Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административные методы управления






В современном механизме управления природопользованием и приро­доохранной деятельностью применяются следующие разновидности инст­рументов: административно-контрольные инструменты экологического уп­равления; экономические инструменты охраны окружающей среды и приро­допользования; инструменты морально-этического воздействия и убежде­ния. Административно-контрольные инструменты предназначены для пря­мого воздействия на экологические результаты деятельности хозяйствую­щих субъектов. Данные инструменты подразделяются на рычаги жесткого (рис. 7.1 — под номерами 1, 3, 4, 5) и мягкого (под номерами 2, 6, 7, 8) регулирования.

Экологическое и природно-ресурсное законодательство в большинстве стран исходит из учета международно признанных экологических принци­пов, включая принципы «загрязнитель платит», устойчивого развития, пре­досторожности, ВАТ (Best Available Technology — наилучшая из доступных технологий). Координация мер экологического регулирования на глобаль­ном уровне также способствует соблюдению принципа приоритетности меж­дународных экологических соглашений над национальным законодатель­ством. Правовое поле охраны окружающей среды и рационального природо­пользования наряду со специальным законодательством также формируют экологические нормы общего законодательства, состав которых в России постоянно расширяется и модернизируется, включая гражданское, админи­стративное и уголовное (нормы экологической ответственности хозяйству­ющих субъектов отражены в трех соответствующих кодексах РФ — Граж­данском, Административном и Уголовном).

Экологический мониторинг представляет собой определенную систему наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей природной среды и ее ресурсов, служащую информационному обеспечению процесса подготов­ки и принятия управленческих решений (подробней в разд. 7.4).

Система стандартов и нормативов, применяемых для охраны окружа­ющей среды и рационального природопользования, представляет собой ком­плекс взаимоувязанных ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, а также требований к производственно-технологическим и организационно-управленческим процессам, производимой продукции и услугам, посредством которых гарантируются экологическая безопасность населения и производства, обеспечивается сохранение генетического фонда, а также рациональное использование и воспроизводство природных ресур­сов в условиях устойчивого развития экономики. Состав экологических стан­дартов, применяемых в различных вариациях в разных странах, показан на

Рис. 7.1 Административные методы управления природопользованием и природоохранной деятельностью

рис. 7.2. В России их подробный перечень включен в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Система экологических стандартов подра­зумевает установление единых и обязательных для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований. В основе установленных стандартов лежит концепция экологического нормирования.

Рис. 7.2. Система экологических стандартов

Совокупность экологических норм, определяющих стандарты качества окружающей среды, опирается на гигиенические нормы и использует поня­тие предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимой дозы (ПДД) содержания вредных веществ (рис. 7.3). ПДК — наибольшая концентрация вещества в окружающей среде (воздухе, воде, почве, пище), которая при достаточно длительном действии не оказывает влияния на здо­ровье и не вызывает оставленных (пролонгированных) эффектов (т.е. не ска­зывается на потомстве и т.п.). Поскольку возможный эффект зависит от времени действия, т.е. от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК сред­несуточные и максимально разовые. ПДК устанавливают в результате спе­циальных экспериментов (подробней см. в разд. 4).

Стандарты воздействия на окружающую среду— эмиссионные стан­дарты — определяются на основе ПДК. Они устанавливают предельно до­пустимые эмиссии (ПДВ — предельно допустимый выброс, ПДС — предель­но допустимый сброс) конкретных вредных веществ из конкретного точеч­ного источника, исходя из условия непревышения ПДК этих веществ на конкретной территории (в контрольных точках) при суммировании сбросов (выбросов) всех источников. ' ■

 

Технологические стандарты устанавливают определенные требования к технологиям как основного производственного процесса, так и очистным (природоохранное оборудование). Например, наилучшая из доступных тех­нологий признается в качестве эталона (США).

Стандарты качества продукции устанавливаются как требования к ка­честву готовой продукции. Например, стандарт содержания вредных веществ в продуктах питания, примесей в питьевой воде и т.п.

Прямые запреты или ограничения той или иной деятельности не регла­ментируются нормами й стандартами, представляют собой меру админист­ративного воздействия на виновника загрязнения. Они применяются в край­них случаях, когда производство (или выпускаемая продукция) наносит не­поправимый ущерб природной среде своими выбросами (сбросами), кото­рые невозможно снизить до безопасного уровня технологически или эконо­мически. В этом случае эффективным становится только полное запреще-

ние производства. Например, в настоящее время запрещено производство и применение ДДТ, хлорфторуглеродных соединений, фреонов, разрушающих озоновый слой. Полному запрещению может предшествовать ограничение воздействия: введение лимитов и квот на форму воздействия (лимит выпус­ка конечной продукции, квота на потребление отдельных видов первичных ресурсов, использование пестицидов, токсичных материалов и т.п.).

Экологические сертификаты или лицензии представляют собой доку­мент на право осуществления экологически безопасной деятельности. Объек­тами экологической сертификации являются: объекты окружающей природ­ной среды (земля, водные источники, биологические ресурсы); отходы про­изводства и потребления; технологические процессы; услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окру­жающей среде (экологические услуги); товары.

Разрешения и лицензии могут носить долговременный или разовый ха­рактер. Они предоставляются в сферах деятельности, предусматривающих их получение, а также в случаях отсутствия нормативов и стандартов в отно­шении какой-то деятельности. Например, лицензирование экспорта ресур­сов животного и растительного мира.

В основе современной системы административного регулирования при­родопользованием в России лежит экологическое нормирование, которое не ограничивается регламентацией хозяйственной деятельности. В него вхо­дит система государственных экологических кадастров и стандартов терри­торий, в том числе кадастр особо охраняемых природных территорий.

Перспектива развития экологического нормирования связана с утверж­дением фундаментальных экологических нормативов, таких как экологи­ческая техноемкость территории или предельно допустимая техногенная нагрузка. Практика показывает, что необходима опережающая регламента­ция количественного производства, запрет на размещение предприятий выше определенного уровня природоемкости на данной территории на основании установленных величин ее экологической техноемкости и предельно допус­тимой техногенной нагрузки. При этом установленные государством стан­дарты качества окружающей среды должны рассматриваться как социально гарантированный (в законодательном, организационном, финансовом отно­шениях) минимум экологической безопасности.

Административно-контрольные методы управления включают: государ­ственную экологическую экспертизу; государственный инспекционный кон­троль.

Экологическая экспертиза — установление соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реа­лизации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения воз-

мОжных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними, социальных, экономических и других послед­ствий реализации объекта экологической экспертизы.

Теоретически экологическая экспертиза основывается на концепции при­емлемого экологического риска (вероятности поражения). Эта концепция получила широкое распространение в индустриально развитых странах как средство поиска баланса между стратегиями экономического и экологичес­кого развития. Приемлемый уровень экологического риска (нулевым он быть не может) зависит от того, какие выгоды получает население при увеличе­нии риска за счет повышения уровня социально-экономического благополу­чия и какие издержки необходимы для того, чтобы уровень экологического риска не превышал уровень социально приемлемого риска.

Экологическая экспертиза реализует вторую часть рассматриваемой кон­цепции — управление риском, что подразумевает перенос приоритетов бла­гополучия людей на приоритеты государственной политики, а именно про­цесс принятия решений, в которых оцениваются экологический риск и воз­можности его предупреждения. Правовой основой экологической эксперти­зы являются Конституция РФ, Законы РФ «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе».

С учетом глобализации экономики актуальной задачей является приве­дение в соответствие национальных норм и требований с международно признанными нормами, решение которой в странах, проводящих рыночные реформы, осуществляется поэтапно. Также важно последовательно соблю­дать принцип экономического обоснования экологических стандартов и нор­мативов, включая такой аспект проблемы, как рационализация издержек по реализации требований стандартов.

Целевые экологические и ресурсные программы представляют собой один из важнейших инструментов реализации экологической политики на различных уровнях управленческой иерархии— от микроэкономического (предприятие, организация) до муниципального, регионального, общенаци­онального и глобального. Эти программы имеют смешанную природу, ха­рактеризуются чертами, свойственными и административным инструмен­там (четкость задания целей и административный контроль за их достиже­нием), и экономическими рычагами (экономическое стимулирование учас­тия и выполнения плановых целей, предоставление участником самостоя­тельности в поиске наиболее эффективных экологических решений и т.п.). Для развитых стран все более существенную роль играют общенациональ­ные экологические планы (программы). С точки зрения временного гори­зонта, они относятся к среднесрочным инструментам, охватывая пятилет­ний период. В России с 1993 г. реализуются двух-трехлетние национальные планы действий по охране окружающей среды. Кроме того, некоторые ин­теграционные группировки практикуют формирование объединенных про­грамм, примером которых являются принятые и реализованные в рамках Евросоюза экологические программы действий. Предприятиями, реализую­щими активную экологическую политику, также практикуется разработка перспективных и оперативных экологических программ. Для предприятий, внедривших международные стандарты корпоративного экологического ме­неджмента, общие требования к программам охраны окружающей среды, которые должны формироваться на базе принятой экологической политики, зафиксированы, в частности в стандарте ISO 14001.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.