Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метасюжеты власти






Контрацепция в истории невозможна. Прошлое всегда прорастает в на­стоящем. При этом не следует забывать, что всякая власть по своей природе тоталитарна. Иными словами, цель власти - власть.

Элементы тоталитарной системы присутствуют практически в любой политической культуре. К примеру, то, что сейчас происходит на большей части постсоветского пространства, иначе как укреплением авторитарной власти не назовешь. Точнее, это можно назвать тоталитарным психологиче­ским синдромом. Абсолютный отказ от него, во всех моделях социального поведения, порою оказывается слишком большим испытанием как для от­дельных индивидуумов, так и для целых элитных групп общества.

Дело тут в том, что тоталитарное духовное наследие по-прежнему влияет на массовое сознание, воспроизводя в нем идеологические схемы и духовные конструкции прошлого. Оглядка на тоталитарные модели властного правле­ния есть бессознательный отклик масс на слабость демократической власти.

То, что одним представляется темным прошлым, для кого-то - светлое настоящее. Перемены в сознании, его массовая деформация вызывается целым комплексом элементов политической культуры, поставленных на службу власти. Все зависит от того, что сам человек захочет в подобной деформации признать своим каноном. Однако примеров " умственной спячки " (X. Ортега-и-Гассет) масс, как в истории, так и в сегодняшнем дне, можно найти предостаточно. Особенно благодатная почва для этого в мо­нонациональных странах.

Исследователями отмечено, что одним из феноменов новой массо­вой ментальное™ эпохи " дикого капитализма" следует признать книж­ные бестселлеры, в основе которых - интерпретации биографий диктато­ров разных времен. В них явственно прочитывается стремление предста­вить их деяния как историю успеха. Эта мода отражает специфику ны­нешнего массового сознания. Коммерческий успех подобной литературы - чисто маркетинговое ухищрение.

" Случай в Виши " — так называлась известная пьеса американца Арту­ра Миллера. В основе ее сюжета - драматическая и спорная страница в истории Франции. Армия Гитлера, оккупировав страну в июне 1940 года, поделила ее на две части. Одну аннексировали явно, а другой предостави-


 



 



ли полный суверенитет. Эта квазидемократическая республика имела свою столицу - Виши, свое правительство, во главе с героем Первой миро­вой войны маршалом Петеном.

Когда силы Сопротивления во главе с генералом де Голлем освобо­дили Париж в 1944 году, они объявили режим Виши вне закона. Премьер Лаваль был казнен, а маршал Петен сначала бежал, потом добровольно вернулся с повинной и был помилован и осужден на пожизненное заклю­чение. Тысячи других коллаборационистов были осуждены и расстреля­ны. Процесс этот длился около пяти лет. Но в начале 50-х на этот гнойник национального самосознания было наложено табу. Негласные законы, как известно, крепче гласных. Правящая элита поняла, что нацио­нальные рефлексии нужно отбросить в строну. Тем временем на острие национальных интересов возникли другие проблемы - война в Алжире и Индокитае, бывших колониях Франции. Потом и это забылось.

Однако тем временем подросло новое поколение национального истеб­лишмента. У него возникла потребность в ревизии прошлого. И вновь в СМИ замелькало слово " коллаборационист" - которым клеймили бывших со­ратников Петена. Один из них, Морис Папон, ему в 1998-м было 88 лет, сумел не только стать долгожителем, но и сделать карьеру, став министром в правительстве Жискар д'Эстена.

Почему новое поколение начало искать истину на политических полюсах? В сегодняшней Франции попытка отбелить тоталитарное фа­шистское прошлое для политика равносильна акту гражданского само­убийства. История с писателем Роже Гароди, опубликовавшем книгу " Основополагающие мифы" и суд над лидером националистов Ле Пе­ном в 1998 году по схожему поводу - тому подтверждение. Возникли новые общественно-политические реалии.

То, что в ряде западных стран сегодня является актом политического самоубийства, на значительной части постсоветского пространства, наоборот, -действенный способ нажить серьезный политический капитал.

Коммунистическая партия, являвшаяся руководящей до смены полити­ческого строя в 1991 году, по-прежнему занимает видное место в парламенте страны. Ее поддерживает значительная часть электората. Еще в начале 90-х Б.Ельцин решительно отказался от идеи суда над КПСС.

В Туркменистане в декабре 1999 года проводятся выборы пожизнен­ного президента С.Ниязова, которого в народе принято называть " Туркмен-баши". Публичная технология этих " выборов" все та же, советская: отказ лидера и настоятельные уговоры его окружения.


Осуществляемая правящей элитой перманентная кризисная политика неизбежно ведет к росту популярности в массовом сознании моделей авто­ритарной власти.

В одном старом советском анекдоте рабочий, служивший на секрет­ном производстве, действовавшем под вывеской завода швейных машинок, вознамерился из краденых в разных цехах деталей наладить производство этой бытовой продукции у себя на дому. Однако при сборке из похищенных деталей у него получались только пулеметы.

Так и власть, сохранившая все структурные элементы тоталитарной и лишь пользующаяся вывеской демократической, а по сути являющаяся авторитарной, неизбежно будет воссоздавать лишь саму себя.

Тоталитаризм как форма властного правления вовсе не исчез, а продол­жает пользоваться в обществе спросом. Одним из первых это осознал некий парижанин, по имени Паллуа, после падения Бастилии, добившийся разре­шения на сувенирную продажу ее руин. Спрос превысил ожидания, и все кирпичи кончились. Тогда он наладил производство по изготовлению новых. Нечто подобное совсем недавно происходило с кусками Берлинской стены. Если говорить об извлечении уроков из прошлого, то один из важней­ших выводов в том, что крушение любого тоталитарного строя не означает автоматического установления новой гуманистической структуры, даже при активном внешнем вмешательстве. Признание общих интересов и их уравновешивание с частными, поиск общих ценностей, цементирующих общество в новой геополитической, экологической и экономической реальности, - одна из сложнейших задач всего комплекса социальных технологий, к которым относится и паблик рилейшнз. Как писал Маршал Маклюэн: " Современный тиран правит не с помощью дубинки или кулака, он гонит свои стада по дороге удобства и комфорта ".

 





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.