Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура педагогической технологии






Вертикальная структура. Любая педагогическая техно­логия охватывает определённую область педагогической дея­тельности. Эта область деятельности, с одной стороны, вклю­чает в себя ряд её составляющих (и соответствующих техно логий), с другой стороны, сама может быть включена как со­ставная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В этой иерархии (вертикальной струк­туре) можно выделить четыре соподчинённых класса обра­зовательных технологий (адекватных уровням организацион­ных структур деятельности людей и организаций, см. рис. 4).

1. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в обла­сти образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитатель­ные) технологии, которые охватывают целостный образова­тельный процесс в стране, регионе, учебном заведении. При­меры: технология развивающего обучения, технология управ­ления качеством образования в регионе, технология воспита­тельной работы в данной школе.

2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень). Примеры: технология препо­давания учебного предмета, технология компенсирующего обучения.

3. Мезотехнологии, или модульно -локальные, — тех­нологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение част­ных, локальных дидактических, методических или воспита­тельных задач. Примеры: технология отдельных видов дея­тельности субъектов и объектов, технология изучения дан­ной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторе­ния или контроля знаний.


4. Микротехнологии это технологии, направленные па решение узких оперативных задач и относящиеся к инди-иидуальному взаимодействию или самовоздействию субъек­тов педагогического процесса (контактно-личностный уро­вень). Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.

Структура понятия «педагогическая технология» мо­жет быть представлена в виде логико-смысловой модели (се­мантического фрактала по В.Э. Штейнбергу).

Семантический фрактал представляет логико-смыс­ловую модель знания в виде многомерной системы коорди­нат. Геометрически он изображается как плоский радиально-концентрический каркас, на котором размещены смысловые элементы знания (знаково-символические элементы, опор­ные сигналы, понятийные, графические и символические обозначения), образующие семантически связную систему (см. рис. 6).

Инвариантная многомерная структура педагогических и'хпологий содержит следующие компоненты:

— уровень технологии (метатехнологии, отраслевые,
м (> дульно-локальные, микротехнологии);

—научный компонент (идеи, принципы, закономернос­ти, классификации, фолософские основы, методологические подходы, факторы и механизмы развития, техническая база, обобщение передового опыта и т.д.);

—формализованно-описательный компонент (содержа­ние, модель, цели и задачи, структура);



 

- процессуально-деятельностный компонент (целепо-|ш апие, планирование, учёт ресурсов, организация, формы и методы деятельности, реализация целей, управление, анализ результатов, рефлексия); - свойства субъекта технологии (ориентация педагоги­ческого взаимодействия, профессионализм, технологическая компетентность, коммуникативность, педагогическая техни­ка, мастерство, творчество, индивидуальность, подход куча­щимся, стиль); - свойства объекта технологии (обученность, обучае­ мость, способности, потребности, Я-концепция, воспитанность, направленность, индивидуальные и возрастные особенности). Горизонтальная структурапедагогической технологии 11 щержит три основных аспекта: 1) научный: технология является научно разработан­ным (разрабатываемым) решением определённой проблемы, ■ н-ионывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики; 2) формально-описательный: технология представля­ется моделью, описанием целей, содержания, методов и i редств, алгоритмов действий, применяемых для достиже­нии планируемых результатов; 3) процессуально-деятельностный: технология есть I |М процесс осуществления деятельности объектов и субъек­та, их целеполагание, планирование, организацию, реализа­цию целей и анализ результатов. Таким образом, педагогическая технология функциони-pye i и в качестве науки (область педагогической теории), ис-i педующей и проектирующей наиболее рациональные пути ■ пучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и ре-гулятивов деятельности, и в качестве реального процесса ибучсния и воспитания (см. рис. 5). Она может быть пред- гиилена либо всем комплексом своих аспектов, либо науч­ной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием программы действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом. Итак, педагогическая (образовательная) техноло-н1н это система функционирования всех компонентов hi',


су ВВЕДЕН!!!; t шипеть технологического подхода в образовании


#.

ВВЕДЕИИ1

педагогического процесса, построенная на научной основе запрограммированная во времени и в пространстве и приво дящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Технологический подход открывает новые возможное ти для концептуального и проектировочного освоения рал личных областей и аспектов образовательной, педагогичес кой, социальной действительности; он позволяет:

—с большей определённостью предсказывать результа ты и управлять педагогическими процессами;

—анализировать и систематизировать на научной осно ве имеющийся практический опыт и его использование;

—комплексно решать образовательные и социально воспитательные проблемы;

—обеспечивать благоприятные условия для развита) личности;


 

 

(..... ношение «технологии» и других педагогических понятий

—уменьшать эффект влияния неблагоприятных обсто-м гельств на человека;.

—оптимально использовать имеющиеся в распоряже-мии ресурсы;

—выбирать наиболее эффективные и разрабатывать но­ны с технологии и модели для решения возникающих соци-, i II i.iio-педагогических проблем.

Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя счи-i, iп> универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагоги­ки, политологии и других направлений науки и практики.

Соотношение «технологии» и других педагогических понятий

Новые истолкования своего и чу­жого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности.

АЛ. Ухтомский






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.