Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Штрихи к истории ПР: термины и приемы






Термин " пабликрилейшнз " — это такой же американизм, как маркетинг и менеджмент. Принято считать, что он родился в Америке в 1807 году, когда третий по счету президент Томас Джефферсон в черновике своего " Седь­мого обращения к конгрессу" заменил выражение " состояние мысли" на " об­щественные отношения". Вряд ли он помышлял о будущей дисциплине. Так­же как не помышлял о том, что ему, как любителю-виноделу, со временем присвоят титул " крестного отца" американского виноделия. Но фраза " об­щественные отношения" обрела статус мифологического символа.

Существует версия и о том, что одним из первых словосочетание паблик рилейшнз" пустил в оборот юрист Дорман Итон в 1882 году, изывая выпускников Йельского университета посвятить себя служению общественному благу.

В поисках же более древних прародителей ПР мы неизбежно лубимся в глубь тысячелетий, к авторам Ветхого Завета.

Репрезентация культовых постулатов, эффективность проповеди -

отнюдь не только культурно-исторический архив, а арсенал со-

-нного ПР. Но ПР - это не столько свидетельство времени, сколько его символ. И потому не следует сегодня мумифицировать многие положения из истории теорий ПР. Эту сферу соприкосновения искусства и науки лучше судить судом реальной современной жизни, а не судом нескольких, пусть замечательных фраз, написанных десятилетия назад.

С первых своих шагов ПР были сильно политизированы. В самих Соединенных Штатах тогда шла борьба за репутацию нарождающейся демократии как формы государственного правления, и сторонники американской независимости были озабочены состоянием духа и мыслей граждан. Классик ПР Эдвард Бернайз в своей книге " Кристаллизация общественного мнения" (1923 г.) по достоинству оценил этот ранний период в эволюции дисциплины. Вторжение в электоральную политическую борьбу использовали со времен Джорджа Вашингтона. Уже тогда наиболее продвинутые политики и их консультанты знали о стадных инстинктах толпы и эфемерности ее общности.

Надо сказать, что признанный теоретик ПР Эдвард Бернайз вовсе не ограничивался теоретической стороной дела. Он был деятельный и удач­ливый ПР-практик. В 1919 году он открыл свой первый офис и пустил в] оборот понятие " советник по паблик рилейшнз". С1923 года он возглавил кафедру ПР в Нью-Йоркском университете и сам читал курс по теории и практике ПР.

Среди его выдумок, ставших в современной Америке традиционны­ми, - " балы цвета". Они связаны с раскруткой сигаретной марки " Лаки j Страйк" в женской среде. Сделав ставку на стремление женщин к эмансипации, Бернайз при помощи весьма популярных в американском обществе психоаналитиков начал тиражировать стереотип о том, чт< и сигареты, тлеющие в эффектно изогнутых руках женщин, - это символы " факелов свободы".

Эта искусная конструкция элегантно сочетала в себе три могучих векто­ра: символ американской демократии в виде известного памятника у входа в нью-йоркскую гавань, всеамериканское увлечение психоанализом и жен­ское стремление к декоративной и социальной обособленности.

Но и этого Бернайзу показалось мало. Позже он предпринял попытку убедить производителей сменить зеленый цвет сигаретной пачки. Это пред­ложение было отвергнуто производителями. Тогда Бернайз зашел с другой стороны. Он организовал престижные публичные балы в... зеленом цвете. Балы эти превратились в моду. И зеленые пачки " Лаки Страйк" лихо вписались в нее.

Существует версия, по которой минутное отключение электроэнергии как ритуальное действо в честь какого-либо события - тоже изобретение

Бернайза. Этот проект он осуществил в 1929 году, в день 50-летия изобре­тения Эдисоном лампочки.

Бернайз прожил долгую (более ста лет) и профессионально насыщен­ную жизнь, многое из которой описано в его поздних книгах " Биография идеи", " Инжиниринг согласия", где он развил и резюмировал многие из своих концепций.

Постполитический этап развития ПР связан с периодом " дикого ка­питализма", когда в США возникали первые сырьевые и промышленные корпорации. С другой стороны, стремительно рос авторитет газетной прессы и значение журналистского мастерства. Возник даже специальный термин - " разгребатели грязи ", которого удостаивались наиболее рьяные обличители коррупции.

С другой стороны, возникли первые пресс-агентства, оказывающие определенные услуги миру бизнеса. Тем временем Конгресс США разра­батывал и принимал пакет антитрестовского законодательства, серьезно ущемляющий права олигархов.

Одной из самых крупных мишеней оказался глава компании " Стандарт Ойл" Джон Д.Рокфеллер, монопольный владелец 85% розничной продажи нефтепродуктов, отличавшийся крайней грубостью в общении со своими сотрудниками и партнерами. В прессе появился ряд разоблачительных статей, типа публикации Иды Террибел (псевдоним, в переводе обозначающий " внушающая страх") " История Стандарт-Ойл компани". В атмосфере крайней конфронтации с законодателями Рокфеллер предпринимает неожиданный ход и нанимает известного журналиста Айви Ли, знатока делового мира и своего человека в коридорах государственной власти.

То, что сделал Айви Ли, многократно описано. Но обратим внимание на " двухактовую" драматургию его действий.

В первом акте он работал на заказчика: подготовил и разместил в прессе серию статей, в которых Джон Рокфеллер предстал не только добрым семья­нином, но и мудрым гражданином, пекущимся о создании новых рабочих мест. Айви Ли удалось создать новый имидж Рокфеллера, как стража суро­вой предпринимательской логики, где нет середины, а есть только крайности, способствующие процветанию страны и ее граждан.

Во втором акте, выполнив заказ Рокфеллера, он озаботился собст­венным имиджем, опубликовав " Декларацию о принципах" - где, Разумеется, были добрые слова о корпорациях, ищущих доверия граждан, * самое главное - этический кодекс новой журналистской специализации, 'Воего рода индульгенция, выданная самому себе. Недаром говорят, что


 



сначала мы работаем на биографии других, а при известном стечении обстоятельств эти другие могут поработать и на нас.

В 1925 году Айви Ли опубликовал книгу под названием " Паблиси­ти", где попытался подвести промежуточные итоги своей деятельности ] виде некой концепции, говоря о ПР в терминах типа " паблисити" и " пр мо-ушен". Одной из задач этой работы было стремление доказать, чт некомпетентное общественное мнение не всегда совпадает со здравым \ смыслом и суровыми реалиями жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.