, не извра­щаем ли мы тем самым вопросы духовности? Почему бы просто не молиться об этом, делать только то, о чем ясно сказано в Писании, и не оставить все остальное на волю Бога?

Вероятно, в консервативных кругах самый рас­пространенный взгляд на развитие характера заклю­чается в том, что, если мы усвоим в полной мере до­статочно хорошее учение и будем стремиться жить благочестивой жизнью, трудные стороны нашего ха­рактера либо исчезнут, либо исправятся. При таком подходе, если спросить страдающего от депрессии че­ловека, в чем он испытывал разочарование, когда был ребенком, это будет уступкой мудрости психологии и компромиссом с истиной Библии. Неважно, где он чувствовал разочарование. Важно, что он делает со своей жизнью перед Богом. Послушание — это источ­ник и сущность благочестивого характера. Поэтому человек должен привести свою жизнь в соответствие со стандартами Библии. Он должен с любовью, но


Сущность зрелости: осознанная зависимость 239

твердо стремиться больше времени проводить над изу­чением Писания, исповедовать и оставлять все те грехи, которые он осознает, принимать участие в христианском служении и жить, отвечая на все каж­додневные требования жизни. Консультация стано­вится не чем иным, как уточнением этих принципов его жизни в контексте всего того, что может оказать ему поддержку. Это один взгляд.

Такой подход может привнести изменения. Но помо­жет ли он в развитии характера, который дает человеку свободу любить так, чтобы все это чувствовали, и не стремиться при этом к самозащите? Или же он приведет к бесстрастному конформизму, некоему образу жизни, который удовлетворяет его церковь, но делает этого че­ловека менее живым и менее человечным?

Когда среди служителей церкви возникают напря­женные отношения, руководители, как правило, дела­ют то, что им кажется наилучшим, не прибегая при этом к тщательным самоисследованиям самозащиты. Процесс самоисследования — грязный процесс, пус­тая трата времени, процесс, который отвлекает внима­ние от «работы с проблемой и активного служения». Ничто так не требует бескорыстия, как честное иссле­дование мотивов человека в контексте открытых вза­имоотношений. И это самый важный фактор для снятия проблем, связанных с напряженными взаимо­отношениями. Тот характер, который отражает насто­ящую любовь, никогда не будет развиваться отдельно от процесса выявления факторов самозащиты и раска­яния в них.

Поскольку мы стремимся определить, какой харак­тер дает возможность человеку по-настоящему лю­бить, я хочу сначала внимательнее рассмотреть то, как христианская культура понимает процесс разви­тия характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.