Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеология культуры Просвещения (свобода, равенство и братство).






Мировоззрение эпохи Просвещения: полезное, благое, законное, осуществимое, познаваемое, естественное, оптимизм, утопичность, вера в разум, энциклопедизм, толерантность по отношению к другим, научный скептицизм.

Музыка. Расцвет комической оперы. Творчество композиторов венской классической школы:

Гайдн (1732-1809) – один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – 41 симфония, сонаты, оперы: «Митридат, царь Понтийский», «Женитьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта».

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) – опера «Фиделио», увертюра «Эгмонт», сонаты, симфонии.

Основные музыкальные жанры:

Соната – жанр инструментальной музыки. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, состоит из трех частей.

Симфония – крупное произведение для симфонического оркестра, написанного в форме сонатного цикла. Как правило, состоит из четырех частей.

Западноевропейская культура XIX века

Романтизм

Характерные черты: появляется проблема двоемирия (противопоставление реального и воображаемого миров). Отвергая действительность как вместилище пороков, романтизм путешествует во времени и пространстве, проявляется интерес к народу, выраженный в фольклоре; уход в собственный внутренний мир. Музыка и литература – наиболее значимые виды искусства романтизма. Проявляется фрагментарный стиль мышления – миниатюры в литературе и музыке. Для произведений характерна: большая роль отдельно взятого фрагмента. Происходит расцвет национальных школ (свой круг образов – отечественная природа и история), связь музыки с литературой, лирико-психологическое начало. Одной из тем немецкого романтизма стала тема судьбы творца: его смятенная жизнь, одиночество, трагическая смерть (Гейне, Шуман).

Жанры: симфоническая поэма, переосмысление старых форм и жанров, миниатюры.

Музыка. Шарль Гуно (1818-1893) – опера «Фауст», один из основоположников нового направления «лирическая опера».

Гектор Берлиоз (1803-1869) – вошел в историю как смелый новатор, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки. Первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижер. «Фантастическая симфония» – программное произведение: Первая часть. – Мечтания. Страсти. Вторая часть. – Бал. Третья часть. – Сцена в полях. Четвертая часть. – Шествие на казнь. Пятая часть. – Сон в ночь шабаша.

Демонический облик Н. Паганини (1782-1840) нашел отражение в романтических легендах, связанных с его жизнью. Произвел переворот в скрипичном исполнительном искусстве, стал использовать новые приемы игры. Блестящее техническое использование скрипки.

Франц Шуберт (1797-1828). Главный жанр – песня (более 600). Создатель лирико-драматической симфонии («Неоконченной») и нового жанра – вокальной баллады («Лесной царь»), романтической миниатюры. Вокальные циклы («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на слова Вильгельма Мюллера, «Лебединая песня» – 7 песен на слова Л. Рельштаба, 6 песен на слова Г. Гейне.

Карл Мария фон Вебер (1786-1826) создатель романтической оперы «Волшебный стрелок» по мотивам старых саксонских легенд.

Роберт Шуман (1810-1856) в 1834 основал «Новый музыкальный журнал». Круг друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала, Шуман назвал «Давидсбундом» (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). Основная цель журнала – «поднять упавшее значение искусства». Произведения: фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Альбом для юношества».

Рихард Вагнер (1813-1883) – оперы «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Кольцо Нибелунга». Цель его оперной реформы – создание музыкальной драмы. Поздний период философских исканий Вагнера нашел выражение в таких литературных произведениях, как «Есть ли у нас надежда?», «Религия и искусство», «Героизм и христианство» (1881), а главным образом в опере «Парсифаль».

Фредерик Шопен (1810 – 1849) – польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, трактовал как концертные жанры танцы – мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение.

Ференц Лист (1811-1886) – венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы. Пропагандировал идею синтеза искусств. Отсюда такое обилие программных произведений: «Годы странствий», «Утешения», «Венгерские исторические портреты», «Мефисто-вальс» Венгерские рапсодии.

Рихард Штраус (1864-1949)и Густав Малер (1860-1911)представляют собой образец стиля позднего немецкого романтизма после Рихарда Вагнера. Поздний период творчества Штрауса тяготеет к экспрессионизму.

Критический реализм

Характерные черты. Главный герой – человек третьего сословия. Противостояние индивидуального и массового. Сочинения приобретают характер социологического исследования. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Энгельс). Одно из направлений веризм – реалистическое направление в итальянском искусстве конца ХIХ в., отображающее жизнь простых людей. Яркий психологизм произведений.

Музыка. Герои опер – крестьяне, бедные горожане, балаганные комедианты. Характерен интерес к переживаниям своих героев, попавших в острые драматические коллизии. П. Масканьи (1863-1945) «Сельская честь». Р. Леонкавалло (1858-1919) «Паяцы». Д. Пуччини (1858-1924) «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Манон Леско».

Джузеппе Верди (1813 – 1901) – великий итальянский композитор, оперный реформатор. Автор 28 опер. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества – последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Импрессионизм

Характерные черты: фрагментарность композиций, фиксирующих случайные моменты. Происходит от французского слова – «впечатление». Стремление передать мир в его подвижности и изменчивости. Для импрессионизма в музыке характерно:

· Стремление к передаче впечатления от явления;

· Светлая образность;

· Импровизационность;

· Гибкая ритмика;

· Колористический характер мелодии;

· Оркестровая красочность.

Клод Дебюсси (1862-1918) – французский композитор, музыкальный критик. Автор симфонической прелюдии «Послеполуденный отдых фавна», которой суждено было стать своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в музыке. Произведения: Ноктюрны: «Облака», «Празднества», «Сирены» (1897-1899), «Море», «Детский уголок».

Морис Равель (1875-1937) – французский композитор, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века. Равель был знаком со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии – В. Нижинский – великий русский танцовщик. Произведения: «Дафнис и Хлоя», Опера-балет в двух картинах «Дитя и волшебство», «Болеро» для симфонического оркестра (1928).

Поль Дюка (1865-1935) – французский композитор, музыкальный критик и педагог. («Ученик чаодея»).

Западноевропейская культура ХХ века

Модерн

Определение. Направление было известно как арт нуво (Великобритания), югендстиль (Германия), либерти (Италия), т.е. новый, молодой, современный стиль. Характерные черты: стремление к эстетизации окружающей человека среды, подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы, зрелищность и декоративность. Орнаментальный характер, ориентированность на применение и использование в быту. Декоративность, красочность.

Модернизм

В переводе с французского модернизм – «новый, современный». Совокупность эстетических школ и течений конца XIX-начала XX вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. Модернизм отрекается от осмысленности, от гармонии, естественности. Различают модернизм как метод и модернизм как течение. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами: декадентством (упадок) – бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем и авангардом (передовой), призывавшим порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных». Эмоциональное настроение модернизма: хаос современной жизни способствует неустроенности и одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен непреодолимы. Ведущее стилевое течение этого периода – экспрессионизм (Новая венская школа). Новые образы современности нашли отражение и в урбанизме, стремившемся отразить новую динамику жизни. Противоположны по образному строю и способам выразительности неоклассицизм и неофольклоризм.

Причины возникновения: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, мистицизм, стремление к новаторству любой ценой, кризис веры в рациональное устройство мира.

Экспрессионизм

Основная идея. Одинокий человек, истерзанный равнодушием мира. Цель творчества – выражение действительности через внутреннее «Я».

Характерные черты: субъективная интерпретация реальности, тяготение к абстрактности, обостренной эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму. Возникло в Германии (10-20 годы ХХ века), получило распространение в литературе, живописи, музыке, кино.

Ново-венская школа. Одним из первых новаторов в начале XX века является австрийский композитор Арнольд Шенберг, который возглавил Ново-венскую школу и создал додекафонную систему. Его ученики и последовали – Альбан Берг и Антон Веберн - полностью отказались от тональной системы, таким образом создали атональную музыку, что означает отказ от тоники (главного звука). Исключением являются последние произведения А. Берга. Композиторы атоналисты в основном сочиняли в экспрессионистском стиле.

Арнольд Шёнберг ( 1874-1951 года) – австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, основоположник новой венской школы, автор таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника.

Творческое содружество французских композиторов «Шестерка». Почти одновременно с группой Шенберга во Франции начинают действовать композиторы «Французской шестерки»Такое название было присвоено в 1920 г. по аналогии с русской «пятеркой», как называли во Франции «Могучую кучку». Оно появилось в критической статье Анри Колле «Пять русских и шесть французов» (20-е гг.). Единой программы у участников «Шестерки» не было, но их объединяло стремление к новизне и одновременно к простоте, неприятие импрессионизма и неоромантизма в музыке, поиск новых форм выражения. Идеологи«Шестерки»: Жан Кокто (1892-1964) – критик и либреттист, Эрик Сати (1866-1925) – мыслитель и композитор.

Состав содружества:

Д. Мийо – балет «Бык на крыше».

А. Онеггер – опера «Юдифь», «Антигона», «Пацифик 231».

Ф. Пуленк – Балет «Милочки».

Л. Дюрей – Циклы песен на стихи Апполинера, Малларме, Элюара.

Ж. Орик – балет «Пастораль», «Федра».

Ж. Тайфер – опера «Жил-был кораблик», балет «Продавец птиц».

Своеобразным соединением экспрессионизма и неофольклоризма отмечены произведения Бартока и Орфа.

Бела Барток (1881-1945), венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист вместе с Золтаном Кодаем собрал свыше 30 000 песен. Соединяя фольклорный мелос с приёмами музыкального авангарда (прежде всего, экспрессионизма), стал одним из наиболее ярких новаторов в музыке XX века. Произведения: одноактная опера «Замок герцога Синяя Борода» (1918), Музыка для струнных, ударных и челесты. Особое место занимает масштабный сборник «Микрокосмос» (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей, 1926-1939 гг.), представляющий собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. Пьесы в нём расположены в порядке нарастания технической сложности. Пьеса для фортепиано «Аллегро барбаро».

Карл Орф (1895-1982) – немецкий композитор-экспрессионист и педагог, наиболее известен кантатой «Кармина Бурана» (1937). Внёс большой вклад в развитие музыкального образования. Идеи Орфа были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк». Музыка в этой системе является основой и соединяет движение, пение, игру и импровизацию. Опера «Умница».

П. Хиндемит (1895-1963) - немецкий композитор, дирижёр, педагог и музыкальный теоретик начинал работать в позднеромантическом стиле, в дальнейшем к экспрессионистской и неоклассицистской манере сочинения. Опера «Художник Матис», в основе сюжета которой жизнь художника Маттиаса Грюневальда.

Авангардизм

Основная идея. Новому времени – новое искусство.

Характерные черты. В опубликованном в 1913 манифесте «Искусство шумов» Л. Руссоло, на много лет предваряя конкретную музыку Штокхаузена, Кейджа, выдвигает идею музыки, состоящей исключительно из одних натуральных шумов. Толчком к появлению конкретной музыки как стиля послужили развитие звукозаписывающей техники, появление доступных микрофонов и магнитофонов, и, как следствие, доступность средств звукозаписи для экспериментаторов.

В 50-х годах прошлого столетия появляются композиторы-авангардисты П.Булез (Франция), К.Штокхаузен (Германия), Л. Ноно и Л. Берио (Италия). Музыка для этих композиторов превращается в поле для экспериментов, где большее внимание уделяется конструкции звукового ряда, нежели самому содержанию музыкального полотна. Особое место в их творчестве занимает сериальная техника, которая берет начало из додекафонной системы и доводится до апогея. Создается тотальный сериализм – в этой технике письма сериальность отражается на всех элементах музыкального целого (ритм, мелодия, динамические оттенки). Композиторы авангарда являются также основоположниками электронной, конкретной, минимальной музыки, алеаторики и техники пуантилизма. В 60-е годы в США возникает новой направление – компьютерная музыка.

В теории музыки принято следующее различение серийного и сериального методов композиции. В основе серийного метода лежит серия высот (то есть определённая выдержанная их последовательность во избежание повторов) из 12 звуков хроматической гаммы. Серийная техника оперирует сериями, которые могут состоять из любого количества звуков – от 3 (микросерия) до 12 (поскольку большее количество потребует весьма проблематичные для реализации применения микрохроматики). Додекафония является частным случаем серийной техники с использованием двенадцатизвучных серий.

Зарождение сериализма связывают с именем Антона Веберна. Более последовательно сериальная техника выкристаллизовывалась в творчестве Оливье Мессиана.

Джон Кейдж (1912-1992) – пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ-го столетия.

Кшиштоф Пендерецкий (1933) – современный польский композитор и дирижёр. Произведения: «Плач по жертвам Хиросимы» (1960), «Stabat Mater», 1962; «Страсти по Луке», 1965. Музыка к кинофильмам Мартина Скорсезе «Остров проклятых», Дэвида Линча «Внутренняя империя», Альфонсо Куарона «Дитя человеческое», Александра Муратова «Моонзунд», в сериале «Секретные материалы».

Постмодернизм

Общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е годы ХХ века. Причины возникновения связаны с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнь, что результаты этого процесса поставят под угрозу уничтожения само пространство культуры.

Характерные черты: поиски универсального художественного языка, сближение различных художественных направлений, «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, ориентация культуры на все слои общества (и на «массу», и на «элиту»), цитирование произведений искусства предшествующих эпох, иронизирование над художественными традициями прошлых культур, использование приема игры при создании произведений искусства. Неопределенность, культ неясностей. Фрагментарность и принцип монтажа. Цитирования как ссылки на уже существующие произведения встречались еще у композиторов первой половины 20 века. Например, Рихард Штраус в своих симфонических поэмах и Чарльз Айвз в своих «звуковых путях» использовали цитаты произведений, написанных столетием раньше. Во второй половине 20 века таких примеров становится значительно больше. К специфическому способу цитирования обращается Оливье Мессиан – в таких своих произведениях, как «Экзотические птицы» и «Каталог птиц» средствами симфонического оркестра композитор пытается имитировать пение птиц, стремясь при этом к максимальной точности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.