Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИ1 Возрастные и индивидуальные особенности личности







25


 


реход от одного возраста к другому происходит революцион­ным путём.

А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин в качестве критерия воз­растной периодизации рассматривали ведущие деятельнос­ти, которые и определяют возникновение и формирование основных психологических новообразований, главнейшие изменения в психических процессах и психологических осо­бенностях личности ребёнка на данной стадии развития, кон­кретном этапе развития.

Для каждого возрастного периода характерны три фазы вхождения ребёнка в референтную для него общность — адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых про­исходит развитие и перестройка структуры личности.

Реально возрастная периодизация каждого человека за­висит от условий его развития, особенностей созревания морфологических структур мозга, а также от внутренней по­зиции самого человека, которая определяет развитие на бо­лее поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста суще­ствует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Со­отношение внешних социальных условий и внутренних ус­ловий созревания высших психических функций определяет общее движение развития, «зону ближайшего развития» и развитие личности. На каждом возрастном этапе обнаружи­вается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям — «сензитивность». Л.С. Выгот­ский считал, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.

Паспортный возраст и возраст «актуального развития» (Л.С. Выготский) не обязательно совпадают. Ребёнок может опережать, отставать и соответствовать паспортному воз­расту.


Рекомендуемая литература

АсмоловА.Г. Психология личности. М., 1995.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Пе­дагогика, 1989.

Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001.

Иванов ИЛ. Методика коммунарского воспитания. М.: Про-еиещение, 1990.

Колечешо А.К. Энциклопедия педагогических технологий. (116.: КАРО, 2002.

Крейн У. Теория развития: секреты формирования личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

Лошкарёва Н.А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников // В.М. Коротов и др. Воспитание ученика. М., 1990.

Немое Р.С. Психология: В 3 т. М.: Просвещение, 1995.

Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1969.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педобщество России, 1998.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических по­нятий. М.: Высшая школа, 1984.

Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977.

Подласый ИЛ. Педагогика. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1999.

Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: АПН РСФСР, 1!)(> 2.

Селевко Г.К. Накопление и систематизация профессиональ­ных знаний //Формирование личности учителя. М., 1980.

Требования к уровню подготовки выпускников. Обязатель­ным минимум содержания образования. Сб. 1, 2. М., 2001.

Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагоги­ки, 1985.

Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учите-'по. М: Просвещение, 1985.

Шадриков В Д. Психология деятельности и способности чело- Мка. м., 1996.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.