Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материальная основа и база деятельности






Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями находится в типовом, кирпичном, двухэтажном здании, имеется участок. Функционирует медицинский кабинет, кабинет психолога, социального педагога, логопеда, оборудованы две спальные комнаты для дневного сна и пищеблок. На участке установлен спортивно-игровой комплекс: карусель, горка, качели, песочница.

Источники финансирования: Финансирование осуществляется за счет субвенций республиканского бюджета, в т.ч. целевой программы «Дети Карелии». Средства предпринимательской деятельности. Привлечение средств благотворителей и спонсоров.

Состав персонала: Заведующая отделением, 2 специалиста по социальной работе, психолог, социальный педагог, логопед, фельдшер, медсестра сестра по массажу, инструктор ЛФК, социальный работник, повар, водитель (12, 5 ед.) Все сотрудники имеют профильное и специальное образование, в системе проходят повышении квалификации и аттестацию.

Для кого предназначено отделение?

В Медвежьегорском районе проживает и имеет право на услуги 131 семья с детьми-инвалидами, из них 97 живут в городских поселениях, 34 – в сельской местности. Из общего количества семей – 48 неполных, 4 – многодетных семьи. Средний возраст родителей - 30 лет, 50% родителей имеют среднее специальное или начальное профессиональное заболевание. Родители участвуют в управлении учреждением, входят в Совет учреждения, совместно со специалистами организуют родительскую школу, сотрудничают с Карельской региональной общественной организацией родителей, имеющих детей инвалидов «Особая семья».

В отделении обслуживаются 134 ребенка с особыми потребностями, большинство детей с нарушениями интеллектуального развития.

Выявление детей для прохождения курса реабилитации на дневном отделении проходит в два этапа:

1.Выявление (диагностика) и оценка потребностей (проблем) ребенка и семьи: посещение семьи, составление акта обследования, заполнение социального паспорта семьи.

2. Проведение совещания специалистов и близких, комплексная оценка и оценка потребности в реабилитации, составление маршрута социально-педагогического маршрута в индивидуальном плане реабилитации ребенка, привлечение ресурсов социальной сети, распределение ответственности и сроков мероприятий, обсуждение принятых решений и подписание протокола совещания.

Курс реабилитации на дневном отделении ежегодно проходит 30 детей. В ходе комплексной реабилитации детей на дневном отделении отмечается общая положительная динамика в развитии детей с ограниченными возможностями, а именно: успешное обучение навыкам самообслуживания, активизация собственной инициативы в быту; развитие моторики, речи (повышение речевой активности, увеличение словарного запаса), произвольного внимания; развитие коммуникативных (социальных) навыков; улучшение эмоционального состояния детей, снижение уровня тревожности; усвоение норм поведения в общественных местах, что позволяет успешно адаптироваться в образовательных учреждениях, в т.ч. и детей со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно.

В соответствии с выше названным законом о социальном обслуживании детей в образовательных учреждениях в Медвежьегорском районе образовательные услуги в соответствии в ИПР предоставляются детям с особыми образовательными потребностями, не обслуживающими себя самостоятельно, в детском саду №3 г. Медвежьегорска, в Великогубской, Шалговаарской, Сосновской общеобразовательных школах. Индивидуальные сопровождающие обеспечивают социальную поддержку и обслуживание детям с особыми потребностями в образовательных учреждениях.

Индивидуальный план реабилитации (ИПР) по подготовке ребенка к школе

Девочка Арина, 6 лет

Ситуация на основе диагностики окружения ребенка:

 

Информация о ребенке поступила из центральной районной больницы и управления социальной защиты.

Обследование семьи показало:

Семья неполная, социального риска, двое детей.

Семья приехала из бывшей союзной республики.

Мама безработная, у девочки отсутствовало российское гражданство.

Мама имела среднее специальное педагогическое образование, была заинтересована в том, чтобы Арина получала реабилитационные услуги.

Ожидания матери:

1. Арина самостоятельно себя обслуживает и передвигается.

2. Арина сможет учиться в коррекционной школе.

 

Заключение на основе диагностического обследования:

Медицинское заключение: органическое поражение ЦНС раннего генеза; спастический тетрапарез; грубая задержка психомоторного развития; сгибательные контрактуры голеностопных и коленных суставов; сколиоз грудного и поясничного отделов.

Заключение психолога: сниженная способность к умственному напряжению; повышенная утомляемость; трудности концентрации, устойчивости и распределения внимания; снижение объема слуховой и зрительной памяти; несформированность произвольных форм поведения; необщительность, замкнутость.

Заключение социального педагога: навыки самообслуживания не сформированы; ориентировка на себе и в пространстве отсутствует; игровая деятельность на уровне манипуляций с предметами; отсутствуют умения рисовать, лепить, конструировать.

Цель: социальная реабилитация ребенка, подготовка к обучению в специализированном образовательном учреждении.

 

Задачи:

· включить маму в реабилитационный процесс;

· разработать и осуществить комплекс совместных с семьей мероприятий, направленных на максимально возможною реабилитацию;

· повысить уровень компетенции родителя в вопросах медицинской, социальной, психологической и педагогической реабилитации ребенка.

· Расширить социальные связи семьи и Арины

 

Формы взаимодействия с семьей:

· социальный патронаж семьи;

· индивидуальные консультации и беседы;

· обучающий практикум

· родительские собрания;

 

Мультипрофессиональная группа ИПР:

Координатор специалист по социальной работе

Члены мультипрофессиональной группы – социальный педагог, психолог, логопед, медицинский работник, мама, Арина.

Сроки ИПР: продолжительность реабилитационного периода составляет не менее 3 месяцев. По результатам диагностики мультипрофессиональная группа проводит консилиум, составляется план индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы с ребенком совместно с семьей, ежеквартально проводится мониторинг и корректировка плана.

В отделении реабилитации имеется документация на каждого ребенка (социальный паспорт семьи, индивидуальные планы реабилитации).

 

 

Задачи Мероприятия Ответственный
  Медико-социальный блок - восстановление или компенсация нарушенных или утраченных функций организма   Социально-бытовой блок - обучение навыкам самообслуживания и личной гигиены; - содействие в обеспечении и обучение навыкам пользования ТСР; - содействие в организации жизни ребенка-инвалида дома - обучение социальному общению; - обучение социальной независимости     Психолого-педагогический блок Работа с девочкой: - психокоррекция эмоциональной сферы и межличностных отношений; - коррекция познавательной деятельности; -коррекция речевых нарушений Работа с мамой: - формирование у родителя восприятия ребенка-инвалида, как особого человека; - предупреждение конфликтов; - снижение тревожности   Социальная поддержка семьи Расширение социальных связей       - лекарственная терапия; - общеукрепляющий и общеоздоровительный массаж; - занятия на тренажерах; - профилактическая гимнастика; - витаминотерапия - просветительская работа о необходимости проведения оперативного лечения     - занятия, игры - социальный патронаж - обучение мамы     - занятия, ролевые игры - экскурсии; - проведение мероприятий совместно с родителями     - коррекционные занятия с психологом; - логоритмические занятия; - релаксационные упражнения   - психологические тренинги; - индивидуальные беседы и консультации; - занятия «Родительской школы»; - оформление стендов, папок-передвижек     - содействие в оформлении документов для получения льгот и пособий; - содействие в оформлении российского гражданства; - содействие в устройстве на работу мамы.     - участие в культурно-воспитательных мероприятиях, чтобы, показать свои творческие способности, расширить общение и социальные связи семей. Участие в групповых формах работы, в т.ч. с использованием арттерапии, сказкотерапии, песочной терапии.     Медицинский работник, Мама (преемственность медицинских процедур в домашних условиях)     Специалисты отделения, мама, Арина   Специалисты отделения, мама, Арина     Психолог, логопед, Арина, Мама (выполнение домашних заданий; участие в индивидуальных занятиях с ребенком)   Специалисты отделения, мама, привлеченные специалисты других учреждений     специалисты отделения, мама, Арина  

 

 

Результаты реабилитационного процесса:

 

Физическое состояние: проведено оперативное лечение; девочка передвигается самостоятельно с помощью ходунков; улучшилось состояние крупной и мелкой моторики.

Навыки самообслуживания: самостоятельно ест; самостоятельно раздевается;

следит за своим внешним видом (причесывается, пользуется носовым платком);

с помощью взрослого одевается, складывает вещи, завязывает шнурки.

Социальная ориентировка: называет свое имя, фамилию; различает времена года и время суток; с небольшой помощью называет профессии людей; хорошо ориентируется в помещении; понимает и выполняет инструкции взрослого.

Познавательная деятельность: считает до 10; с помощью взрослого называет основные геометрические фигуры; собирает картинки из 4-х частей; повторяет стихи и потешки; конструирует по образцу.

Взаимодействие с родителями: обученные родители в домашних условиях пользуются рекомендациями специалистов, успешно проводят наблюдения за ребенком, информируют специалистов об изменениях, происходящих с ребенком.

 

Сейчас девочка успешно обучается в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 21 г. Петрозаводска.

Выводы:

Процесс реабилитации проходил длительное время. Арина посещала группу дневного пребывания в отделении реабилитации. По заключению ПМПК была определена на индивидуальное обучение в СОШ на год и продолжала получать услуги в отделение реабилитации.

Считаем, что в данном случае процесс реабилитации проходил сложно, но эффективно. Трудности заключались в сложной структуре нарушений у девочки.

Позитивность процесса определялась большой заинтересованностью мамы и слаженной работой специалистов мультипрофессиональной группы, организацией межведомственного взаимодействия и поддержке семей в группах равных.

 

Отзыв мамы:

Дети… Желанные, долгожданные, дорогие, любимые не всегда рождаются здоровыми. Родителям принять и жить с этим очень тяжело. Порой опускаются руки. Где брать силы, чтобы не отчаяться? Но оказывается не всё так плохо, и мы не одни со своей бедой, ведь в нашем городе есть такая организация, которая создана специально для наших детей. Это Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Комплексного центра социального обслуживания населения Медвежьегорского района. Здесь нет случайных людей, коллектив как на подбор. Для наших детей они не просто специалисты, которые обеспечивают уход, присмотр, воспитание и обучение. Они дают им больше – дарят свою искреннюю любовь, вкладывая в каждого ребенка душу, не считаясь не со своим временем, не со своей усталостью. с ними можно разделить все, что происходит в жизни, они всегда готовы прийти на помощь. мы благодарны судьбе, что такие люди окружают наших детей. Сколько душевного тепла, внимания, самоотдачи! И нашим особенным детишкам обязательно станет лучше, ведь столько людей принимают участие в их судьбе, желая им от всей души добра. Для наших детей коллектив Отделения как вторая семья – родные и близкие люди. И очень, очень хочется им сказать огромное родительское спасибо!

 

Планы на будущее:

Специалисты отделения в перспективе развития системы социального обслуживания видят следующую интеграционную модель помощи детей и подростков с ограниченными возможностями.

 

 

Данная модель предполагает взаимосвязи и преемственность деятельности всех учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам с ограниченными возможностями с момента их рождения.

Об эффективности целенаправленной работы по улучшению положения детей-инвалидов можно отметить следующие тенденции:

- сохранение доли детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в общей численности детей на уровне 1, 9 %, что ниже российского и мирового уровней (2, 5%);

- увеличение с 31 % в 2008 году до 49 % в 2009 году интегрированных в учреждения образования детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающего себя самостоятельно;

- предоставление социальных услуг 84 % семьям, имеющим детей-инвалидов, что значительно превышает установленный плановый показатель по Российской Федерации (25%).

Вместе с тем, процесс социальной интеграции детей-инвалидов идет медленно. Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуется целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие, помогающие наилучшим образом обеспечить права детей-инвалидов и взрослых членов таких семей.

 

Предложения по развитию инклюзивного образования:

 

Внедрение целостной системы, обеспечивающей права и качество жизни наиболее уязвимой группы детей, всегда требует поддержки всех уровней управления и развития гражданского общества.

 

На федеральном уровне уже приняты политические решения, следует разработать нормативную базу инклюзивного образования, которая будет определять создание региональных систем инклюзивного образования.

 

В программе развития образования каждого региона необходимо разработать специальный раздел инклюзивного образования, который обеспечит развитие сети инклюзивных учреждений, развитие кадрового потенциала, внедрение новой системы финансирования и взаимодействие с общественными организациями.

 

На уровне отдельных образовательных учреждений необходимо принять меры по повышению мотивации школьного коллектива, организации сетевого взаимодействия, поддержки общественных организаций, которые могут обеспечить основные «стартовые» задачи развития инклюзивного образования, обеспечат права ребенка и его родителей на свободный выбор места обучения, что позволит в будущем решить проблему социальной исключенности особого ребенка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.