Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиографический список. 1. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учебное пособие / В.В






1. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учебное пособие / В.В. Бойко – СПб.: Союз, - 2002. – 160 с.

2. Мазина, О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея: учебно-методическое пособие / О.Н. Мазина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – С.45.

3. Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В. «Асоциальное поведение детей и подростков». –М., -2012.

4. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. - М., 2010.

5. Челышева Ю.В. «Профилактика асоциального поведения детей и подростков»: учебно-методическое пособие. - М.: МГПУ, 2014.

 

Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД и социального педагога.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера. Поэтому главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно - волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умения самостоятельно решать представленные проблемы.
Нет нужды доказывать, что дети – это наше будущее, и сейчас это будущее оказалось под угрозой, находится на грани как физического, так и духовного выживания. Особую остроту в настоящее время приобрела проблема детей асоциального, отклоняющегося поведения, именно эти группы заметно увеличивают молодежную, подростковую преступность.
В чем проявляется отклоняющееся, асоциальное поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушения поведения.
Для детей асоциального поведения характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание, обвинение в своих неудачах других лиц. Для них характерны недоразвитие духовных чувств и эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, вспыльчивость, грубость. С ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей на уроках и на перемене, совершения хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям с одноклассниками.
Потребности их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и односторонними. Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например, рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать сады, прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости; быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым — значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения не считаются положительными качествами личности. Самооценка практически у всех таких детей неадекватно завышена.
Основная задача школы - дать такому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Необходимость обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия социального педагога и воспитателя обусловлено, прежде всего, тем, что их работа связанна самим ее объектом - это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.
Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности, социального педагога и воспитателя на формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая
приводит к правонарушениям.
Взаимодействие воспитателя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребёнка проблем и проведения социально – педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Начинается эта работа с анализа социального паспорта.
В группе, где я работаю 7 детей из неполных семей, 4 детей требующих повышенного педагогического внимания, 1 опекаемый ребёнок. В целом это – 12 человек, таким образом, 60% детей составляют потенциальную группу риска.
Для успешного решения проблемы асоциального поведения учащихся необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в духовном развитии ребенка или его ближайшего социального окружения. Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении воспитателя увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться.
Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства воспитателя и социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью такой деятельности является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача воспитателя заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка.
Для этого я применяю методы наблюдения и анкетирования.

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован ВМ. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Я. Степановым)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.
Итоги теста
гпд 3, 4б классы
Достаточная нравственная воспитанность 85%
Несформированность нравственных отношений 15%
Безнравственая ориентация 0%

МЕТОДИКА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
(составлена ИМ. Витковской)
Цель: выявление направленности интересов младших
школьников.
Воспитатель предлагает записать на лепестках желания, исполнения ко-торых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
низкий уровень — 0
ниже среднего — 1 чел.
средний уровень — 7
выше среднего —12
высокий уровень — 0

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(разработана профессором М. И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Результат:
Уровень автономности - 2;
Уровень социальной активности - 2, 4;
Уровень нравственной воспитанности - 2, 8
Коэффициент больше двух, но меньше трех свидетельствует о средней степени развития социальных качеств.
По результатам тестирования совместно с социальным педагогом выявляем учащихся асоциального поведения, анализируем особенности семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируем индивидуальную работу и отслеживаем её результаты.

Следующим этапом работы является организация внеучебной деятельности.

Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни.
Чтобы воспитать человека целеустремлённого, убеждённого, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Чем больше ребёнок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.
Воспитанники нашей группы имеют возможность посещать кружки и секции, организованные в нашей школе. При организации системы дополнительного образования учитываются интересы учащихся, поэтому кружки работают в различных направлениях. Совместно с социальным педагогом проводим работу по вовлечению в работу кружков и секций подростков из неблагополучных семей, а также подростков асоциального типа поведения. В этом году воспитанники моей группы посещают следующие кружки:
- «В мире сказок» – рук. Козлова О.Л.
- «Знай-ка» – рук. Аминова Т.Ф.
- «Из простой бумаги мастерим как маги» – рук. Журавлева Ю.В.
- Спортивные секции
На базе школы работает филиал муз. Школы п. Пробуждение. Ребята активно посещают занятия по музыкальной грамоте, хореографии, народным инструментам (Саратовские гармошки).
Охват обучающихся группы кружковой работой составляет 90%.
Одно из направлений организации внеучебной деятельности – организация и проведение клубных часов, в том числе профилактической направленности.
Большое внимание уделяю формирование здорового образа жизни.
В целях укрепления здоровья учащихся и приобщения их к физической культуре и спорту, формирование потребности в здоровом образе жизни в этом году были проведены следующие мероприятия:
Проводились игровые программы «Веселые старты», «Зарничка», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Путешествие на остров сокровищ», «Один дома», викторина «Формула здоровья».
Беседы на темы: «Мое здоровье в моих руках», «Лакомств тысяча, а здоровье одно», «В гостях у Мойдодыра».
Для проведения мероприятий широко использую презентации: «Вредные привычки», «Здоровое питание», «Кто хорошо жуёт, тот долго живет», «Режим дня школьника», «Надо ли беречь зубы».
Гражданско-правовое просвещение также занимает важное место в работе по профилактике асоциального поведения обучающихся. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Знание своих прав и обязанностей формирует у ребят ответственность за своё поведение. В рамках этого направления традиционными стали занятия: права и обязанности школьника, Символы Российского государства, Правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения. По данным темам провожу беседы с использованием презентаций, викторины, игровые программы, по возможности привлекаю родителей.
При проведении мероприятий использую презентации: «Дорожная академия», «Права ребенка», «Уроки вежливости» и д.р.
Немаловажное место в профилактической работе занимает взаимодействие с социальным педагогом школы. Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. Систематически проводит мониторинги и исследования по выявлению детей группы риска. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям.
Социальный педагог привлекает к профилактической работе детский актив – школьный отряд юных помощников милиции. Такой отряд «Надежда» создан в нашей школе в 2008 году в целях профилактики правонарушений среди учащихся, совершенствования нравственного воспитания, повышения правосознания детей и подростков. Направления работы отряда:
Профилактика правонарушений - организуют дежурство по школе, контролируют порядок на территории образовательного учреждения, проводят теоретические и практические занятия по профилактике правонарушений.
Информационная и поисковая работа - организуют и проводят встречи с сотрудниками правоохранительных органов, отвечают за выпуск фотовитрин, газет с целью профилактики противоправных действий, участвуют в пропаганде знаний по правовой тематике среди несовершеннолетних.
Охрана правопорядка в школе – проводят работу с трудными детьми, нарушителями общественного порядка, ведут работу по факту пропусков уроков учащимися без уважительной причины.
Профилактика вредных привычек – организуют игры и викторины, помогают классным руководителям и воспитателям в проведении занятий по ранней профилактике противоправных деяний несовершеннолетних.
Школа – это одна большая семья, в которой живут дети, их родители, педагоги, работники школы и очень важно поддерживать климат и порядок в этом большом доме для осуществления одной главной цели – воспитания полноценных личностей и настоящих граждан России! Для этого и создан в школе отряд ЮПМ.
Члены отряда ЮПМ частые гости нашей группы, т.к. среди них – мои бывшие воспитанники. С 2000 по 2005 годы эти ребята, посещая группу продлённого дня на клубных часах и внеклассных занятиях, учились быть добрыми, честными, ответственными. И сейчас, являясь членами отряда ЮПМ, я могу сказать, что мои усилия не пропали даром.
Ребята приходят к нам с беседами: «Поведение в общественных местах», «Давайте жить дружно», «Чем я богат», «Культура речи», «Энциклопедия хороших манер», «Честность - прежде всего». Проводят игровые программы: «Дорожный марафон», «В стране дорожных знаков», Безопасное колесо», «Умей сказать нет вредной привычке», «Школа светофорных наук».
Показывают кукольные спектакли для того, чтобы в доступной форме объяснить малышам о правилах дорожного движения, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Во время этих посещений члены отряда ЮПМ делятся своим опытом, приводят примеры из жизни, а воспитанники группы являются не просто слушателями, они активно участвуют в обсуждении вопросов. Для подростка наиболее ценны сведения, исходящие от сверстников, а информация, получаемая от взрослых, чаще воспринимается как нотация или навязчивое нравоучение. Такие встречи проводятся в виде разнообразных оценочных ситуаций, раскрывающих те или иные недостатки в поведении школьника. Они вызывают определенный интерес и активность у детей. Создаются такие ситуации, которые заставляют ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать положительный нравственный опыт. Такие занятия способствуют перевоспитанию младшего школьника.
В результате совместной работы всех структур взаимодействия ребенок находится под пристальным вниманием, чувствует, что к нему неравнодушны, что он своевременно может получить поддержку и взаимопонимание.
Положительным результатом предупредительной профилактической работы является то, что ни один обучающийся моей группы не стоит на учете внутри школы, ни в комиссии по делам несовершеннолетних, другими словами моими воспитанниками не совершенно ни одного противоправного поступка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.