Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подсознание






Когда психолог говорит о бессознательном, многие евангелисты сразу делают вывод, что его мирская под­готовка в большей степени влияет на его образ мыс­лей, чем учение Писания. Поскольку Фрейд был пер­вым, кто систематизировал и объяснил, каким обра­зом бессознательные силы воздействуют на поведение, то принято считать, что данная идея относится к об­ласти психиатрии, а не богословия. В результате, пока церковь призывает людей делать то, что люди осознают, психотерапевты именугдело с людьми, ко­торые чувствуют, как таинственные силы внутри них мешают им следовать за Богом.

Однако сейчас в церкви растет движение, которое возродило идею о бессознательном, но эта идея сильно отличается от взглядов Фрейда. Евангелисты Новой Эры утверждают, что бессознательное не должно рас­сматриваться как хранилище опасных побуждений, которые необходимо понимать и держать под контро­лем. Ударение здесь делается, скорее, на скрытый по­тенциал человеческой личности, резервуар творче­ских способностей, которые мы в большей части не



Как понимать людей


Начало перемены: покаяние



 


осознаем. «Высвобождение бессознательного» означа­ет соприкосновение силы внутренней мысли с твор­ческой реальностью.

На мой взгляд, бессознательное не является ни про­изводной от мирской идеи Фрейда, внедренной в хрис­тианское богословие, ни увлекательным, но нераскры­тым источником, с которым я могу стать богоподоб­ным. Мое понимание элементов бессознательного в че­ловеческой личности неразрывно с учением Библии о том, что прежде всего наши сердца обманчивы и не­имоверно слабы.

Стих Послания к евреям 3: 13 призывает нас подхо­дить друг к другу так, чтобы не давать волю чувству, естественному для падшего человека, — ожесточе­нию, которое исходит от обманчивости греха. По-ви­димому, вполне возможно обманываться по поводу своей греховности настолько, чтобы даже не осозна­вать своей внутренней испорченности.

Вспомните еще раз метафору об айсберге. Над уров­нем воды находятся поступки, убеждения и эмоции. Под водой скрыто множество образов и убеждений, которые мы выбираем и которых мы придерживаем­ся, но которые мы не хотим ясно определить. Мы живем согласно тем идеям, о которых в целом даже не догадываемся (схема 9.1).

Большинство евангельских семинарий готовит своих студентов к служению, отвечающему пробле­мам, находящимся над уровнем воды:

• Исследовать Писание и провозглашать истину,
учить людей, во что им надо верить.

• Призывать людей поступать в соответствии с
Божьими наставлениями.

• Призывать людей быть послушными независимо
от тех эмоций, которые они испытывают.

Каждая из этих задач является правомерной, жиз­ненно важной и правильной. Но если не ведется рабо­та с тем, что скрыто под водой, то усилия, потра­ченные на разрешение «внешних» проблем, лишь усу­губляют ситуацию: они ведут к гибельному экстер-нализму, при котором все внимание уделяется лишь внешнему соответствию текущей обстановке. Ха-


рактерными чертами такой общины станут давление, стремление осуждать и наказывать, законничество и гордость, а не глубокая и искренняя любовь к Богу и другим людям.

Пасторы и другие христианские руководители, ра­ботающие только над теми проблемами, которые видны, порождают либо роботов, либо мятежников по духу. И эти роботы продолжают и дальше идти к раз­битым сосудам, не способным держать воду. Те обра­зы, которые дают возможность жить, используя силу своих собственных источников, а также убеждения, которые помогают выработать стратегию жизни (т.е. проблемы, скрытые под водой), остаются нераскрыты­ми, неосознанными и неизмененными.

Солисты поют ради своей славы, и люди призна­тельны им за их талант, подростки преданно выпол­няют свои обязанности " в церкви и получают похвалу как благочестивые дети, бизнесмены дают щедрые по­жертвования церкви, и пасторы и служители отвеча­ют им огромным уважением, а приход наполняется фарисеями, людьми, которые «снаружи» чисты и ду­ховны, но «внутри» наполнены неосознанной испор­ченностью.

Мы должны учиться работать со скрытыми пробле­мами, которые обычно трудно определить, но которые серьезно воздействуют на наш образ жизни. Мы долж­ны понимать, что происходит внутри личности, чтобы


170


Как понимать людей


Начало перемены: покаяние


171


 


определить, как помочь людям бороться с теми фак­торами, которые мешают им двигаться вперед в сто­рону зависимости от Бога.

Некоторые христиане соглашаются с важностью бессознательного, но затем складывают все в нехит­рую поклажу и предоставляют Святому Духу для ис­целения. Они избегают столкновения лицом к лицу с болезненной реальностью всего того, что им непонят­но. От этого они чувствуют себя беспомощными и при­бегают к защитным образам и убеждениям, выбирая при этом путь зависимости. Исцеление памяти, «дру­гая жизнь» и «второе благословение» объединяет одна общая черта: выбор неправильных направлений, кото­рые потом мучительно осознаются в процессе настоя­щей перемены. Это уже не ум, который нуждается в обновлении; это, скорее, некие внутренние психологи­ческие условия, за которые мы не несем никакой от­ветственности (мы жертвы), которые должны изме­ниться посредством таинственного действия Святого Духа. Активное покаяние в результате заменяется пассивным отступлением.

Я считаю, что внутри каждого из нас происходят процессы, которые определяют направление выбран­ного нами пути, а также стратегию, которую мы ис­пользуем, чтобы защититься от боли личного круга и жить в предвкушении удовольствий. И как только че­ловек замечает эти процессы, у него возникает силь­ное но опасное стремление исследовать их и выявить до конца. Начинается своего рода битва между «я» и «оно». Я воюю с неким внутренним противником (можно даже сказать — с другой личностью), который сражается со мной за обладание властью.* Если я делаю что-то неправильно, в этом виновата сила, от-

'-" В христианских кругах учение о «двух природах» выражает ту же самую идею. Есть «Я» (Я в действительности нахожусь во Христе, моя новая природа, которая совершенна) и «другое Я» (та личность, которой я был, моя старая природа, которая полностью греховна). В моем теле постоянно идет гражданская война. В результате этого я становлюсь своего рода посредником между этими двумя вражду­ющими сторонами, стараясь ободрить доброго воина и смягчить ста­рого, а не простой личностью, которая каждый раз отвечает за выбор между зависимостью и независимостью.


личная от меня самого. Поэтому чувство личной от­ветственности становится все слабее. Обычная идея психоанализа состоит в том, что эти процессы каким-то образом контролируют меня. Я становлюсь жерт­вой сил, которые отличны от меня самого.

Фрейд говорил о сознательном «я» — das Ich. Боль­шое значение он придавал также бессознательной части человеческой личности, или «ему» — das Es. В результате такого мышления человеческая личность представляется как часть, за которую я несу ответст­венность, и другая часть, за которую я не отвечаю.

Да, действительно, мы в одно и то же время жерт­вы и активные личности. Но я не верю в то, что мы являемся жертвами нашего бессознательного. Разу­меется, мы являемся жертвами того, что другие люди делают с нами. Но те образы и убеждения, которые мы развиваем в контексте нашего окружения, пред­ставляют из себя сознательное стремление осмыс­лить мир так, чтобы~стала прочнее наша независи­мость.

Внутри^самих себя мы являемся только активными личностями. Чтобы создать образы, которые защища­ют нас от растерянности, подвергающей ударам наши независимые души, мы совершаем преступный выбор. Мы делаем такой выбор также и для того, чтобы при­держиваться убеждений, которые обещают нам удов­летворение без Бога.

Подтверждать существование бессознательного внутри каждого человека — это не значит идти на компромисс с учением Библии об ответственности че­ловека. Вовсе не нужно придерживаться концепции об ответственности, отвергая при этом существование бессознательного в человеке.

Подсознание существует. Просто во всем том, что мы делаем, руководствуясь нашими обманчивыми сердцами, мы не чувствуем его. И мы не хотим осо­знавать того, во что мы верим на самом деле и в каком направлении мы идем на самом деле. Мы не хотим чувствовать боль взаимоотношений, которая угрожает разрушить нас. Но мы должны смотреть в глаза нашей боли и той стратегии, которую мы используем, чтобы от этой боли убежать. Боль может привести нас


172


Как понимать людей


Начало перемены: покаяние


173


 


к Господу. Неправильную стратегию нужно встретить покаянием и сменой направления.

Поскольку мы упорно стремимся держать под кон­тролем свой мир, чтобы чувствовать себя увереннее, мы не хотим чувствовать отчаянную боль и каяться в нашей греховной стратегии. Именно поэтому никто не видит себя ясно до тех /гор» пока кто-то другой не выявит все его пороки.

Бог дал нам три способа честно взглянуть на себя:

• Слово Божье (Евреям 4: 12-13).

• Дух Божий (Псалом 138: 23-24).

• Люди Божьи (Евреям 3: 13).

И я отвечаю за то, чтобы просить о помощи со сто­роны этих трех Божьих представителей, чтобы лучше понять тот неправильный путь, который я бессозна­тельно выбираю, а также помогать им, когда они будут говорить мне о том, какой я есть на самом деле.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.