Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинского работника среднего звена






 

 
 

 

 

  Объективные характеристики труда   Субъективные характеристики (профессионально важные качества)   Психологические качества, являющиеся противопоказаниями

 

  Задачи медицинского работника среднего звена       Деятельностно-ролевые характеристики   Субъективно-деятельностные качества

 

  Профессиональные функции (действия) по решению задач       ЗНАНИЯ Психологические качества (индивидуальные особенности)

 

 

  Совокупные результаты труда медицинского работника среднего звена       НАВЫКИ Профессиональные позиции медицинского работника среднего звена

 

 

  Результаты профессиональной деятельности       УМЕНИЯ   Акмеологические инварианты

Медицинский работник среднего звена может реализовывать названные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений.

Подробно квалификационная характеристика выпускника специальности «Сестринское дело», составленная в соответствии с требованиями Государственного стандарта к знаниям, умениям и навыкам выпускников данной специальности, представлена в приложении 1.

Специфические психологические особенности выражают сформированность всех компонентов психики профессионала – психических про­цессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выпол­нять избранную деятельность. Их специфический характер определяется как природными особенностями медицинского работника среднего звена, так и характером труда, спецификой объекта. Наиболее значимыми психологическими каче­ствами социального работника являются:

- аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность
суждений;

- чуткость и проницательность;

- эмоционально-волевая стабильность и терпеливость;

- устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным усло­виям и факторам выполнения обязанностей как в едином контексте труда и
жизни клиента, так и при проведении самостоятельных целевых мероприятий;

- эмпатия и рефлексия;

- общая психофизическая активность;

- аутентичность:

- коммуникабельность, визуальность (внешняя привлекательность);

- красноречивость.

Профессиональная позиция медицинского работника среднего звена – это целостное социально-психологическое образование, включающее конкретные уста­новки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные при­тязания, реализуемые в избранном труде. Эта позиция выражает способ самоопределения медицинского работника среднего звена, принятия и реализации им соб­ственной профессионально-деятельностной концепции. Она включает об­щесоциальный, профессиональный и акмеолого-психологический аспекты, проявляющиеся через внешнюю психическую активность – деятельность.

Акмеологические инварианты медицинского работника среднего звена представляют собой такие формируемые и используемые компоненты структуры профес­сионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда, независимо от действий внешних условии и факторов. В числе общих и специфических акмеологических инвариантов, определяющих продвижение медицинского работника среднего звена к вершине профессиона­лизма, можно выделить включенность в процесс принятия решения, предви­дение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие индивидуальные особенности: потребность в под­держании устойчивой деятельностной направленности, высокие компенсатор­ные возможности и психическую восстанавливаемость, обеспечивающие адаптивность медицинского работника среднего звена, умение осуществлять профессиональ­ную деятельность в «зоне комфортного психического состояния».

Для успешной деятельности медицинского работника среднего звена не менее сущест­венно ясное понимание того, что его собственный психологический ресурс и возможности небезграничны. Его индивидуальные ограничения или противопоказания являются той объективной базой, на которой формиру­ется группа личностных трудностей, барьеров, блокаторов, препятствую­щих успешной профессиональной деятельности, таких как:

- человеконенавистничество, неумение работать с людьми;

- категоричность, неумение выделить нужное и главное;

- незнание обстановки, условий и факторов труда и жизни;

- незнание психологии человека;

- профессиональная некомпетентность;

- низкий уровень мотивации, способности к труду;

- приверженность к стереотипам и отсутствие интереса к саморазвитию;

- применение стереотипных методов и форм работы;

- негативные установки на клиента и др.

Литература:

Основная:

«Психология для мед. специальностей». Петрова Н.Н. М.2006.

Дополнительна я:

  1. О.И. Полянцева. Психология. Ростов-н-Д.2002 г.
  2. «Медицинская психология». Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. СПб.2005.
  3. «Общая и медицинская психология». Шкуренко Д.А. Ростов-н-Д. 2002.
  4. Социальная психология. Под ред. Сухова А.Н.М. 2005.
  5. Лекции по курсу «Медицинская этика, биоэтика». Яровинский М.Я. М. 2004.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите отличительные особенности трудовой деятельности.

2. Какие типы профессий вам известны?

3. Что такое профессия?

4. Что такое должность, квалификация, специальность?

5. Каковы требования к личности медсестры (как педагога, как
организатора сестринского дела)?

6. Что такое профессиональная пригодность?

7. Назовите основные фазы развития профессионала.

8. Что такое профессионализм?

9. Назовите профессиональные функции медицинской сестры.

 

 

Практическое занятие №7:

«Деловая игра «Собеседование»»

.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.