Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционная работа по предупреждению отклоняющегося поведения






На формирование и развитие личности влияет и школа. Самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка. Правом пользоваться острым инструментом оценки имеет тот педагог, который любит детей. В начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой ранит, оскорбляет, унижает достоинство ребенка. Недопустимо, чтобы ребенок с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные, но едины они в одном все хотят учиться. «Оценка-это вознаграждение за труд, а не наказание за лень».

Некоторые учителя, родители используют метод запугивания. Практика запугивания действует только по отношению к маленьким детям, позже она дает обратный эффект-утрата веры во взрослого.

Вначале ребенок становится трудным. Раньше это слово пи­сали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — стражду­щий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Вначале трудности с адаптацией, не­достаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. На фоне нравственной инфантильности детей легко образова­лись и другие асоциальные «наросты» — грубость, пропуски занятий, хулиганство и т.д.

Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подав­ляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким обра­зом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внут­ренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребен­ка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в катего­рию трудных, а на самом деле — непознанных.

Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к наси­лию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны амораль­ные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склон­ность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных на­питков, курению. Коррекционная работая должна строиться на уважении права ребенка быть трудным. Трудный школьник не заслуживает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания. Трудный — не значит плохой, испорченный, не­годный или тем более безнадежный. Трудный — это такой школь­ник, который требует особого отношения, пристального внима­ния; ученик, которому необходимо индивидуально сориентиро­ванное воспитание.

Рекомендации родителям:

  1. Родителям следует обратить внимание на себя: как часто они говорят неправду в общении с людьми при детях и детям.
  2. Создать в общении с детьми обстановку полного доверия. Поэтому родители должны обладать информацией о том, что происходит в жизни ребенка. Доверие нарушается, если сами родители обманывают детей, не сдерживают обещания; применяют в воспитании строгие наказания: придирчивы, несправедливы и подозрительны.

Даже если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия. Родитель должен сказать, что хотя обман и повлияет на доверительность их отношений, но единичная ложь все, же простительна. Если ложь примет хронический характер, ребенок сам пострадает от последствий утраты доверия.

Какие применять меры в том случае, если ложь очевидна и проступок заслуживает наказания. Выделяют три группы методов воспитания:

  1. Силовое давление, при котором родители используют свою власть над ребенком.
  2. Отношения любви, не исключавшие гнева и неодобрения, но не допускавшие физических наказаний.
  3. Рациональные отношения, при которых родители акцентировали внимание на тех последствиях, на которые повлияла детская ложь.

По исследованиям американского психолога Экмана П. первая группа методов использовалась родителями намного чаще, чем две остальные, что приводило к не эффективным результатам – дети говорили неправду еще больше. Поэтому американские психологи Хофман Ф., Экман П. рекомендуют родителям предпочесть третью группу методов.

Принципы, которыми могут руководствоваться родители в случае детской лжи:

  1. Избегать применения физических наказаний.
  2. Отделять наказания за ложь от наказания за скрываемый ложью проступок.
  3. Подчеркивать какое значение имеет ложь для других людей.
  4. Наказание должно быть соразмерно проступку.
  5. Устанавливать с детьми полные доверительные контакты, уметь понять ребенка.

Формированию асоциального поведения способствует не только семья, но общение со сверстниками.

Пути и методы разрыва нежелательных контактов:

  1. Прекращение контактов путем территориального перемещения (перевод в другой класс, в другую школу, смена места жительства). Следует обратить внимание на то, что переезд партнеров по общению в различные дома, дает низкий процент случаев прекращения отношений по сравнению с переводом учащихся в другую школу, хотя и расположенную рядом. Переходя в другую школу, ребенок попадает в новый для себя коллектив, в котором у него возникают новые отношения, интересами которого он живет, чтобы утвердить себя в нем, достичь определенного положения, обрести состояние эмоционального благополучия.
  2. Разрыв контактов путем авторитарного запрещения одной или двум сторонам поддерживать связь. Оказывается высокоэффективным для школьников начальных классов.

Форма морального осуждения нежелательных связей. Для учащихся младших классов наиболее эффективно осуждение отрицательных связей со стороны родителей, учителей, что определяется авторитетом лиц, ведущих беседу, и глубиной возникших асоциальных отношений.

Приемы и методы разрыва контактов:

  1. Замена интереса, связанного с перестройкой эмоционального отношения к партнеру общения, с переоценкой той интеллектуальной и эмоциональной информации, которая идет от коммуникатора.
  2. Метод переориентации личности, то есть изменение оценки личности коммуникатора в представлении реципиента. По-другому это трансформация личности «значимого другого» в объект нежелаемого общения.
  3. Прием негативной ассимиляции. Его суть заключена в том, что реципиент, оказавшись в определенных условиях, меняет свою оценку, свое эмоциональное отношение к поступкам, а затем и личности коммуникатора в целом. В результате у реципиента теряется интерес к общению с данным партнером.
  4. Для переориентации личности необходимо создание дилеммой ситуации. В условиях дилеммой ситуации созданы альтернативные связи: асоциальным противопоставляется общественно-ценные, положительно направленные.

Перечисленные приемы переориентации личности имеют несомненный воспитательный эффект в тех случаях, когда возникшие асоциальные связи еще недостаточно глубоки и устойчивы.

Пути трансформации социально опасных отношений в положительные на основе воспитания новых потребностей общения:

  1. Смена видов деятельности одного или обоих партнеров по общению.
  2. Изменение делового статуса личности:
    • Улучшением учебных результатов школьника;
    • Выдвижением на выборную должность;
    • Системой временных и постоянных поручений;
    • Достижением значительных для окружающих результатов, в каких либо видов деятельности.
  3. Изменение условий прежних видов деятельности школьника.

Подобные задачи возникают в тех случаях, когда сложившиеся виды деятельности протекают в условиях, которые формируют потребности, предрасполагающие к возникновению асоциальных интересов, связей и отношений. К числу подобных условий необходимо отнести бесконтрольность или недостаток контроля за деятельностью школьника со стороны взрослых.

Асоциальное поведение может возникнуть и под воздействием материальных факторов. Здесь подразумевается не материальное положение семьи, а те материальные условия (географическая среда, плотность народонаселения, способы и возможности заработать), которые способствуют формированию и развитию потребностей порождающих асоциальные отношения.

Источники:

  1. Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.17-28
  2. Белкин А.С. Внимание – ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников; Свердловск: Средн. – Урал.кн. из-во, 1981.
  3. Каменская Н.Л. Привычка к сквернословию и ее профилактика в условиях школы.// Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Под ред. Татенко В.А., Титаренко Т.М.- Киев: Рад. шк., 1999.
  4. Киреев В.Как уберечь ребенка от наркомании? //Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.73-104
  5. Колесов Д.В. предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: Педагогика, 1994.
  6. Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев: 1999.
  7. Фурманов И.А, Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996.
  8. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М., 2004.
  9. Экман П. Почему дети лгут? / Пер. с английского, – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  10. Яковленко С.И. Психолого-педагогическая профилактика увлечения учащихся азартными играми//Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся – Киев: 1999.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.