Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный институт, г. Москва, Россия






 

Асоциальное поведение личности подростка - одна из важнейших психолого-педагогических и социальных проблем современного общества.

Асоциальное поведение (от греч. «а» – отрицательная частица «не», «без» и лат. «socialis» - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – характеристика личности или группы, своим поведением противоречащей общепринятым нормам [2, с. 45].

Сам термин «асоциальное поведение» указывает на то, что человек с таким поведением составляет проблему не только для себя, но и для общества в целом.

Анализируя понятие «асоциальное поведение», можно сделать вывод о том, что оно рассматривается либо как одна из частей девиантного поведения, либо в контексте с ним, либо как синонимичное понятие.

В настоящее время в литературе определения понятия «асоциальное поведение» не очень отличаются друг от друга. Скорее, они сводятся к указаниям на социальность и на нормы общества. Трактовка асоциального поведения может включать в себя либо указание причин асоциального поведения, либо выделение одной главной причины и признака асоциального поведения [5, с. 15].

В различных науках определение асоциального поведения также имеет свои особенности. Определения и разных авторов, и разных наук не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга и, соответственно, требуют нового четкого и ёмкого определения.

По нашему мнению, асоциальное поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом, а также предполагающее деформацию внутренней регуляции поведения [5, с. 18].

Асоциальное поведение всегда связано с несоответствием поступков, действий, видов деятельности, норм и правил поведения, установок и ценностей.

В основе асоциального поведения лежат нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения. Источником асоциального поведения является совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность человека к конкретным условиям социально полезной деятельности, т.е его дезадаптацию.

Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентаций и представлений. К возникновению и распространению асоциального поведения учащихся ведет социальная запущенность.

В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные асоциальному поведению, связаны главным образом с детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска, применительно к которым используют разные термины: «трудные», учащиеся «группы риска», «дезадаптированные», «дети и подростки с нарушениями в аффективной сфере», «нестандартные».

Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» являлся прерогативой несовершеннолетних из неблагополучных семей, то в настоящее время ситуация изменилась. Появилось немало несовершеннолетних из благополучных, обеспеченных семей, где в результате занятости родителей ребенок, как правило, предоставлен сам себе, не имеет возможности организовать полноценно свой отдых, занятость во внеурочное время. Все это приводит к духовной опустошенности, проявлению цинизма, жестокости, агрессивности в поведении несовершеннолетних, ведет к росту правонарушений среди подростков.

Перечисленные выше термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую или юридическую.

Поскольку единой практики употребления данных понятий нет, порой не ясно, к какой категории отнести подростка, имеющего те или иные поведенческие отклонения.

Среди причин асоциального поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому Ю. А. Клейберг, Т. Р. Алимханова, А. В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Следовательно, исходя из вышеназванных факторов, можно отметить, что асоциальное поведение учащегося может проявляться в нескольких областях: как особенность отдельных психических процессов; как социально обусловленное качество личности и черта характера; как низкая общая культура, отрицание нравственных норм и правил поведения; как вредная привычка.

Подросток проходит через следующие основные этапы, приводящие к асоциальному поведению: возникновение противоречия между социальными нормами и личностью; проявление несогласия, отрицание социальных требований учащимся; проявление антиобщественных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.); рецидивы асоциальных действий; накопление опыта асоциального поведения; включение в группу с асоциальным поведением; совершение асоциальных поступков.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с несовершеннолетними асоциального поведения, необходимо выявить основные причины, обусловливающие их формирование. К таким группам причин и их составляющих следует отнести:

1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

2. Несоответствие воспитания индивидуальности учащегося. Различные отклонения в развитии учащегося диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей учащегося в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития.

3. Негативные факторы среды формирования личности. Семья может стать таким фактором. Безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность, - создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение; проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи, - ведут к недостатку педагогического влияния на подростка, формированию его личности со стороны только одного из родителей либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

4. Недостатки в воспитании подростка: ошибки семейного воспитания; тепличные условия, отстранение подростка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующее формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации; ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении; негативные нравственные ориентиры воспитания; научение подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни); средовые отрицательные «ожидания» по отношению к подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину. Такие ожидания, в прямой или косвенной форме, часто провоцируют подростка к правонарушению и т.д.

5. Негативная личностная позиция самого подростка: отклонения в самооценке подростка, отклонения в личностных притязаниях подростков, безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию, негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество, сложность формирования у подростка потребности и активного желания самоисправления, стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Таким образом, на основе анализа теоретических источников асоциальное поведение несовершеннолетних определяется нами как социально неодобряемое поведение, характеризующееся устойчивыми внешними проявлениями несоответствия моральным нормам, внутриличностными изменениями, вызванными деформацией социально значимых и личностных ценностей.

Асоциальная личность рассматривается нами как следствие деформированности рефлексивности сознания, характеризующейся низким уровнем его сформированности. Внешние факторы являются определяющими в развитии асоциальной личности, а внутренние факторы лишь детерминируют его.

Асоциальная личность современного подростка проявляется в таких формах нарушения поведения как: бегство из дома, бродяжничество, агрессия, воровство, неповиновение, суицидальные попытки, снижение готовности к социально позитивной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.