Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фазы развития профессионала






Е.А. Климов (1988) выделяет основные фазы развития, стадии жизненного пути профессионала.

1. Фаза оптанта, или оптации (осознанная подготовка к тру­ду, планированного профессионального жизненного пути). Это период, когда человек озабочен вопросами выбора или вынужден­ной перемены профессии и делает этот выбор.

2. Фаза адепта. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии эта фаза может быть как кратковременной (например, в форме простого инструктажа), так и многолетней. В это время происходит овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для буду­щей профессиональной деятельности, развиваются профессионально-важные личные качества, формируется профессиональная пригод­ность. Здесь происходят очень существенные изменения самосозна­ния, направленности личности, информированности и других сторон индивидуальности; здесь есть и свои специфические «кризисы раз­вития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала для успешного «профессионального старта».

3. Фаза адаптанта (или фаза адаптации, «привыкания» мо­лодого специалиста к работе). Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит к производственной работе. Даже квалифицированный новый человек на новом месте нужда­ ется в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело в том, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения отличаются от норм производственного коллектива. Молодой че­ловек должен найти в себе возможности саморегуляции, чтобы понять, почувствовать новые нормы, регулирующие поведение, об­раз жизни, манеры и внешний облик профессионала, а также уз
нать технологические тонкости дела, и должен суметь «вписаться» в контекст этих норм.

4. Фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется «поднаторевший» в своем деле работник, который любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справ­ляться с основными профессиональными функциями на данном тру­довом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии.

5. Фаза мастера, или мастерства. (Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам.) Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, может быть, не всем кол­легам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными ка­чествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он приобрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае - не воспроизво­димым) работником. Обычно он уже имеет некоторые формаль­ные показатели квалификации (разряд, категория, звание).

6. Фаза авторитета. (Она, как и фаза мастерства, суммиру­ется с последующей.) Это мастер своего дела, уже хорошо изве­стный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников, он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень и пр.). О его успехах могли уже сообщать на собраниях, в прессе; воз­можно, он уже имеет награды, знаки отличия. С мнением его уже заметно считаются и коллеги, и руководители. Возможно, энергии и сил у него сейчас становится меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают о себе знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

7. Фаза наставника, или наставничества в широком смысле слова. Перед нами человек, у которого и коллеги готовь! поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой про­фессии «обрастает» единомышленниками, подражателями в хоро­шем смысле, перенимателями опыта, учениками, последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой. Несмотря на приближаю­щийся «срок дожития», обусловленный биологическими обстоятель­ствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, мо­жет быть полной смысла.

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много этапов. В профессиональной жизни каждого человека возможны успехи, неудачи, зигзаги и кризисы. У каждого человека свой профессиональный путь, и он может отличаться от пути дру­гих людей. Процесс вхождения молодого человека в избранную профессию — не только приобретение соответствующих трудовых, профессиональных умений и навыков, но и активное личностное становление, принятие и уважение профессии, вживание в нее и любовь к ней.

Профессионализм следует понимать не только как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и как определенную системную организацию со­знания, психики неловека, включающую многие компоненты.

Профессионализм — это не только характеристики произво­дительности труда, высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, но и особенности профессиональ­ной мотивации человека, система его устремлений, ценностных ори­ентации, смысла труда для самого человека. Профессионализм — это результат обучения и опыта работы.

Профессионализм дает возможность достигать значительных ка­чественных и количественных результатов труда при меньших затра­тах физических и умственных сил на основе использования рацио­нальных приемов выполнения рабочих заданий.

Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности про­дуктивно удовлетворять возрастающие требования общества.

Профессионализация развития личности студента — при­витие и углубление интереса к профессии, формирование знаний, умений и навыков по избранной специальности, совершенствова­ние личности будущего выпускника среднего или высшего учеб­ного заведения. Профессионализации подвергаются такие психи­ческие процессы, как мышление, внимание, память и др. Професси­онализация развития личности студента выражается в повышении чувства профессиональной ответственности, долга и чести; росте притязаний и стремлении к самоутверждению в области будущей профессии; повышении удельного веса самовоспитания в форми­ровании качеств, опыта, необходимых как будущему специалисту, укреплении профессиональной самостоятельности и готовности к будущей практической работе. Это процесс активной работы над собой, профессионально направленного самообразования и само­воспитания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.