Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сквозь призму науки






Под классическим тоталитаризмом следует понимать политический режим, в котором все стороны общественной и индивидуальной жизни про­низаны жестким контролем со стороны государства. Основными характери­стиками систем тоталитарного типа являются:

1. Безусловное лидерство одной политической партии и отсутствие сколъ-либо значимой легальной оппозиции.

В некоторых странах бывшего соцлагеря имела место многопартийная система, но это была лишь политическая декорация.



 


2. Централизованный контроль и управление экономикой.

В советском варианте он подразумевал всевластие военно-промышлен­ного комплекса, распоряжающегося ресурсами страны. Для поддержания должного напряжения руководства и народа, как правило, мобилизацион­ные мощности потенциального противника завышаются в несколько раз. Отсутствие прозрачности во властных коридорах помогает поддерживать заявленный паритет. Анекдот о рабочем, у которого всегда при сборке полу­чался пулемет, основан на реальных фактах. Не случайно же пробки от шам­панского соответствовали в СССР калибру авиапушек, а диаметр макарон по-флотски и гильз для папирос соответствовал винтовочному патрону.

3. Монополия государства на СМ И и все силовые структуры.

4. Официальное господство одной идеологии.

Но весь этот перечень отличий - ничто, по сравнению с одной осно­вополагающей чертой, " высшей стадией" тоталитаризма - способнос­тью играть человеческой свободой и жизнью. Как только тоталитарная власть лишается этого инструмента и в обществе исчезает страх, власть начинает терзаться сомнениями, истощается и, как следствие, катится к закату. История СССР после 1956 года (XX съезда партии) тому пример. Известна демократическая формула Рузвельта: " Свобода совести, сво­бода слова, передвижений и свобода от страха".

Тоталитаризм как термин ведет свое начало от латинского " totalis" (целый, полный) и имеет свою историю. Однако как вид поли­тической власти он с наибольшей полнотой осуществил себя в XX веке, став официальной формой правления и идеологией в таких крупных ев­ропейских державах, как Италия, Германия, СССР, и по сей день имеет место в ряде стран азиатского, африканского и латиноамериканского континентов.

Еще одним оттенком этого явления служит термин " авторитаризм". В теории коммуникавистики он подразумевает жесткий контроль государства над СМИ, ущемляющий конституционно-демократические принципы свободы информации. Одновременно в нем усматривают подчинение масс-медиа не интересам общества, а медиамагнатам, владельцам информационного капитала. Существует многообразие проявлений этого понятия в современной практике. В книге Ф.Сиберта и Т.Питерсона авторитарная теория - это одна из четырех теорий печати. Приказ, блокирование альтернативных взглядов во всех сферах идеологии - это и есть авторитаризм.

Существует также мнение, что переход от коммунистической идео­логии к демократии невозможен без авторитарного периода. Похожие мысли можно найти и у русского философа И.Ильина.


И. Бродскому принадлежит толкование политики как чистейшей гео­метрии, переплетенной с законом джунглей, а современного тирана - как компьютера устаревшего образца. Это яркие метафоры поэта. Но феномен тоталитаризма изучен и авторитетными учеными. Наиболее интересными исследователями тоталитарной проблематики несомненно являются:

Фридрих Хайек, австрийский экономист, Нобелевский лауреат, еще в 1944 году выпустивший книгу " Дорога к рабству";

Теодор Адорно, немецкий философ, опубликовавший в 1950 году книгу " Авторитарный человек";

Збигнев Бжезинский, американский политолог, автор книги " Тота­литарная диктатура и автократия" (в соавторстве с К. Фридрихом), изданной в 1956 году.

Большинство исследователей ищут объяснение феномена тоталита­ризма в социально-политических и психологических механизмах.

В первом случае, исследователи связывают возникновение фашизма с кризисом демократии и социалистическими тенденциями, обозначившими разрыв со всем ходом и опытом западной цивилизации, если вести отсчет с эпохи Возрождения. Анализируя ситуации, предшествующие подавлению демократии и установлению тоталитарных режимов, Хайек признает, что доминирующим фактором всегда является всеобщее недовольство медли­тельностью демократии и громоздкостью ее процедур. Оказавшись в по­добной ситуации, люди ищут лидера, внушающего уверенность. В Италии и Германии фашизм начинался как движение безработных, а Гитлер пришел к власти абсолютно демократическим путем.

Во втором случае, среди психологических причин, исследователи чаще всего ссылаются на отказ от принципов индивидуализма и утверждение воли большинства.

Чем выше умственные способности и уровень образования отдельных индивидуумов, тем резче разнятся их вкусы и взгляды. Кто стремится сконструировать единство взглядов, должен спуститься в сферы, где доминирует более низкий моральный и интеллектуальный уровень, более примитивны вкусы и инстинкты. Пополнять ряды всегда будут люди с неустойчивыми взглядами, легко возбудимые, социально ущемленные, тщеславные прагматики и перекрасившиеся приспособленцы.

Но чтобы участвовать в управлении тоталитарным государством, недостаточно быть готовым принять одну лишь веру, человек должен быть готов и способен сам, по собственной инициативе преступить любую моральную норму.

В этом смысле мотивы тоталитаризма можно в достаточном количе­стве найти в биографиях политических лидеров. " Зло извинительно, если


 


 


оно необходимо ", " Дайте мне пять лет деспотизма, и я введу во Франции свободу ", -утверждал Наполеон. Троцкий восклицал: " Революция - это чрезмерность ". Сторонников демократических процедур он именовал " презренными евнухами". Сталин читал книги об Иване Грозном, оставляя пометки: " Учитель! " Мао писал: " Революцию нельзя делать изящно и вежливо. Это - акт насилия ".

Среди наиболее спорных и интересных научных концепций последнего времени, несомненно, следует назвать книгу сына некогда опальных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева Льва Гумилева " Этногенез и биосфера земли", где состояние социальных и политических аффектов рассматривается как следствие пассионарных толчков. Пассионарность-это биохимическая энергия, низвергающаяся на Землю в виде кары небесной. Она подобна злому граду, который не поддается научному прогнозированию. Поэтому Л. Гумилев уходит от ряда сугубо научных вопросов, оставляя их разработку своим ученикам и последователям. К примеру, если пассионарность - это энергия, то в каких единицах ее измерять, в джоулях?.. Четко диагностируется лишь последняя фаза этногенеза: "...члены этноса предаются грабежам и алчности".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.