Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стимулы в качестве подкрепления: поведенческие цепи






Как только стимул становится условным сигналом, происходит интересная вещь: он превращается в подкрепление. Вспомните зво­нок на перемену в школе. Звонок на переме­ну является сигналом, условным сигналом, означающим: " Вы свободны, идите и играй­те". А кроме того, он воспринимается как подкрепление — дети рады, когда слышат его, и если бы они смогли сделать что-либо, чтоб заставить его прозвенеть скорее, они бы это сделали. Теперь представьте себе звонок на перемену, который не звонит, если в классе нет тишины. Ко времени перемены у вас бу­дет очень тихий класс.

Условный стимул — предвестник подкреп­ления, и поэтому он становится желаемым событием. Желаемое событие — это само по себе уже подкрепление, а потому вы с успе­хом можете подкреплять поведение, давая условный стимул другого поведения. Напри­мер, я вознаграждаю кошку лакомством, ког­да она подходит ко мне по команде — она этому научается и выполняет это. Теперь, если я буду говорить: " Ко мне" и вознаграждать ее за реакцию всякий раз, как увижу ее на ка­мине, то скоро окажется, что кошка, стре­мясь получить лакомство, будет забираться на


 

камин. Как вы помните, с точки зрения кош­ки, она обучает меня давать ей лакомство. Для этого она нашла способ заставлять меня про­износить: " Ко мне". Теперь допустим, что я обучаю ее вспрыгивать на камин, когда я же­стом показываю на него, подкрепляя правиль­ные ответы либо пищей, либо командой " Ко мне". Затем я буду жестом указывать на ка­мин всякий раз, когда: а) я знаю, что кошка голодна и б) когда она случайно перевернет­ся через спину... Я выработала цепное пове­дение. Поведенческие цепи — очень распрос­траненное явление. В реальной жизни мы часто производим серии связанных действий, со­стоящих из многих отдельных поведенческих актов. Не надо далеко ходить за примерами — работа плотника или уборка квартиры — не­плохая иллюстрация. Мы ожидаем, что и наши питомцы будут вести себя так же: " Подой­ди", " Сядь", " Ляг", " Следуй за мной" и так далее без перерыва и без видимого подкреп­ления. Эти длительные ряды действий явля­ются цепным поведением. В противополож­ность другим длительным действиям эти могут выполняться часами, сотни раз без напряже­ния, без сбоев, без задержек, поскольку каж­дый акт в действительности Подкрепляется возможностью выполнить следующее действие цепочки, и так до заключительного подкреп­ления выполнением всего дела, всей цепи.

Однако поведенческие цепи рвутся и по­ведение рассыпается на элементы, если в це­почку вклинивается невыученный поведен­ческий акт, или действие, не находящееся под контролем стимулов. Вы не можете подкре­пить субъекта сигналом, если он этот сигнал не распознает или не может выполнить то, что этот сигнал требует. Отсюда следует, что цепное поведение следует всегда вырабаты­вать с конца. Начинайте с последнего действия в цепи, удостоверьтесь, что оно усвоено и сигнал к его выполнению хорошо узнается, лишь потом переходите к разучиванию пред­последнего действия и т.д. Например, если при заучивании стихотворения, мелодии, текста речи, роли в пьесе вы разделите задания, ска­жем, на пять частей и начнете запоминать их в обратном порядке, с конца — вы всегда будете двигаться от того, что вы знаете сла­бее, к тому, что знаете более прочно, от мате­риала, в котором вы не совсем уверены, к материалу, хорошо уже усвоенному, имею­щему подкрепляющее действие. Запоминание материала в том порядке, как он написан и должен воспроизводиться, приводит к необ­ходимости постоянно продираться от знако-


206 К. Прапор


мой тропы в сторону более трудного и неиз­вестного, что является неподкреплением. Под­ход к запоминанию материала как к цепному поведению не только убыстряет процесс за­поминания, но и делает его более приятным.

Поведенческие цепи — это особое поня­тие. Я часто сама спотыкалась на них, чув­ствуя, что надо вернуться к концу ряда, так как я не могу заставить животное, ребенка или себя выполнить кажущуюся простой пос­ледовательность действий, пока я не пони­мала, что пыталась выработать цепное поведе­ние не с того конца. Когда делают пирог, то глазурью его украшают в последнюю очередь, но если вы хотите обучить ребенка получать удовольствие от приготовления пирога, нач­ните с того, что попросите " помочь" укра­сить его глазурью. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.