Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиция 2






Библия дает прямые ответы на все вопросы жизни и поэ­тому является хорошим руководством по проблемам кон­сультации.

Многие христиане убеждены в том, что текст Писа­ния, если его понимать абсолютно правильно, уместен для всех правомерных вопросов, которые ставит перед человеком жизнь. Такая точка зрения приводит к тому, что люди начинают игнорировать важные во­просы, называя их неправомерными. Позвольте мне объяснить, как это происходит.

Слова Павла, адресованные к Тимофею, подтверж­дают, что Библия способна давать жизненную муд­рость, что все Писание богодухновенно и полезно, что оно дает все для того, чтобы жить так, как того хочет Бог (2 Тимофею 3: 15-17). Кто-то на основании этого может сделать вывод, что если Библия не дает ответа на какой-то вопрос жизни, то такой вопрос и не нужно ставить.

Но как насчет «психологических» вопросов, напри­мер, причин агорафобии, или как нам помочь кому-то преодолеть в себе комплекс неполноценности? Во мно­гих из этих психологических проблем, если к ним приглядеться внимательнее, можно увидеть нечто, как результат жизни не по Писанию. Поэтому главная задача представляется в том, чтобы учить людей жить, поправлять их, если они отходят от истинного пути, и воспитывать их по Божьим стандартам жизни. И Библия (в отрывке 2 Послания к Тимофею) является полезной именно в этом смысле.

Проблема такого рассуждения, на мой взгляд, со­стоит в том, что оно очень близко к истине. Я верю в то, что Писания достаточно для того, чтобы ответить на сложные вопросы жизни. Я убежден в том, что, когда психологическая проблема исследована до


Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 61

конца, становится очевидным, что она отражает про­блему духовную. Однако, когда мы радикальным об­разом отдаем свои голоса в пользу достаточности Биб­лии, возникает опасность того, что наше понимание перестает быть глубоким.

Два момента настораживают меня здесь, и настора­живают они меня настолько, что я отвергаю позицию 2 как таковую.

Во-первых, буквальное значение текста можно сде­лать уместным даже в тех случаях, когда на самом деле оно абсолютно не подходит по смыслу к конкрет­ной ситуации. Приведу такую иллюстрацию.

Мужчина, одолеваемый желанием одеться в жен­ское платье, решает, поборов в себе смущение и стыд, рассказать все своему пастору, надеясь, что тот пой­мет и поможет противостоять этому навязчивому же­ланию.

Пастор тут же обращается к отрывку Второзаконие 22: 5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». Пастор объясняет, что, хотя это учение связано с законом Ветхого Завета, оно отражает важную исти­ну о неизменном различии между мужчиной и жен­щиной и поэтому актуально и сегодня.

Таким образом, вопрос вроде бы исчерпан: подда­ваться таким порочным побуждениям грешно. Бог об этом ясно сказал. Мужчине остается либо подчинить­ся Божьей воле, либо пойти против нее.

И мужчина соглашается с этим. Он знает, что не­хорошо одеваться таким образом, но побуждение в нем временами становится просто нестерпимым, и он просит помочь ему подчиниться Божьему запрету. И снова пастор ссылается на стих Библии: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил...» (1 Коринфянам 10: 13).

И снова мужчина согласен с этим. Но у него возни­кают все новые вопросы. В некоторых случаях беско­нечные вопросы могут отражать попытку уклониться от ответственности следовать четким указаниям Биб­лии. Но есть случаи, когда вопросы задаются искрен-


 


 

Как понимать людей

не. Вероятно, этот мужчина действительно хочет знать, почему он чувствует в себе такие побуждения, когда большинство мужчин от этого не страдает. Воз­можно, он подозревает, что такие желания относятся к проявлениям греха, которые, если над ними порабо­тать, могут снизить свою интенсивность до более кон­тролируемого уровня.

Но если мы последуем образцу позиции 2, то эти вопросы окажутся неправомерными, их нельзя будет задавать, потому что в Библии нет ни одного стиха, который бы прямо на них отвечал.

Я допускаю, что на вопросы относительно причин трансвеститных желаний не нужно отвечать, пока послушание Божьим заповедям не станет моральной обязанностью. Но, возможно, что ясное понимание трансвестизма откроет дверь к раскаянию в том грехе, который поначалу едва различим, но служит источни­ком энергиигдля таких желаний. И когда этот мужчи­на начнет больше понимать о том, что из себя пред­ставляет его проблема, возможно, он ощутит больше радости от Божьей благодати и силы. Цепи сексуаль­ного рабства крепки. И чтобы их разорвать, одними благими намерениями не обойтись.

Вопросы, которые скрываются за трансвеститным поведением, я считаю, могут быть правомерными, даже если в тексте Библии на них нет прямого ответа.

Еще одна иллюстрация. Женщина пребывает в па­нике от одной только мысли о необходимости интим­ной близости со своим любящим, терпеливым и рассу­дительным мужем. Она хочет знать причину этого. Согласно позиции 2, этот вопрос отпадает как непра­вомерный. Библия нигде так вопрос не ставит, значит, и не нужно его задавать.

Консультант предлагает ей поставить вопрос иначе, чтобы он имел отношение к тексту: «Правильно ли с моральной точки зрения лишать мужа возможности вступать со мной в интимные отношения?». Посколь­ку в Библии есть отрывок, имеющий непосредствен­ное отношение к этому вопросу (1 Коринфянам 7: 5), консультант уверенно заявляет, что половое воздер­жание допустимо только по обоюдному согласию на короткое время и только для более активной молитвы.


Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 63

j

Страх интимной близости, таким образом, не являет­ся уважительной причиной для отказа от секса.

Такой разговор, боюсь, окажется для несчастной женщины совершенно бесполезным, а может быть, что гораздо хуже, нанесет ей большой вред. Меч Пи­сания был использован здесь не в качестве целитель­ного скальпеля хирурга, а как кинжал убийцы. При­крываясь знаменем достаточности Библии, христиан­ские консультанты могут игнорировать жизненно важные вопросы, отвечая только на те, на которые они могут легко ответить. В результате пропасть между Библией и проблемами людей становится толь­ко больше.

Второй момент, который меня настораживает в по­зиции 2, исходит из первого. Когда круг правомерных вопросов становится уже, наше понимание сложных проблем упрощается. Уверенность в том, что Библии достаточно для преодоления любых трудностей, иног­да приводит к поверхностным объяснениям комплек­сных проблем. А поверхностные объяснения неизбеж­но приводят к принятию поверхностных решений.

Рассмотрим проблему анорексии. Я помню, как был озадачен, когда мне пришлось работать с первым в моей практике клиентом, страдающим анорексией: симпатичная шестнадцатилетняя девушка, вес кото­рой был ниже ее нормального веса на 30 фунтов, — и при этом она продолжала считать себя толстой. Как вы можете объяснить такую явно неправильную само­оценку? Более того, она питалась через день, потреб­ляя крайне малое количество пищи, и изводила себя сумасшедшими физическими упражнениями, стре­мясь еще быстрее снизить свой вес.

Как-то я спросил одного человека, ярого сторонни­ка идей позиции 2, как бы он объяснил такое странное поведение. Трудно, придерживаясь только Библии, найти ответ на вопрос, который Библия нигде не рас­сматривает. Поэтому мой собеседник вместо того во­проса, который задал я (и родители девушки), задал вопрос, который по его мнению, мы должны задать. Задача, по его представлениям, состоит в том, чтобы найти текст, где Бог отвечает на вопросы, которые не­обходимо задать.


 

Как понимать людей

Два отрывка из Библии (1 Коринфянам 3: 16-17 и 2 Коринфянам 6: 16) говорят нам, что мы — храм Бога; один отрывок указывает на то, что сами наши тела суть храмы Святого Духа (1 Коринфянам 6: 19). Мой собеседник обратился к этим стихам и объяснил, что анорексию можно понимать как отказ от ответст­венности должным образом заботиться о храме Свято­го Духа. Этот так называемый библейский подход де­лает ударение на развитии в больном анорексией чув­ства уважения к собственному телу и призывает его соответствующим образом относиться к телу. В луч­шем случае результатом такой консультации будет чисто внешнее согласие больного с консультантом. Пациент не станет свободнее от одной истины о том, что необходимо жить в более глубокой любви с Богом и другими людьми.

Когда все вопросы, которые мы можем задать, сво­дятся лишь к тем, на которые конкретным образом отвечает Библия, результатом становится неумение думать и упрощенное понимание жизни и ее проблем, что не способствует усилению нашей веры в Господа.

Заключение

Проблема позиции 1 и позиции 2 одна и та же. Ни одна из них не может вывести из Библии ту истину, которая адекватно отвечает на вопросы, стоящие перед консультантом.

Позиция 1 даже не пытается этого делать, потому что отрицает тот факт, что Библия дает все ответы, которые нужно знать консультанту. Следовательно, нам надо обращаться за помощью к каким-то другим источникам.

Позиция 2 утверждает, что всякая информация, которую консультант должен знать, ясно и прямо из­ложена в Библии. Поэтому только те вопросы, на ко­торые в Писании есть прямые ответы, правомерны для консультанта. Результатом этого становится по­верхностное понимание проблем и решения, в кото­рых, как может многим показаться, есть дух Библии, но от которых на самом деле мало пользы.


Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 65

Если идея о достаточности Библии верна, значит, должна быть еще одна стратегия подхода к Писанию. Если Библия — это слово жизни, мы можем найти на ее страницах все, что необходимо для эффективной работы консультанта. И мы должны найти эту инфор­мацию, не доводя текст до такого толкования, которо­го на самом деле там просто нет.

Но каким образом? Как мы должны подойти к Биб­лии, чтобы увидеть ответы на те вопросы, которые встают перед консультантом? Следующая глава гово­рит о том, как в тексте Писания найти все, что кон­сультанту необходимо знать.

А теперь в этой аргументации я хочу сделать еще один шаг вперед. Этот шаг подразумевает то, что Биб­лия должна быть авторитетом во всем, о чем она гово­рит. В действительности Библия заключает в себе ответы на все вопросы, которые встают перед консуль­тантом. В следующей главе мы перейдем от разгово­ров об авторитете Библии в развитии модели кон­сультации к разговору о ее важности в общеобразова­тельном аспекте применительно к этой задаче. И такой разговор требует, чтобы мы рассмотрели труд­ную тему толкования Библии: важна ли здесь Библия, каким образом мы можем найти в ее тексте ответы на вопросы, которые встают перед консультантом?


Библия — это исчерпывающее руководство


67


 


Глава 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.