Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поверхностный взгляд на грех






Проблема заключается в грехе, а противодействие ему — покаяние, вера и послушание. Но, сказав это, мы обнаруживаем, что попытки понять эту проблему и методы ее решения только начинаются. Чтобы по­нять, почему жаждущие носители Божьего образа проходят мимо холодного потока живой воды и ищут удовлетворения в сухом песке пустыни, мы должны понять безумие греха. И мы должны задуматься об этом как следует.

Вероятно, самым большим препятствием для пони­мания того, что из себя представляет библейская кон­сультация, является слабый и поверхностный взгляд на грех. Позвольте мне привести отрывок из книги Ричарда Ловлейса «Динамика духовной жизни». От­рывок довольно большой, но он стоит того, чтобы его рассмотреть.

«За последние два столетия понимание греха в цер­кви наряду с пониманием Бога в значительной степе­ни претерпело изменение. Реформаторы понимали, что падшая человеческая природа обусловлена при­сутствием первоначального греха, силой, способной властвовать над человеком и обусловливающей его преступные действия. Они считали, что человек обла­дает свободой выбора делать то, что ему нравится, но без обновляющего труда Святого Духа он никогда не будет стремиться к Богу и служить Ему. Без благода-


148


Как понимать людей


Люди обладают способностью думать


149


 


ти даже самые лучшие его поступки будут основаны на неверии, и даже его достоинства будут обращены против Бога...

И хотя со стороны может показаться, что большин­ство людей являются растерянными искателями исти­ны, наивно уважающими Бога,...реальная жизнь по­казывает, что, если ими не движет Святой Дух, у них развивается естественное отвращение к настоящему Богу, бесконтрольное желание нарушать Его законы, и каждый раз, когда они вообще только о Нем заду­мываются, они склонны только осуждать Его. Они на­ходятся в нравственной вражде с Богом, Который от­крывается людям в Библии. Поскольку Его цель рас­ходится с целью людей буквально во всем, они нена­видят Его больше, чем все остальные ограниченные существа на земле, и прекрасное тому доказательст­во — то, как они поступили с Его Сыном. Как прави­ло, они не осознают эту вражду, она не видна за пеле­ной их неверия...

В ХVIII и XIX веках этот глубокий анализ греха был отвергнут растущим рационалистическим движе­нием, сторонники которого, из-за своего смутного представления о Боге, стали давать такое определение добродетели, которое не имеет никакого отношения к вере в Бога. Они стали говорить о врожденной добро­детели человека. В то же самое время церковь пере­стала понимать, что такое грех, как и перестала осоз­навать Бога. И постепенно грех получил такое опре­деление, при котором его можно было объяснить чисто рационально: грехэто осознанное и добро вольное нарушение общепринятых законов... [выде­лено мной].

В конце XIX столетия, когда церковь совсем утра­тила всякое представление о бессознательных моти­вах, кроющихся за чисто видимыми действиями, Зигт мунд Фрейд вновь раскрыл этот фактор и облек его в форму тщательно разработанной и глубокой светской мифологии. Одним из последствий этого существенно­го сдвига стало то, что в XX веке роль пасторов зачас­тую стала сводиться к роли законнических моралис­тов, в то время как более глубокие аспекты исцеления


душ стали задачей психотерапии, даже среди еван­гельских христиан.

Но структура греха в человеческой личности гораз­до сложнее самих по себе действий и помыслов соз­нательного непослушания в прямом смысле этого слова. Если смотреть с точки зрения Библии, то грех нельзя ограничить отдельными инстанциями или ха­рактерными чертами плохих поступков; грех — это нечто такое, что сродни психологическому термину комплекс', органическое сочетание компульсивных подходов, убеждений и поступков, неразрывно свя­занных с отходом от Бога. Грех зарождается во время затемнения человеческого рассудка и сердца, когда человек отворачивается от истины о Боге и верит в ложь о Нем, а следовательно, и в ложь обо всем Его творении. Греховные мысли, слова и поступки исхо­дят из этого затемненного сердца автоматически и им­пульсивно, подобно воде, вытекающей из загрязнен­ного фонтана.

И человеческое сердце становится резервуаром бес­сознательных и беспорядочных мотиваций и отве тов, о которых невозрожденные люди, если они предо­ставлены сами себе, просто не догадываются, пото­му что " лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? " (Иеремия 17: 9)... Просмотрев Послание к римлянам (1: 18-23), мы можем определить механизм, с помощью которого формируется этот бессознательный резервуар темно­ты, как подавление травматического материала, в первую очередь истины о Боге и о нашем состоянии... Их темнота — это всегда добровольная темнота, хотя они и не осознают, что подавляют истину [выделено мной]»*.

Несколько идей напрашивается после прочтения этого отрывка.

1. Грех — это не просто плохое поведение.

2. Определение греха как просто «осознанное и добро­
вольное нарушение общепринятых законов» — уп-

*· Richard Lovelace Dynamics of Spiritual Life. Downers Grove, 111: InterVarsity, 1979. P. 86 89


150


Как понимать людей


Люди обладают способностью думать


151


 


рощевный подход к очень сложной и страшной ре­альности греха.

3. Чтобы понять грех, мы должны внимательно рас­
сматривать убеждения и мотивы, которые скрыва­
ются за действиями.

4. Убеждения, которые скрываются за действиями, а
также мотивации, которые исходят из этих убеж­
дений, как правило, носят бессознательный и пре­
ступный характер (духовная слепота желанна, а
потому предпочтительнее).

5. Если духовно слепые люди должны осознать свою
греховность, необходим просветительский и возро­
ждающий труд Святого Духа.

6. Если мы не поймем, что грех является корнем бес­
сознательных убеждений и мотивов, и не опреде­
лим, как нам обнаружить эти глубокие силы, спря­
танные в каждой личности, и как с ними бороться,
церковь и дальше будет выполнять роль чисто но­
минального регулятора, тогда как психотерапевты,
независимо от того, основаны ли их теории на уче­
нии Библии или нет, будут и в дальнейшем лучше
церкви помогать людям восстанавливать свои
силы. И в этом кроется большая трагедия.
Вероятно, главная ошибка евангельских церквей

заключается сегодня в недостаточном понимании греха, как это утверждает Ловлейс. Многие пасторы смотрят на грех, как на айсберг, и проповедуют такой взгляд другим людям. Они беспокоятся только о том, что видно над поверхностью воды. Подобно наивному капитану, который ведет свое судно в обход макушки айсберга, не понимая, что скрытая под водой основная часть ледяной горы может пропороть его судно, хрис­тианские учителя слишком часто довольствуются тем, что их ученики исходят из церковного определения греха, которое толкует его как неправильное пове­дение.

При таком подходе к греху очень сложно справить­ся со многими греховными убеждениями и непонят­ными мотивами. Результатом этого становятся внеш­нее приспособленчество, которое маскируется под ду­ховное здоровье, внутренняя пустота и развращен-


ность, которые не дают человеку радоваться Богу и принимать активное участие в жизни других людей. Апостол Павел говорит, что настоящая перемена в нас требует не только отказа от греховного поведения. Настоящая перемена требует, чтобы мы полностью осознали, насколько затемнен наш разум, и поняли, что значит дать Святому Духу обновлять наш ум так, как об этом написано в Послании к римлянам (12: 1-2):

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, пред­ставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугод-ную Богу, для разумного служения вашего, и не сообра­зуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, бла­гая, угодная и совершенная».

Обновление ума — это не просто запоминание Пи­сания и размышление над истиной Библии, хотя и то, и другое — хорошее и нужное дело. Это не про­сто «мысли о жизни» и стремление помнить о том, что Бог говорит в Своем Слове, хотя это тоже необ­ходимо.

Обновленный ум вовсе не означает некий ум, на­полненный веселыми клише о радости жизни или о нашей возможности превратить трагедию в триумф.

Настоящая перемена — это перемена внутри само­го человека, в котором обманчивое сердце, полное мо­тивов, скрытых даже от самого этого человека, и за­темненный ум, скрывающий идеи, которых мы даже не осознаем, должны быть выявлены и сопоставлены с Божьей истиной.

Если грех действительно подразумевает подсозна­тельные убеждения и мотивы, которые отвергают ис­тину о жизни Христа и уводят нас от Него к другим якобы источникам жизни (неправильным путям, ве­дущим к смерти, но кажущимся правильными), то мы должны обратить серьезное внимание на то, как мы думаем, о чем мы думаем и как наш ум может обно­виться.

В этом состоит главный смысл второго элемента личности как Божьего образа: способности думать.


152


Как понимать людей


Люди обладают способностью думать


153


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.