Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический анализ деятельности медицинской сестры






В обществе профессия медицинского работника справедливо считается одной из наиболее сложных. Не каждому удается постичь ее секреты и стать профессионалом в подлинном смысле этого слова. Данная проблема волнует как самих медицинских работников, так и тех, кто доверяется им и ожидает квалифициро­ванной помощи. Исследования показывают, что для оптимизации профессионального отбора необходимо: во-первых, определить методические подходы к оценке профессиональной пригодности специалистов: выбрать критерии, которые позволили бы эффективно прогнозиро­вать успешную деятельность по данной специальности.

Данная работа невозможна без психологического анализа деятельно­сти, цель которого - выявление требований, предъявляемых профессио­нальной деятельностью к психофизиологическим и личностным характе­ристикам человека, то есть профессионально важным качествам данной специальности. Они составляют основу ролевых характеристик специалиста.

При анализе психологического содержания деятельности медицинского работника среднего звена может быть выделено несколько компонентов:

- личностный компонент деятельности, то есть характеристики эмо­циональной, волевой и мотивационной сфер, организаторские способности;

- сенсорно-перцептивный компонент деятельности, то есть характеристики восприятия и внимания;

- гностический (или интеллектуальный) компонент деятельности, то есть
характеристики процесса обработки информации, принятия решения и т. п.;

- моторный компонент деятельности, то есть характеристики психо­моторных качеств и речи.

Разработанная нами профессиограмма медицинского работника среднего звена представляет модель специалиста как профессионала и отражает систему предъявляемых к нему требований, соблюдение которых обеспечивает про­дуктивное выполнение им своих функций в реальных условиях, а также спо­собствует постоянному развитию и реализации его творческого потенциала.

Данная профессиограмма дает возможность описать труд медицинского работника среднего звена как целостный феномен, который включает в себя вполне опре­деленную совокупность компонентов объективного и субъективного ха­рактера (см. схему 1).

Она служит не только описательной моделью, но и своего рода образ­цом, следование которому дает возможность избрать наиболее продуктив­ные стратегию и тактику.

В профессиограмме представлены объективные и субъективные ха­рактеристики труда медицинского работника среднего звена. Объективные характеристики включают в себя цели и задачи. Для их реализации необходимо выполнить вполне определенные функции. Следовательно, функции также относятся к объективным характеристикам труда медицинского работника среднего звена. Субъек­тивная сторона данного труда представлена впрофессиограмме через зна­ния, умения, навыки, профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические (от греч. aкmе - высшая степень чего-либо) инва­рианты (см. схему 1).

Важно отметить, что любую деятельность, в том числе и деятельность медицинского работника среднего звена, обусловливает ее цель. В данном случае цель - это вполне определенное представление о возможном результате выполняемой деятельности. Если учесть характер реальных условий, то перед медицинским работником среднего звена возникает целый ряд проблем и задач, которые необхо­димо решить для получения конкретного результата.

Чтобы пройти «дистанцию» от представления о результате (цели) до его реального воплощения (продукта деятельности), необходимо выпол­нить вполне определенные действия, которые в соответствии с отведенной ролью принято называть функциями. Эти функции выполняет конкретный человек, выступающий субъектом деятельности. Вполне очевидно, что способность медицинского работника среднего звена эффективно выполнять свои функции зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием – профессиональная компетентность или профессионализм.

Профессиональная компетентность, как было рассмотрено выше, характеризуется сформированностью у медицинского работника среднего звена единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств), профессиональных по­зиций и акмеологических инвариантов. Здесь знания, навыки, умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компе­тентности медицинского работника среднего звена. Все остальные компоненты предстают в качестве ее субъективных характеристик, указывают на отношение медицинского работника среднего звена к профессиональной деятельности. Причем достижение различных уровней профессиональной компетентно­сти определяется целым рядом детерминант, среди которых - индивиду­альные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения профессиональных функций.

Таким образом, основными функциями деятельности медицинской сестры являются:

- диагностическая - заключается в том, что медицинский работник среднего звена изучает физическое, психическое, социальное и духовное состояние больного, его семьи и близких и ставит «сестринский диагноз»;

- лечебно-оздоровительная – организует и осуществляет сестринский уход за больным

- прогностическая - прогнозирует возможную ответную реакцию пациента на болезнь и разрабатывает определенные мо­дели сестринского ухода;

- правоая - использует законы и правовые акты, направлен­ные на защиту пациента;

- организационная – координирует на всех стадиях лечения и реабилитации взаимодействие медицинской бригады, больного, его близких и родственников; способствует организации специальной медицинской помощи в поликлиниках, по месту жительства и по месту работы;

- профилактическая - приводит в действие различные механизмы предупреждения и профилактики заболеваний;

- педагогическая - обучает основам медицинской помощи и ухода самого больного и членов его семьи;

- психологическая - оказывает различные виды помощи и
коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации и социальной реабилитации больного;

- социально-бытовая - способствует оказанию необходимой помощи
и поддержки больному в улучшении быта, жилищных условий;

- коммуникативная - устанавливает контакт с больными, организует
их досуг с учетом интеллектуальных и духовных потребностей, выработку единой стратегии взаимодействия, вос­приятия и понимания больного;

 

- рекламно-пропагандистская - проявляется в организации рекламы медицинских услуг, в пропаганде идей здорового образа жизни;

- нравственно-гуманистическая - создает комфортные условия для достойной жизнедеятельности больного.

 

Схема 1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.