Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Покаяние






____.конечной причиной каждой трагедии являет­
ся то, что человек не стремится к Богу, и если грех
является корнем всех препятствий на пути к позна­
нию Бога, то главным элементом в понимании того,
как происходят настоящие перемены, должно стать
покаяние, поворот от греха.

Искупительная смерть нашего Господа стала непре­менным условием борьбы святого Бога против греха. По вере в Христа мы получаем прощение наших гре­хов и вступаем в близкие отношения с любящим и


176


Как понимать людей


Начало перемены: покаяние


177


 


всемогущим Богом, а также обретаем от Бога цель в жизни. Мы уже можем жить так, как Бог задумал нашу жизнь, обретая взаимоотношения и импульс.

Чтобы вступить в такие взаимоотношения с Богом, V4 необходимо покаяться, полностью изменить весь наш образ мыслей. Мы должны отбросить неразумную идею о том, что в жизни всего можно добиться своими *' собственными силами, а затем принять ту жизнь, ко­торую дает нам Иисус.

И подобно тому, как невозможно вступить во взаи­моотношения с Христом без покаяния, так же невоз­можно укреплять эти взаимоотношения без дальней­шего покаяния. Грех продолжает оставаться нашей проблемой — побежденным и прощенным врагом, но все-таки не сдавшимся до конца. Мы продолжаем чув­ствовать в себе тенденцию к независимости, которую очень непросто победить.

Гражданская война, неведомая перед покаянием, вспыхивает после него: плоть и Дух вступают в откры­тый бой. Плоть (человек, следующий своим собствен­ным идеям о том, как преуспеть в этой жизни) нахо­дится в непримиримой вражде с духом (человеком, полностью зависящим в этой жизни от Бога). Труд по­каяния заключается в том, чтобы (1) определить те элементы в жизни человека, в которых защита от боли является высшим приоритетом по сравнению с послушанием Богу, и (2) заменить манипуляцию са­мозащиты смиренным послушанием.

Покаяние — это далеко не просто извинение за плохой поступок и обещание не делать этого впредь. Нужно удалить из человека грех, спрятанный в нем глубоко, подобно тому, как хирурги удаляют раковую опухоль. Чтобы понять защитные мотивы ошибочных стратегий, нужно выявить боль взаимоотношений. Цель стратегий делает эти стратегии ошибочными. Если их цель состоит в том, чтобы избежать дополни­тельной боли взаимоотношений, то необходимо осо­знать эту боль, чтобы увидеть их защитную функцию. Мужчина теряет всякое терпение и кричит на свою жену. Он может понять, что поступил плохо, и ис­кренне попросить прощения — это пример серьезно­го, но неполного раскаяния. Если же он открыто пе-


реживает ту боль, которая стала причиной его взрыва, то здесь уже более вероятно, что он осознает, что за его поступком стоит мотив самозащиты: «Ты не при­чинишь мне больше боли; я запугаю тебя, чтобы меж­ду нами оставалась дистанция; я спрячу свою боль под маской злости, чтобы ты не могла видеть, насколько я уязвим».

Теперь, осознавая свою боль при взаимоотношени­ях, а также защитную стратегию, он может каяться в более полной мере. Чувствуя риск, он может предпо­честь оставить свой план, чтобы избежать дополни­тельной боли, и пойти по пути улучшения отношений с женой, заботы о ней. То, что он делает по отношению к своей жене, — делится ли своей болью, выражает ли свой гнев более осторожно, в большей ли степени вы­ражает свою любовь к ней, — будет зависеть от того, какое действие в наибольшей степени противостоит его обычной склонности к самозащите. Благочести-вость его поведения может определяться тем, в какой мере оно направлено на благословение его жены, а не на самозащиту. Прошлое обусловлено Духом; недав­нее обусловлено плотью.

Чтобы измениться в действительности, должны иметь место два фактора: прощение и участие. Мы должны прощать других людей за то, что они нас так горько обижали. Ценность прощения заключается в том, что мы осознаем, за что нам надо прощать. Если я услышал, что ты нехорошо высказался обо мне, про­стить тебя, наверное, мне не составит особого труда. Другое дело, если я узнал, что ты изнасиловал мою жену. Искреннее прощение требует полного осозна­ния масштаба обиды и прощения за эту обиду.

Поэтому, прежде чем искренне прощать тех, кто нас обидел, необходимо как можно полнее осознать боль этой обиды. Если мы хотим уметь прощать, нужно смотреть в лицо боли, возникающей при нашем взаимодействии с людьми.

После этого должно иметь место участливое отно­шение к тем, кто нас обидел, и к тем, кто может нас обидеть. Наше отношение к другим людям не должно характеризоваться самозащитой и изоляцией. Следуя Божьей заповеди подходить с добром к тем, кто про-


178


Как понимать людей


Начало перемены: покаяние


179


 


являет к нам зло, мы не должны иметь никаких по­мыслов о самозащите, но в нас должно жить только желание служить людям.*

Прощение и участливое отношение — два элемента серьезных перемен — являются неизбежным резуль­татом глубокого покаяния. Когда я уже не стремлюсь к самозащите, справедливо видя в этом греховную гордость, то я уже могу прощать тех, кто способство­вал развитию во мне чувства самозащиты, а также более активно и участливо отнестись к тем, кто в бу­дущем может меня обидеть. То, что я называю «глу­боким покаянием», которое дает мне способность про­щать и участливо относиться к людям, требует как выявления моей собственной боли, так и моего стрем­ления к самозащите, а также твердого желания слу­шаться Бога и доверять Ему.

Многие люди никогда в своей жизни не каялись глубоко, поскольку не хотели откровенно взглянуть на свою боль и самозащиту. Некоторые думают, что, когда мы исследуем ядро нашей невозрожденной сущ­ности, нас ждет приятный сюрприз. Вместо того чтобы раскрывать боль и испорченность, они рассчи­тывают найти новое творение, которое всегда хочет быть хорошим. Раскрытие внутреннего человека с целью выразить его чистоту — это метод, основанный на неправильном представлении.

При таком подходе покаяние сводится к попыткам поверить во что-то, а затем принять гипотетический взгляд на самого себя, а не к отказу от стремления к самозащите и сознательному выбору послушания.

Ядром возрожденных людей является личность, глубоко испорченная мечтой о счастье через независи­мость. В любой момент эта личность предпочитает жить вне своих неразумных идей о независимости или, покаявшись и обладая верой, смиренно принима­ет полную зависимость и стремление делать все, что говорит Бог, чего бы это ни стоило.


Только через покаяние — отвержение манипулиру­ющих взаимоотношений и стремление участливо от­носиться к другим людям — мы можем радовать Бога и чувствовать Его любовь. Прощение того, кто нас обижает, и стремление делать все, что предусматрива­ет послушание, основаны на покаянии. В результате этого мы глубже осознаем, как нас любит Христос, а Сам Христос, Который трудится через нас, приходит и к другим людям.

На смену защитным образам, посредством которых1 мы смотрим на себя как на неуклюжих, испорченных, глупых и нежелательных для окружающих людей,, постепенно приходят более точные образы, которые, дают нам представление о себе как о любимых детях ι Божьих. Ложные убеждения по поводу того, как можно найти смысл жизни, вытесняются мудростью, исходящей из знания того, что послушание — единст­венный путь к радости. Наш рациональный круг ста­новится полным.

И именно с покаяния начинается процесс заполне­ния нашего рационального круга и, в конце концов, нашего персонального круга также. Первый шаг — это выявление скрытой боли и ошибочной стратегии. Этот процесс продолжается по мере того, как носитель Божьего образа делает то, что может делать только носитель Божьего образа: добровольно движется к на­меченной цели. Чтобы понять, что подразумевается иод этим движением, мы теперь перейдем к третьему элементу в нашем определении личности, которая яв­ляется носителем Божьего образа: способности выби­рать.

 


* Должен сказать, что прощение по отношению к агрессивному нужу может предусматривать вызов полиции и суровые упреки. Христианское прощение и мазохизм — не одно и то же.


Свобода выбора: люди обладают волей


181


 


Глава 10






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.