Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская музыка XX век






В начале 20 -го века русская музыкальная культура выдвинула талантливую плеяду композиторов -новаторов И.Стравинского и С.Прокофьева. Среди

знаменитых мастеров старшего поколения были Н. Мясковский, Д. Кастальский.

В советские годы возник, по существу, новый в отечественной музыке жанр - героическая оратория, получила развитие хоровая песня. Широкий размах

приобретает детская музыка. Среди ярких представителей артели композиторов, воспитанники русских консерваторий - Д.Шостакович, Д. Кабалевский, А.Хачатурян. Выдающиеся труды созданы советскими музыковедами - Б.Асафьев, Б.Яворским. Глубоко разработаны многие проблемы истории и теории музыки, музыкальной эстетики, музыкальной фольклористики. Большое количество работ создано в области музыки для кино, театра, радио. Наиболее известные композиторы 50 -х годов - Т.Хренников, Г.Свиридов. В музыкальном искусстве происходят существенные изменения. Расширяется круг жизненных образов и сюжетов, обновляются его выразительные средства, совершенствуется форма.

В эти же годы выдвинулась плеяда одаренных композиторов, проявивших себя в разных жанрах - Р.Щедрин, А.Шнитке, Э.Денисов, В.Гаврилин.

Важную роль в культурной жизни России играет связь классической музыки с популярной. Появляются новые типы драматических спектаклей, основанные на широком использовании современных форм эстрадной музыки.

Классификация стилей:

1. Исторические стили:

· Средневековая музыка;

· Возрождение;

· Барокко;

· Классицизм;

· Романтизм;

· Импрессионизм;

· Конструктивизм

· Экспрессионизм;

· Модернизм;

· Неоклассицизм.

2. Стили направлений и школ:

· Мангеймская школа;

· Венская школа;

· «Могучая кучка»;

· Французская «Шестерка»;

· Новая венская школа и др.

3. Разные стили:

· Кантри;

· Блюз (ритм -н -блюз, соул, фанк);

· Джаз (новоорлеанский или традиционный джаз; диксиленд, буги -вуги, свинг, босса -нова и др.);

· Рок (рок -н -рол, твист, фолк -рок, хард -рок, техно -рок и др.);

· Метал (хеви -метал, симфоник -Дет -метал и др.);

· Аутентичная музыка;

· Электронная музыка (техно, эмбиент, психоделика, брейкбит и др.);

4.Современная популярная музыка:

· Поп -музыка (эстрада);

· Диско;

· Рэп (хип -хоп);

· Шансон (французский, русский).

Стиль и направления музыки XVIII – XIXвв.

Музыка начала XX века.

 

Музыкальная культура Древнего мира

Музыкальная культура в странах Древнего Востока

В Индии древние врачи использовали музыку в качестве лечебного средства. Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом. Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни. Звукоряд индийского лада состоял из семи главных тонов, число которых имело сакральный смысл: они ассоциировались с семью планетами Солнечной системы. Октава делились на 22 неравных интервала, каждый из которых мог стать исходным пунктом для нового лада. Древнеиндийская музыка насчитывала 7 основных раг и 5 производных от каждой. В основе раг, создаваемых профессиональными композиторами, лежала музыкально-интонационная формула. Со II тыс. до н. э. появляется традиционная (религиозная) музыка, которой приписывали жизнезащитные и разрушительные свойства. В древнеиндийской религиозной книге «Веды» ей посвящен отдельный раздел – «Самаведы» (что в переводе означает «веда мелодий»). В основе ведических песнопений лежал звукоряд в объеме терции. Интервал терция воспринимался сакрально, так как обозначал триаду главных божеств: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель.

В древнем Китае музыка считалась символом порядка и цивилизации, она составляла важнейший элемент воспитания молодёжи и входила в число наук, обязательных для изучения. Музыка мыслилась по-разному у конфуцианцев, даосов и буддистов. В конфуцианских трактатах усиленно разрабатывается космологическая концепция музыки как средства управления государством, воспитания людей и достижения гармонии. В даосизме музыка ценится за то, что способна проявить естественную реакцию человека. Буддизм подчеркивает мистическую, медитационную природу музыки.

На основе настройки многоствольной флейты создается система «люй-люй» (люй – закон, мера, строй). Здесь нечетные звуки воплощают начало Ян, а четные – Инь. 12 звуков звукоряда соотносятся с периодами суток, положениями Солнца и Луны, месяцами года. На основе этой системы выработалась и сохранившаяся до сих пор в Китае пентатоника, тесно связанная с пятью типами интонирования в китайском языке. Уже в древности китайские музыканты составляли большие ритуальные оркестры (до 1500 человек). Основными инструментами были флейты и колокола (бронзовые и каменные). Позднее появились струнные (цинь) инструменты.

Античная культура

Периоды развития античной Греческой культуры:

1. Эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н.э.)

2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)

3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)

4. Классический период (V-IV вв. до н.э.)

5. Эллинистический период (конец IV-I в. до н.э.)

Характерные черты. Понятие «античность»(древность)появилось в эпоху Возрождения как определение Греко-римской культуры. Господство гармонии, симметрии, ритмики, меры. Гуманизм – «человек – мера всех вещей», боги имеют облик человека и человеческие качества.

Музыкальные инструменты: кифара – щипковый музыкальный инструмент. Кифара схожа с лирой (число струн не более четырех), но число струн может доходить до восемнадцати. Согласно мифу, флейту изобрела Афина. кифара олицетворяла божественное вдохновение, а флейта – земное начало.

Боги-покровители музыкального искусства:

Аполлон (Феб) – бог мудрости, искусства и прорицаний.

Дионис (Вакх, Бахус) – бог виноделия, производительных сил природы. Дионисизм проповедовал слияние с природой. Слово «трагедия» происходит от двух слов трагос – козёл, дэ – песнь «песнь козлов» т.к. спутниками бога Диониса были сатиры, козлоногие существа, прославлявшие подвиги бога и его страдания. В результате реформы культа Диониса в 6 в. до н.э возникло религиозное направление орфизм, названное по имени легендарного музыканта Орфея.

Сирены – полуженщины-полуптицы, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы –божественный голос.

Музы – покровительницы искусств:

Талия – муза комедии;

Терпсихора – муза танцев;

Урания – муза астрономии;

Евтерпа – муза лирики;

Мельпомена – муза трагедии;

Каллиопа – эпической поэзии;

Эрато – муза любовных песен;

Клио – муза истории;

Полигимния – священных гимнов.

Философия и музыка. От Пифагора идет традиция сравнивать общественную деятельность, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. Пифагором также было установлено, что мелодии и ритмы оказывают соответствующее влияние на души людей. Различались мелодии против уныния и душевных переживаний, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

По мнению Платона – могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и ритмах.

Аристотель считал музыку средством гармонизации индивида с обществом. В своих трудах Аристотель разработал учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики.

Выражение эмоций и чувств средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе музыки и аффектах. Согласно Аристотелю музыка воспроизводит движение, всякое движение несет в себе энергию, содержащую определенные эстетические свойства. Подобное стремится к подобному и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки, которая соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

Культура Средневековья

Культура Византии

Характерные черты: внешняя помпезность, парадность, приверженность к строгой обрядности, сознание превосходства над культурой других народов.

Имена и даты. В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу империи. В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную. В 866 году Кирилл (ок. 826-869) и Мефодий (ок. 815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.

Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный Дамаскиным – великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников. С поэзией Дамаскина тесно сливается и его музыкальная деятельность. Ему принадлежат первая церковная система нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники «Типикон» и «Октоих». Иоанн Дамаскин установил систему осьмогласия.

Музыка. Церковные богослужения допускали звучание масштабных хоров (555 человек при Юстиниане, включая 25 солистов в храме Св. Софии). Композиторы – Роман Сладкопевец (создатель гимнов), Андрей Критский (один из создателей формы канона),

Художественная культура Средневековья в Западной Европе

Термин «средние века» появился в конце XV в. в «Слове» епископа Джованни Андреа. Периоды средневековой культуры: дороманский (VI-X вв.), романский (XI-XII вв.), готический (XIII-XV вв.).

Характерные черты. Сословно-иерархическая структура общества. Параллельное существование культуры духовной и интеллектуальной элиты и культуры простонародья. Центр культуры – монастыри. Господство христианской религии, объединяющий язык Европы – латынь. Смешение трагического и комического. Миракли, моралите и мистерии – основные виды религиозных представлений. Мистериальная драматургия представлена тремя циклами – ветхозаветным, новозаветным, апостольским. Высокая духовность и аскетический характер – отличительная черта средневековой музыки. Появление и развитие многоголосия (парижская школа Нотр-Дам). Основные жанры – кондукт и мотет. Появляются первые профессиональные композиторы.

Гистрионы – профессиональные артисты. Во Франции их называют жонглерами, в Германии – шпильманами, в Польше – франтами, в Италии – гальярдами.

Отличительные черты искусства:

Условность – подчеркивает отличие художественного произведения от воспроизводимой в нем реальности.

Лаконизм – способ максимально обобщенного и предельно краткого выражения творческого замысла художника, отсутствие в произведении искусства излишеств.

Каноничность – система правил и норм. Новаторство – гордыня, отход от архетипа – отдаление от истины.

Анонимность большинства произведений искусства.

Целостность – все области знания – наука, философия, эстетическая мысль – решали вопросы с позиций теоцентризма.

Имена и даты: 486 г. – Рим разрушен варварами. Происходит формирование национальных культур, появление новых государств, постепенная христианизация искусства.

Музыка. Поэзия трубадуров, труверов, вагантов, миннезингеров. Причудливое соединение церковных мистерий с народными праздниками.

Музыкальные жанры:

Канцона (шансон) – песня о любви или размышления о жизни.

Сирвента – песня на политические темы, иногда песня памфлет.

Тенсона – стихотворный диалог двух поэтов о любви, искусстве.

Альба – куплетная песня – диалог о расставании влюбленных утром после тайного свидания.

Пасторелла – песня-диалог, рисующая встречу рыцаря с пастушкой и их спор.

Баллада – провансальские баллады в отличие от мрачных английских, веселы и жизнерадостны.

Ляйх – гимн в честь Богоматери.

Литургия – главнейшее христианское богослужение во время которого совершается таинство Евхаристии.

Месса – музыкальное произведение, которое представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда. Основной структурой музыкальной мессы является ординарий – неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:

Kyrie eleison – Господи, помилуй,

Gloria – Слава,

Credo – Верую,

Sanctus – Свят,

Benedictus – Благословен

Agnus Dei – Агнец Божий.

Григорианский хорал – общее наименование песнопений церковной католической музыки. Канонизация напевов и текстов и строгое распределение их по датам церковного года были завершены к концу 7 в. Через 300 лет после смерти Григория I хоралам присвоили его имя.

Музыковедение. Гвидо Аретинский (ок. 990-ок. 1050) – итальянский теоретик музыки. Ввёл 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука и ключ. Создал предпосылки для точной записи музыкальных произведений. Придумал систему сольмизации, в которой установил сохранившиеся до наших дней слоговые названия ступеней звукоряда.

Культура эпохи Возрождения (Ренессанс)

Основные тенденции

Периоды: Проторенессанс (треченто) XII-XIV вв., ранний (кватроченто) XIV-XV вв., высокий (чинквеченто) XVI в., поздний XVII в.

Характерные черты. Обращение к сокровищам античной культуры в науке, литературе и искусстве. Укрепление экономических и общественных вольностей городов, духовное брожение, приведшее в итоге к Реформации и Контрреформации.

Музыка Италии. Жоскен Депре, Андреа Габриэлли и Джозефо Царлино. Карло Джезуальдо. Палестрина. Вокальная полифоническая музыка строго письма.

Жанры: мессы, мотеты, мадригалы. Фроттола и вилланелла – многоголосные песни, близкие к народным.

1600 год – рождение жанра оперы. Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Истоками оперы можно считать и античную трагедию.

Северное Возрождение

К понятию «Северного возрождения» относится художественная культура Нидерландов, Франции и Германии XV-XVI веков. Главные центры: Амстердам, Антверпен, Аугсбург, Галле, Нюрнберг.

Характерные черты. Незначительность, опосредованность влияния античной культуры, тесная связь с Реформацией. На смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Реформация – общественное движение в Европе 16 века, принявшее форму борьбы против католической церкви. Реформация началась в 1517 году с критики Лютером (1483-1546) католической доктрины и церковной практики. Привела к расколу римской церкви, созданию протестантских церквей. Деятели Реформации: в Германии – М. Лютер, Т. Мюнцер – Ж. Кальвин.

Музыка Германии. Протестантский хорал. Г. Шютц (1585-1673) – немецкий композитор и музыкант Опера «Дафна», балет «Орфей и Эвридика».

Музыка Нидерландов. О. Лассо (1532-1594) – франко-фламандский композитор Псалмы, мессы, мадригалы. Я. Обрехт (1420-1505) – нидерландский композитор Мессы, мотеты, мадригалы.

Й. Окегем (1420-1515) – франко-фламандский композитор.

Западноевропейская культура XVIII века

Музыкальная культура эпохи барокко.

Характерные черты: динамизм, патетика, театральность, склонность к гиперболам и сложным метафорам. Стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца XVI до середины XVIII века и охвативший все виды творчества.

Основные термины и понятия. Орган, клавесин, скрипка. Фуга, сюита. Кантата, оратория, кончерто гроссо – «большой концерт».

Жанры. Первая оперная форма – «драма на музыке». Монтеверди углубил содержание оперы, расширил выразительные средства и формы вокальных и инструментальных партий, ввел в нее увертюру и дуэт, арию lamento. «Орфей», «Ариадна», «Коронация Поппеи». Оперное творчество Д. Фрескобальди, А. Скарлатти, Д. Перголези.

Опера seria (помпезность, пышное оформление, театральный эффекты в изображении батальных сцен и стихийных бедствий, удивительные превращения героев). Belcanto – «прекрасное пение».

Опера buffa. Джованни Перголези «Служанка-госпожа» (1773).

В Англии оперы-баллады.

В Германии – зингшпили. Кардиналы братья Барберини построили в Риме 1620-1640 гг. оперный театр.

Оратория – музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра на библейский сюжет.

Кантата – небольшое концертное лирико-драматическое произведение, включавшие арии, речитативы, ансамбли и хоры. Духовные и светские.

Выдающиеся композиторы:

Инструментальная музыка. А. Вивальди «Времена года».

Гендель (1685-1759) оратория «Самсон» – к Ветхому Завету. Гендель – создатель классической оратории.

Бах (1685-1750) – мастер духовной музыки (Месса си минор), произведений для органа и клавира (ХТК). Бах («Страсти») обращался к сюжетам Евангелия.

Рококо

Основные термины и понятия: гедонизм, куртуазность, пастораль, галантный стиль.

Характерные черты: легкость, изящество, грациозность, изысканность, прихотливый орнаментальный ритм; асимметрия, создающая впечатление беспокойства и игривости. Атмосфера придворных интриг, балетно-маскарадных празднеств. Стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Искусство – мир вымысла, изощренной утонченности. Его цель – пробуждать легкие, приятные эмоции.

Распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II.

Музыка. Творчество «французских клавесинистов». Характерно выражение изящных поэтических образов, приятных эмоций, женских образов или природных зарисовок. Обилие мелких звуковых украшений («мелизмов»), преобладание камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов. Любимый инструмент – клавесин.

Композиторы: Ж. Рамо (1683-1764), Ф. Куперен (1668-1733), Д. Скарлатти (1660-1725). Барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев (аллеманда, куранта, сарабанда, жига), обогатилась новыми французскими танцами (паспье, бурре, гавот, менуэт), а затем начала включать в себя и фантазийные части. Жанр сюиты был доведён клавесинистами до высшего развития, а затем до упадка. Популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы.

Классицизм

Характерные черты: Классицизм обращался к древнегреческой классике – наиболее гармоничному, соразмерному и спокойному периоду в истории древнегреческой цивилизации. Идеи «долга» и «служения» стали важнейшими в этике и эстетике классицизма. В политике господствовал абсолютизм, в искусстве – строгое подчинение установленным правилам, в обществе – высокие нравственные добродетели. Стиль стремился выразить возвышенные, героические и нравственные идеалы, создать ясные органичные образы, но нес в себе черты утопизма, идеализации, отвлеченности. Строгая иерархия жанров – высоких и низких.

Музыка. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением и основан на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе. В музыкальном театре утвердились героика, приподнятость стиля, логичная ясность драматургии (оперы Ж.Б. Люлли во Франции), вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа).

Благородная простота и возвышенность – реформаторские оперы К. В. Глюка (1714-1787) в Австрии – «Орфей», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде».

Просвещение

Идейное движение, распространенное в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII-XVIII вв. Термин «Просвещение» встречается у Вольтера и И. Гердера, но утвердился он после статьи немецкого философа Канта «Что такое просвещение?» (1784).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.