Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Координация органов управления и контроля состояния природных ресурсов в границах муниципального образования






Сегодня в области охраны окружающей среды, а также контроля и над­зора за ее состоянием на территории Российской Федерации действуют до­вольно большое количество контролирующих ведомств, учебных и научно-исследовательских организаций, а также общественных и иных объедине­ний. Например, в Новороссийске их число достигает 50. Используя различ­ные методы, они направляют свою деятельность на решение задач по улуч­шению качества окружающей среды, охране природных ресурсов, а также осуществление мониторинга и контроля за их состоянием.

Получение обобщенной и достоверной картины о соблюдении требова­ний законодательства в области охраны окружающей среды на подконтроль­ных объектах в границах муниципального образования возможно лишь при условии четко отработанной схемы взаимодействия всех уровней экологи­ческого контроля: государственного, производственного, муниципального и общественного.

Как можно увидеть из предлагаемой схемы взаимодействия (рис. 6.1), при осуществлении экологического контроля в границах муниципального образования все уровни экоконтроля должны быть замкнуты в единую сис­тему и функционировать в условиях взаимодействия и обмена информаци­ей о подконтрольных объектах. Результаты экологического контроля, со­держащие сведения о хозяйствующих субъектах, действующих в пределах административных границ муниципального образования, должны коорди­нироваться в центральном блоке, что позволит органу исполнительной вла­сти местного самоуправления осуществлять полномочия по планированию, организации и корректировке мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды города в целом.

Безусловно, максимальный результат в решении вопросов жизнедея­тельности города, разработки долгосрочных программных мероприятий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, распределения финансовых потоков по приоритетности экологических про­блем, а также достижения целей стратегии устойчивого развития муници­пального образования можно достичь только коллегиально.

Рис. 6.1. Схема взаимодействия при осуществлении экологического контроля, в границах муниципального образования

Например, в г. Новороссийске в целях координации деятельности конт­ролирующих органов, городских предприятий, организаций и учреждений по вопросам охраны окружающей среды, оперативного решения городских экологических проблем, обеспечения экологической безопасности и устой­чивого развития города распоряжением главы администрации города от 05.08.2003 г. № 1326-р создан совет по экологической безопасности и ус­тойчивому развитию города. В состав совета вошли: руководители феде­ральных органов исполнительной власти в области охраны природы, депу­таты городской Думы, специалисты администрации города и городской про-

куратуры, научно-исследовательских и учебных образований, медицинских учреждений и общественных организаций. Основными задачами совета являются:

— определение приоритетов экологической политики города;

— рассмотрение вопросов координации выполнения общегородских про­грамм и мероприятий экологической направленности;

— координация деятельности природоохранных органов, общественных организаций, занимающихся проблемами охраны природы, экологи­ческой безопасности территории города;

— обсуждение предложений государственных, частных и других пред­приятий, организаций по проблемам экологии и охраны здоровья на­селения для выработки рекомендаций по их финансированию из средств городского бюджета.

Совет осуществляет рассмотрение вопросов и готовит соответствующие предложения и рекомендации для внесения на рассмотрение заседаний го­родской Думы.

К вопросам, подлежащим обсуждению советом, относятся:

• определение основных направлений деятельности по оздоровлению экологической среды города и утверждение программ в области охра­ны окружающей природной среды, регулирования использования при­родных ресурсов, определение перечней природоохранных мероприя­тий;

• рассмотрение вопросов финансирования городских природоохранных экологических программ, проектов и мероприятий;

• рассмотрение материалов общественных экологических экспертиз про­ектов реконструкции и строительств объектов, наносящих вред окру­жающей среде и здоровью граждан;

• рассмотрение вопросов о привлечении к административной ответствен­ности граждан, должностных и юридических лиц за невыполнение природоохранного законодательства и нарушение норм экологичес­кой безопасности;

• внесение предложений по организации новых и корректировке суще­ствующих санитарно-защитных зон;

• рассмотрение предложений о запрещении (приостановлении) разме­щения и эксплуатации экологически вредных объектов;

• подготовка предложений и внесение ходатайств в территориальные, краевые, федеральные органы государственной власти;

• определение, изменение границ зеленой зоны (лесопарковых зон на территории города);

• осуществление полномочий по проведению политики эффективного экономического стимулирования деятельности юридических лиц и граждан на оздоровление экологической и санитарно-эпидемиологи­ческой обстановки в городе;

• рассмотрение вопросов о льготах и преимуществах, в том числе сни­жения местных налогов и сборов в целях стимулирования предпри­нимательской деятельности, направленной на охрану окружающей природной среды;

• рассмотрение общегородских, в том числе научно-исследовательских программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического и эколо­гического благополучия населения и контроль за их выполнением;

• рассмотрение в соответствии с законодательством и предоставление специально уполномоченным на то государственным органам (либо согласование с ними) вопросов:

— об установлении статуса памятников природы;

— об образовании природных заказников местного, краевого или феде­рального значения для природоохранных объектов и природных комплексов;

— о правилах пользования природными ресурсами, правилах охраны использования памятников природы;

— о правилах водопользования, включая правила пользования водоза­борами, предназначенными для удовлетворения нужд населения;

— по организации и содержанию зон санитарной охраны водных объектов;

— о разрешении всякого рода строительства на землях природоохранно­го оздоровительного и рекреационного назначения, находящихся в ведении города.

Совет по экологической безопасности и устойчивому развитию наделен определенными правами и обязанностями. Обязанности совета:

• рассмотреть поступившие в его адрес предложения, жалобы, обра­щения граждан и юридических лиц;

• принимать решения и своевременно давать отчет заявителям в уста­новленном порядке;

• вовлекать широкие слои населения в общественную работу по охране природы и экологической безопасности;

• информировать городскую общественность о деятельности Совета че­рез средства массовой информации (печать, радио, телевидение).

Права совета:

• по обсуждаемым экологическим вопросам заслушивать сообщения руководителей (представителей) предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории города, независимо от их фор­мы собственности и ведомственной принадлежности;

• требовать полную и достоверную информацию по выполнению пла­нов, программ природоохранных мероприятий и соблюдению приро­доохранного законодательства на предприятиях города различных форм собственности;

• ставить вопросы перед руководителями городских предприятий всех форм собственности о возмещении ущерба, нанесенного окружаю­щей среде и здоровью жителей города;

• с целью принятия обоснованных решений по основным природоох­ранным вопросам привлекать научно-исследовательские и проектно-изыскательные учреждения, лаборатории, отдельных специалистов для проведения необходимых работ и экспертиз.

Однако помимо обсуждения и выработки концептуальных положений по решению экологических проблем городского масштаба в процессе засе­даний совета по экологической безопасности и устойчивому развитию для эффективного решения природоохранительных задач в границах муници­пального образования наиболее важно достижение взаимодействия и коор­динации процесса каждодневной работы всех природоохранных служб, орга­низаций и учреждений. Предложенная схема координации и взаимодействия природоохранных организаций, действующих на территории г. Новороссий­ска (рис. 6.2), позволяет наглядно отразить вышесказанное. На схеме все организации объединены в соответствующие блоки:

— федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие кон­трольные и надзорные функции в области охраны окружающей сре­ды: территориальные подразделения Ростехнадзора, Росприроднад-зора, Роспотребнадзора, Росгидромета, Черноморо-Азовская специа­лизированная морская инспекция (ЧАСМИ), Новороссийский лесхоз, подразделение Кубанского бассейнового водного управления, Черно­морская государственная инспекция рыбоохраны, Комитет по земель­ным ресурсам и землеустройству. В этот же блок отнесена прокура­тура города как надзорный орган за соблюдением требований приро­доохранного законодательства на территории муниципального обра­зования;

— органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации пред­ставлены на данной схеме Новороссийской инспекцией департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому кон­тролю администрации Краснодарского края.

Для удобства отображения взаимосвязей в одном блоке соединены при-родопользователи и учебные образования, а также научно-исследователь-

Рис. 6.2. Схема координации и взаимодействия природоохранных организаций, действующих на территории

г. Новороссийска

ские учреждения и общественные экологические организации. Приведем не­сколько примеров связей между выделенными блоками: проведение прове­рок органами контроля и надзора соблюдения требований природоохранно­го законодательства, запросы необходимой для проверок информации, пре­доставление природопользователями контролирующим органам запраши­ваемых документов, отчетов и планов, направление материалов обществен­ной экологической экспертизы, а также отчетов о состоянии объектов окру­жающей среды в органы местного самоуправления, подготовка молодых специалистов для работы в названных структурах и т.д.

При этом координирующая роль по организации взаимодействия между всеми блоками отводится органу местного самоуправления — администра­ции и городской Думе г. Новороссийска, так как поступающая информация позволяет принимать грамотные, научно обоснованные управленческие ре­шения, направленные на достижение целей охраны окружающей среды и экологической безопасности в масштабе города.

Контрольные вопросы к разделу 6

1. Становление системы органов управления природными ресурсами и ох­раны окружающей среды в России.

2. Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Фе­дерации в области управлении природными ресурсами.

3. Охарактеризуйте полномочия Ростехнадзора и Росприроднадзора.

4. Назовите основные причины, влияющие на эффективность деятельнос­ти природоохранных органов.

5. Цели и задачи экологического контроля.

6. Опишите систему экологического контроля в Российской Федерации.

7. Роль общественных организаций в решении экологических проблем.

8. Какая форма взаимодействий органов управления и контроля состоя­ния природных ресурсов существует в границах муниципального образо­вания!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.