Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От массовой работы с детьми - к индивидуальной работе с ребенком






Особые переживания вызывает у педагогов воспитание и обучение детей группы риска. Как заинтересовать их? Как помочь им сделать правильный выбор в жизни, несмотря на их трудную жизненную ситуацию в семье. Наставить их и повлиять на принятие общечеловеческих ценностей в своей жизни. Дать возможность подросткам ощутить свою значимость и почувствовать свою успешность. Кроме того, развивать партнерство с родителями, открыть им творческие и другие способности детей. Посмотреть на детей не только как на «хулиганов» и «непослушников», но и как на детей требующих родительского внимания и заботы, коррекции семейных взаимоотношений со стороны родителей.

Педагоги Дома детского творчества в рамках проекта ознакомились с новыми методами и формами работы с семьей и включению сети близких в помощь ребенку.

При возникновении первичной тревоги у педагогов за благополучие подростка мы изучаем близкое окружение ребенка и сеть близких людей. Изучение методики «Совет близких» позволяет расширить представления педагогов об укреплении и объединении ресурсов семьи и близких на благо ребенка, объединить усилия специалистов, семьи, ребёнка и других близких, чьё участие могло бы оказать реальную помощь ребенку.

 

Пример мультипрофессиональной работы со случаем.

Александр из семьи, гдемать и ее гражданский муж не работает. Александр очень любит свою мать. На фоне алкогольных опьянений дома частые скандалы, драки между матерью и сожителем. Подросток тяжело переживает сложившуюся ситуацию в семье, жалеет мать. Дома часто бывают посторонние люди. Александр безнадзорен. Воспитанием и надлежащим уходом за ребёнком никто не занимается. Подросток большую часть времени проводит на улице.

В школе плохо учится, пропускает уроки, курит. В классе общается с подростками с дезадаптивным поведением. В круг общения входят ребята разного возраста от 10 до 20 лет. Александр обладает лидерскими качествами.

Александр, записался в радиотехнический кружок ДДТ. Занятия посещал редко. Особого беспокойства у мамы не вызывал, но вызывал тревогу у педагогов Дома детского творчества своим вызывающим поведением, сквернословием, бесцельным нахождением в стенах учреждения, подозревался в краже магнитофона и денежных средств у руководителя радиотехнического кружка.

В школе и в ДДТ поведение Александра вызывает тревогу у педагогов. Преобладающее психическое состояние: не спокойное, тревожное, находится часто в нервно-психическом напряжении.

Для изменения сложившейся ситуации в позитивную сторону для Александра был определен координатор по работе с данным случаем в лице методиста ДДТ, который начал работу по поиску сети близких с целью организации помощи ребенку.

Изучение причин дезадаптивного поведения:

Вместе с Александром и его друзьями, социальным педагогом школы, руководителем радиотехнического объединения ДДТ, инспектором подразделения по делам несовершеннолетних мы определили основные причины что беспокоит подростка и является основой его тревожного поведения: это прежде всего отчуждение со стороны матери, отсутствие заботы и участия в жизни сына, а также не умение подростка планировать свою жизнь и проведение бесцельно своего свободного времени в компании подростков - сверстников.

Согласно методу «Совета близких» были определены следующие цели:

Увеличить участие мамы и сети близких в жизни Александра

Создать равноправное обсуждение всех сторон сотрудничества

Помочь сосредоточиться на существенном для подростка

Высказать и выслушать различные точки зрения

Осознать, привлечь и объединить ресурсы семьи и сети близких, а также определить помощника для подростка

Собрать и организовать необходимую поддержку (семейную и государственную)

При минимальном вмешательстве КДН в жизнь подростка

Найти наилучшее решение данной ситуации и создать план действий, который принимают все стороны поддержки

Перед координатором встал ряд вопросов:

1. Как начать работу, если запроса о вмешательстве и помощи в сложившейся трудной ситуации со стороны ребёнка и его законных представителей не поступало?

2. Как мотивировать маму заботится о сыне? Педагогине владеют навыками социальной терапии и умениями по привлечению сети близких для благополучия подростка.

 

В начале работы определены первостепенные задачи:

1.найти значимого взрослого (помощника для Александра),

2. выяснить интересы подростков и выбрать занятие по интересам,

3. составить план-договор между Александром, родителями и специалистами на ближайшие 3 месяца, определить ответственность сторон.

Помощником Александра стал руководитель учебного объединения «Юный моряк», так как он близкий и авторитетный для подростка человек.

Руководитель учебного объединения стал значимым взрослым для друзей Александр, и его друзья стали членами клуба. Постепенно под руководством наставника стала формироваться самодисциплина у ребят, они перестали пропускать занятия.

Контакты с мамой ребёнка установили специалисты Центра социальной работы несовершеннолетних совместно с социальным педагогом школы и инспектора подразделения по делам несовершеннолетних: с мамой обсуждались вакансии для поступления на работу, поддержка в воспитании сына. Итак, была определена сеть близких и сеть специалистов в помощь ребенку.

 

Основные участники процесса:

Координатор.

Сеть близких: подросток, помощник ребенка, мама, соседка.

Сеть специалистов: социальный педагог и психолог школы, специалист по социальной работе Центра социальной работы несовершеннолетних, инспектор подразделения по делам несовершеннолетних.

В совместном плане поддержки Александра - 80% мероприятий определена как ответственность участников сети близких, 20% мероприятий - для помощника

Для эффективной реализации плана ежеквартально проводился мониторинг с цельюанализа, что изменилось в жизни Александра, какие произошли позитивные сдвиги или негативные моменты, что помогло изменить ситуацию, какие возникали риски и препятствия, какие нужны дополнительные ресурсы? На основе равноправного обсуждения разных сторон происходила корректировка задач в плане по улучшению ситуации и благополучия ребенка.

Первые результаты в области поддержки самоопределения и саморазвития:

23 мартаАлександр принял участие в городском турнире по шахматам и русским шашкам. Подготовил Александра к турниру руководитель шахматного кружка «Позитив». Алексанндр занял 3 место по шахматам и был награждён грамотой. Поздравление Александру в турнире было размещено на информационном стенде, фото информация о конкурсе - на доске «Событий» и в газете «Медвежьегорские новости».

10 апрелясостоялась гостиная «Между нами мальчикам» в уютной, доброжелательной атмосфере. Александр и его друзья соревновались в разгадывании различных головоломок, выполнении заданий на смекалку и сообразительность. В спортивных состязаниям ребята показали свою ловкость, находчивость и быстроту. Команды были награждены сладкими призами, а самые активные – медалями. Подростки самостоятельно поддерживали дисциплину, оказывали друг другу помощь, были очень вежливы, помогали организаторам готовить атрибуты и реквизиты для конкурсов. Соревнуясь, не показывали явного соперничества, поддерживали друг друга. В завершении мероприятия было сделано общее фото и помещено на доску «Событий».

7 маякурсанты приняли участи в республиканской акции «Салют, Победа!». Они вместе со своим педагогом и курсантами Клубов Юных моряков республики возложили цветы и венки на братские могилы в городе и районе. Педагоги вместе с момой Александра с гордостью наблюдали за мальчишками одетыми в форму моряков. О своём участии в акции мальчишки смогли с гордостью прочитать в районных газетах, в ДДТ был выпущен фоторепортаж «Салют, Победа!». Подростки с гордостью демонстрировали на фотографиях места возложения венков и сопровождали это интересными рассказами о мероприятии. Была объявлена благодарность маме Александра, которая вместе с педагогами готовила сына к ответственной миссии возложения венков.

18 мая Александр и его друзья принял участие в спортивных состязаниях на берегу озера, болельщиками были родители подростков.

19 маяАлександр с другими воспитанниками «Клуба Юных моряков» по своему желанию подготовили и совершили экскурсию на судоремонтную базу в п. Пиндуши.

Благодаря чёткому плану совместной работы, определению роли каждого его участника, включению родителей в совместные культурно-массовые дела у Александра и его сверстников появился интерес к морскому делу, у подростков стали формироваться навыки самостоятельной жизни и принятия решений в различных жизненных ситуациях. Александр принимает решения самостоятельно и, поскольку его обучают оказывать помощь самому себе и друзьям в сходной ситуации, то актуализируется гибкость и пластичность развития и самоопределения в области получения знаний и навыков, необходимых для решения разных жизненных ситуаций

По проведению мониторинга летнего этапа профилактической работы отмечено следующее:

В этот период летних каникул помощник не смог поддерживать постоянный контакт с Александром. Перед началом учебного года возник вопрос – придёт ли ребёнок вновь на занятия в учебное объединение «Юный Моряк». Оказалось, что Александр и его друзья ждали занятий, их пригласили участвовать в подготовке к новому учебному году, подготовить помещение для занятий.

Задача помощника: содействие формированию социально одобряемых форм поведения, развитие навыков уверенного поведения.

Задача Александра – преодоление пробелов образования, развитие самостоятельности и самодисциплины.

По мнению подростков Дом детского творчества стал местом «куда хочется идти», педагоги - близкими людьми, мама Александра стала проявлять интерес к делам сына. Социальный педагог школы, где обучается Александр отмечает, что он рассказывает о своих делах, уважает своего педагога-наставника, прислушивается к его мнению, стал реже пропускать уроки, проявляет себя в делах школы, поведение не агрессивное, располагает к общению.

Координатором было отмечено, что тёплая, дружеская атмосфера на занятиях была достигнута благодаря тому, что индивидуальный подход был применен ко всем курсантам Клуба, сосредотачиваясь на типичных проблемах, присущих подросткам, не имеющим достаточного внимания и заботы в семье. Так, к планированию работы объединения стали привлекать всех подростков, положительные и отрицательные моменты в работе обсуждались коллегиально с учетом мнения каждого курсанта, поощрялись даже небольшие успехи каждого ребенка, с родителями, которые шли на контакт, обсуждались их достижения и индивидуальные особенности подросткового возраста. Вместе с родителями в октябре в «КЮМ» прошла церемония «Посвящения в Юнги». Александр и члены клуба произнесли клятву, закрепили её своими подписями, получили удостоверение «Юный моряк». В ноябре вновь состоялся шахматный турнир, где Александр вновь занял 3 место, награждён грамотой, его фото снова помещёно на доску «События».

По проведению мониторинга третьего этапа вновь выявлены серьезные проблемы в семье, Александр уже некоторое время не живёт в родительском доме.

Совместно с органами опеки начали изучать ситуацию и готовить документы по устройству Александра в детский дом.На диалоговом совещании специалистов и близких с участием подростка было установлено, что Александр не желает жить в детском доме, всячески противится этому. Переживает за свою мать, которая больна хроническим алкоголизмом. Бывают случаи, когда ребёнок не может попасть в дом. Мать запирает двери, не пускает инспектора ПДН в квартиру, не приходит на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, не идёт на контакт со школой.

Помощник ребенка отметил, что член сети близких – соседка длительное время осуществляет заботу о мальчике, Александр уважает её, прислушивается к её мнению и хочет жить у неё. По предложению органа опеки и попечительства решено подготовить документы в суд по ограничению в родительских правах мамы и передаче под опеку мальчика соседке по согласию Александра. Специалисты «Центра реабилитации несовершеннолетних» оказывают опекуну необходимую адресную помощь и постоянную консультационную поддержку по воспитанию мальчика. Летом 2010 года специалисты Центра вместе с опекуном оформили Александру путёвку на юг в летний оздоровительный лагерь.

Выводы по данному случаю:

При координирующей роли методиста работали две группы поддержки: сеть специалистов и сеть близких людей. Координатор объединяла специалистов на диалоговых совещаниях, мониторингах, где обсуждались результаты работы – успехи и трудности в работе с подростком и его семьёй, вносились коррективы в план сопровождения. Помощник Александра помогал специалистам сосредоточиться на реальных потребностях ребенка и принимать решение в интересах подростка.

Работа с данным случаем началась в феврале 2009 года и продолжалась в течение полутора лет. За первые три месяца помощнику удалось оказать поддержку в самоопределении ребенка и выборе занятия по интересам, опираясь на его лидерские качества привлечь к систематическим занятиям в Клубе юных моряков, к участию в конкурсах, экскурсиях и других мероприятиях. Большую часть времени после школы Александр проводил в КЮМе, серьезно задумался о будущей профессии. Прекратились случаи хулиганства и воровства.

Специалистами «Центра реабилитации несовершеннолетних», инспектором ПДН, классным руководителем, социальным педагогом и психологом общеобразовательной школы организованы контакты и попытка сотрудничества с мамой мальчика и соседкой.

К сожалению, нахождение подростка в семье стало невозможным, в связи с хроническим алкоголизмом матери и не желанием и не умением организовать свою жизнь и жизнь сына. Установление опеки оказалось наилучшим решением в интересах ребенка. По обоюдному желанию подростка соседка назначена опекуном и стала близким и значимым человеком для Александра.

В настоящий момент Александр ведет себя очень дружелюбно и уважительно по отношению к окружающим его взрослым и сверстникам.

Подростковый возраст - очень сложный период для каждого подростка. А тем более для того, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Ранняя помощь, согласованность действий специалистов, поддержка близкого человека могут помочь не оступиться и стать достойным членом нашего общества каждому ребёнку.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.