Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Десять правил выработки






С моей точки зрения существуют десять правил, управляющих процессом выработки. Некоторые — по крайней мере четыре пер­вых — берут начало из психологических лабораторий и установлены эксперименталь­но. Другие, насколько мне известно, даже не являлись предметом специального изучения, но рассматриваются всеми, кто имел дело с выработкой поведения, как неотъемлемая особенность: вы всегда знаете (обычно слиш­ком поздно), когда вы нарушили одно из них. <...>

1. Повышайте критерий небольшими града­циями, чтобы у субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.

Практически это означает, что, когда вы увеличиваете требования или повышаете кри­терий подкрепления, вы должны это делать в пределах, доступных в данный момент субъ­екту. Если ваша лошадь берет барьер в два фута, иногда имея фут в запасе, вы можете увели­чить барьер до двух с половиной футов. Под­нять его до трех футов, значит искать себе неприятностей: животное способно на это, но пока не в состоянии обеспечить стабильнос­ти. А повысить барьер до трех с половиной футов означает накликать несчастье.

То, насколько быстро вы можете увели­чить критерий, не зависит от фактических возможностей субъекта, нынешних или бу­дущих, никогда не исходите из того, что ло­шадь большое существо с сильными ногами, способное взять восьмифутовое препятствие, или из того, что она обычно перепрыгивает через четырехфутовый забор на пастбище. Быстрота увеличения критерия зависит от того, насколько хорошо ваше взаимодействие в процессе выработки, каковы ваши правила подкрепления.

Каждый раз, как вы увеличиваете крите­рий, вы меняете правила. Субъекту должна быть дана возможность обнаружить это; не­смотря на изменение правил, при некотором увеличении усилий субъект должен продол­жать получать подкрепление (но при этом в некоторых случаях выполнение действия на прежнем уровне становится неэффективным). Это может быть усвоено только в процессе ознакомления с подкреплением на новом уровне. Если вы повышаете критерий так силь­но, что субъекту надо совершить усилия зна­чительно большие, чем он ранее совершал для вас — неважно делал или не делал он это для себя, — вы сильно рискуете. Поведение может


196 К. Прайор


быть сорвано. У прыгуна могут появиться дур­ные привычки, такие, как останавливаться перед барьером или сбивать его. Привычки, подавление которых потребует много време­ни. Самый быстрый — а иногда единствен­ный — способ сформировать поведение — это увеличивать критерии такими ступенями, что­бы субъекту легко давалось постоянное улуч­шение поведения. Непрерывный прогресс, даже дюйм за дюймом, приведет вас к по­ставленной цели гораздо быстрее, чем попыт­ки форсировать быстрый прогресс с риском потерять все выработанное поведение.

Однажды мне пришлось встретиться с од­ним отцом, допустившим в этом серьезную ошибку. Так как сын-подросток очень плохо учился, он отобрал у него обожаемый всеми подростками мотоцикл до улучшения отме­ток. Мальчик стал заниматься лучше, его оценки улучшились, с F и D до D и С. Одна­ко вместо того, чтобы поощрить этот про­гресс, отец сказал, что оценки еще недоста­точно хорошие, и продолжал придерживаться своего запрета. Эта эскалация критерия была слишком резкой, мальчик совсем перестал заниматься. Более того, он стал очень недо­верчивым.

2. В конкретный промежуток времени от­рабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям од­новременно.

Под этим я не подразумеваю, что вы не можете работать над многими различными типами поведения в один и тот же период времени. Безусловно, вы можете это. Во вре­мя любого занятия мы можем сначала немного поработать над качеством, затем над скорос­тью — в теннисе над ударом слева, затем над ударом справа, затем над работой ног и т.д. Это избавляет от монотонности. Хорошие пре­подаватели все время меняют работу, остав­ляя данную задачу, как только в ней достиг­нут успех, и переходят к другой.

Однако, когда вы работаете над данным типом поведения, вы должны пользоваться в каждый данный отрезок времени одним и только одним неизменным критерием. Допу­стим, что я обучаю дельфина делать фонтан брызг, и один раз не дам ему подкрепление, потому что фонтан недостаточно велик, а другой раз — потому что он направлен не в ту сторону, в итоге у животного не будет ключа к расшифровке того, что я хочу от него. Одно подкрепление не может содержать двух типов информации: я должна сначала довести вы­соту фонтана до удовлетворяющей меня от­


метки, а затем формировать его направление вне зависимости от высоты, до тех пор, пока оно тоже не будет заучено; только когда оба критерия установлены, я могу требовать со­блюдения обоих.

У этого правила множество практических применений. Если задачу можно расчленить на отдельные компоненты, которые затем формируются раздельно, обучение пойдет го­раздо быстрее.

<...> Часто нам не удается добиться про­гресса в каком-либо навыке, хотя мы много упражняемся, потому, что мы пытаемся сра­зу улучшить две или более стороны деятель­ности. Нужно подумать: одно ли свойство ха­рактеризует данное поведение? Нельзя ли его расчленить и работать отдельно над различ­ными критериями? Когда вы займетесь эти­ми вопросами, большинство проблем решат­ся сами собой.

3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь вариативной шкалой подкреплений имеющегося в данный момент уровня ответа.

Вы помните о вариативной шкале подкреп­лений? Как только поведение усвоено, вы дол­жны начать подкреплять его не каждый раз, чтобы поддерживать его на данном уровне. Это правило составляет суть процесса выработки. Когда вы можете позволить себе подкреплять данный уровень поведения случайным образом и сохранять уверенность в получении его, вы получаете свободу в использовании подкреп­лений только за лучшие проявления данного поведения. Такое селективное подкрепление " сдвинет" нормальное или среднее поведение в сторону того улучшения, которое вам жела­тельно. Хорошая выработка представляет из себя серию чуть заметных переходов между непре­рывным подкреплением — когда достигнут но­вый уровень выполнения — и вариативным под­креплением — когда достижение закрепилось и создалась возможность избирательного под­крепления еще более хороших ответов.

Иногда смена стабильных и вариативных шкал происходит очень быстро, составляя два-три подкрепления на каждом уровне. Вероят­ность этого особенно велика, если у субъекта внезапно наступает " озарение" — он начинает понимать конечную цель, и улучшение пове­дения становится спонтанным. В этом случае введение вариативной шкалы столь значимо для обучения, что это необходимо постоянно по­мнить и все время контролировать, не забуксо­вала ли, не перестала ли приносить успех ваша программа выработки.


Не рычите на собаку!

 

 


4. Вводя новый критерий, временно ослабь­те старые.

Допустим, вы учитесь играть в сквош (что-то вроде тенниса) и успешно работаете над одной целью — послать мяч туда, куда вы хотите. Теперь вы хотите поработать над ско­ростью, но, когда вы усиливаете удар, мяч летит куда попало. Забудьте на некоторое вре­мя о точности и просто ударяйте по мячу. Когда вы научитесь управлять скоростью мя­ча, точность скоро восстановится.

То, что раз выучено, не забывается, но под подавляющим воздействием нового кри­терия старое, хорошо выученное поведение иногда временно уходит в сторону. Однажды я видела дирижера, который пришел в со­стояние крайнего раздражения во время ге­неральной репетиции оперы, потому что пев­цы хора делали одну ошибку за другой, они как будто забыли всю свою твердо выучен­ную вокальную партию. Причиной было то, что они в первый раз надели тяжелые костю­мы, их поставили на подмостки и заставили двигаться во время пения: привыкание к но­вым условиям временно перекрыло выучен­ное ранее поведение. К концу репетиции их музыкальное мастерство восстановилось без дополнительных репетиций. Дрессировщики дельфинов называют это " синдромом нового бассейна". Когда вы помещаете дельфина в новый бассейн, для вас не должно быть нео­жиданностью, что он " забудет" все, что знал, пока не привыкнет к новой обстановке. Сле­дует помнить, что ругать себя или других за ошибки в выученном поведении, совершае­мые при новых обстоятельствах, непедагогич­но. Ошибки обычно исправляются в скором времени сами по себе, а выговоры огорчают, а иногда фиксируют внимание на ошибках, которые становятся постоянными.

5. Ведите ученика за собой.

Планируйте программу выработки так, что, если субъект совершит в обучении нео­жиданный скачок вперед, вы должны знать, что подкреплять далее. Однажды я в течение двух дней обучала только что пойманного дельфина прыгать через препятствие, высту­пающее над водой на несколько дюймов. Когда поведение прочно установилось, я подняла барьер еще на несколько дюймов, животное тотчас же прыгнуло, и с такой легкостью, что я скоро снова подняла барьер уже на го­раздо большую высоту; через пятнадцать ми­нут этот новичок прыгал на восемь футов.

Такого рода " рывок" выработки может произойти в любой момент. Этот феномен


 

наблюдается как у людей, так и у многих ви­дов разумных животных. Я считаю, что тут дело в инсайте (внезапное озарение): субъект вне­запно осознает ваши цели, исходя из кото­рых вы добиваетесь его действий (в данном случае — прыгнуть как можно выше), и дела­ет это. Киты касатки славятся своим предвос­хищающим обучением. У их дрессировщиков в ходу одна и та же шутка: касатку не надо дрессировать, достаточно записать програм­му поведения на доске и вывесить ее в воде, и киты будут следовать этому предписанию.

Дрессировщики могут встретиться с ос­ложнениями только в том случае, если они оказываются неподготовленными к неожидан­ному улучшению, Если вы тренируете пере­ход от стадии А к Б, а субъект внезапно чис­то выполняет стадию В уже с двух подкреплений, вы должны предусмотреть под­крепление стадии Г и Д, иначе в дальнейшем вам нечего будет подкреплять.

" Рывок" часто эмоционально очень зна­чим для субъекта; даже животные, по-види­мому, испытывают удовольствие от " ага! " познания, и часть впадает в состояние явно повышенного настроения. Таким образом, " рывок" — это блистательная возможность добиться значительного прогресса в крат­чайшие сроки. Быть не готовым к нему и дер­жать субъекта на низком уровне обучения только потому, что вы не знаете, что делать дальше, — лучший способ потратить зря вре­мя, а в худшем случае может отбить охоту к обучению и вызывает отвращение у субъек­та, который станет в будущем работать без особого желания.

За очень редкими исключениями наша школьная система построена так, чтобы по­мешать детям обучаться в их собственном тем­пе — наказываются не только медленные уче­ники, у которых не хватает времени на обучение, но и слишком быстро обучающие­ся, которые не получают дополнительного подкрепления, когда быстрая сообразитель­ность продвигает их вперед. Если ты мгновен­но понял, о чем толкует учитель математики, твоей наградой может стать мучение от скуки в течение часов или даже недель, пока все остальные мало-помалу постигнут это. Поэто­му нет ничего удивительного в том, что ули­ца более привлекательна как для наиболее быстрых, так и для медленных.

6. Не меняйте тренеров на полпути.

В процессе выработки какого-либо пове­дения вы рискуете значительным регрессом, если перепоручаете своего ученика другому


198 К. Прайор


преподавателю. Неважно, сколь скрупулезно обсуждены критерии перед передачей дела, поскольку и индивидуальные установки, и время реакций, и прогноз успеха будут слег­ка отличаться, и в итоге субъект утрачивает подкрепления до тех пор, пока не привыкнет к этим отличиям. Конечно, у каждого обуча­ющегося может быть много различных учите­лей — мы не испытываем затруднений от того, что один обучает нас французскому, другой — арифметике, третий — футболу. Но то конк­ретное поведение, которое должно быть ра­зучено, требует только одного учителя в каж­дый конкретный момент времени. На тех стадиях выработки, когда навык образован наполовину, постоянное повышение кри­терия осуществляется лучше, если процесс формирования данного поведения находится в одних руках. Допустим, если у вас двое де­тей и одна собака, и оба хотят обучать соба­ку, то разрешите им это, но пусть каждый работает над различными, каждый над свои­ми трюками, и тем избавьте бедную собаку от большой неразберихи.

<..^Единственный случай, когда вам сле­дует подумать о смене преподавателя посре­дине процесса выработки, это, конечно, когда обучение зашло в тупик. Если обучение идет плохо или совсем не идет, то вам нечего те­рять от перемены.

7. Если одна процедура выработки не приво­дит к успеху, попробуйте другую.

Поразительно, до чего люди бывают при­вержены к неэффективной системе, будучи убежденными, что повторение одного и того же даст результаты. Для выработки любого поведения существует столько же способов, сколько инструкторов, способных их приду­мать.<...>

Дрессировщики, передающие свое искус­ство от поколения к поколению, такие, на­пример, как цирковые дрессировщики, час­то не могут этого усвоить. Их методы дрессировки отточены несколькими поколе­ниями и передаются от одного к другому — вот способ научить медведя кататься на вело­сипеде, а вот способ обучить льва издавать рык (если хотите знать — надо выдернуть не­сколько волосков из его гривы). Эти переда­ваемые из поколения в поколение " рецепты" считаются лучшими способами, а иногда та­ковыми и являются, но они часто рассматри­ваются и как единственные способы, что яв­ляется причиной того, что цирковые представления чрезвычайно похожи друг на друга.


 

Однажды один телевизионный деятель, который ставил шоу в океанариуме " Жизнь моря", пригласил меня посетить их ферму в Вирджинии и посмотреть, как тренируют лошадей. Эта знаменитость был превосходным наездником и тренером и у него было несколь­ко прекрасно обученных лошадей. Мы наблю­дали, как учили лошадь кланяться, или ста­новиться на одно колено при помощи традиционного метода, включавшего двух лю­дей и множество веревок и кнутов; при помо­щи этого метода лошадь многократно заставля­ли становиться на одно колено до тех пор, пока она не научилась опускаться на него сама.

Я сказала, что необязательно делать это таким образом, и утверждала, что могу на­учить лошадь кланяться, даже не прикасаясь к животному (один из вариантов: нарисовать на стене красное пятно; использовать пищу в качестве условного подкрепления выработки у лошади касания коленом пятна, затем по­степенно снижать пятно, приближая его к полу, чтобы лошади пришлось встать на ко­лени, чтобы коснуться его и заработать под­крепление). Телевизионная звезда пришла в негодование от такого наглого заявления — что за мысль! Если бы существовал другой способ научить лошадь кланяться, он бы знал об этом — нам пришлось два или три раза обойти вокруг сарая, чтоб он немного поос­тыл.

8. Не кончайте урок без положительного подкрепления, это равносильно наказанию.

Это не относится к той несистематичес­кой (хотя очень значимой и продуктивной) выработке, которая происходит в домашних условиях, — поощрение учения в школе, гос­теприимство, подбадривание детей; здесь под­крепление происходит от случая к случаю, без особых правил. Однако в более официальной ситуации — скажем, на уроке или при выра­ботке поведения у какого-либо животного -преподаватель должен уделять свое внимание ученику или классу до конца урока. Это бо­лее, чем просто хорошие манеры или хоро­шая самодисциплина; это — хорошее обуче­ние. Когда субъект старается заработать подкрепление, он, так сказать, вступает в контакт с преподавателем. Если преподаватель начинает болтать с кем-либо из присутству­ющих, выходит, чтобы поговорить по теле­фону, или просто мечтает, контакт наруша­ется. Подкрепление не поступает, хотя обучающийся и не сделал ошибки. Это при­носит больше вреда, чем если бы преподава-


Не рычите на собаку! 199


тель просто упустил хороший шанс для под­крепления. Это может плохо сказаться даже на хорошо отработанном поведении, которое осуществляется в это время.

Конечно, если вы хотите упрекнуть учени­ка, перестать обращать на него внимание — лучший способ сделать это. Дрессировщики дельфинов называют это " тайм-аут" и ис­пользуют для коррекции неправильного по­ведения. Забрать корзину с рыбой и уйти на минуту — один из способов сказать дельфи­ну: " Нет! " или: " Неправильно! " Обычно это оказывается очень эффективным — не следу­ет думать, что дельфины не могут огорчаться или раскаиваться, они это могут. Лишение внимания — мощный инструмент, поэтому не применяйте его без должной осторожности и несправедливо.

9. Если выученное поведение ухудшается, пересмотрите процедуру выработки.

Иногда навык или поведение портятся, а иногда создается видимость их полной поте­ри. Нам всем знакомо это чувство, когда пы­таемся говорить на иностранном языке, вспомнить стихотворение или поехать на ве­лосипеде после многолетнего перерыва: это очень выбивает из колеи. Иногда внешние обстоятельства временно полностью уничто­жают хорошо выученное поведение — напри­мер, в состоянии испуга невозможно произ­нести заученную речь, неудачное падение резко нарушает ваши навыки скалолазанья. Иногда на первоначальное обучение накла­дывается и мешает ему последующее обуче­ние, создавая путаницу — вы стараетесь най­ти испанское слово, а всплывает немецкое.

Самый быстрый способ исправить такое ухудшение — не биться об него головой, зас­тавляя субъекта делать это до тех пор, пока результат не покажется вам удовлетвори­тельным или пока вы не дадите подкрепле­ние, а вернуться к началу процесса выработ­ки и очень быстро снова пройти весь путь, давая подкрепление в новых условиях (спустя двадцать лет, на публике и т.д.) и применяя по одному—два подкрепления на каждом уровне. В океанариуме " Жизнь моря" мы на­зывали это " вернуться в детский сад", и та­кой прием часто восстанавливал ухудшив­шееся поведение до нормального уровня за десять—пятнадцать минут. Конечно, так мы всегда и поступаем, когда повторяем матери­ал перед экзаменом или освежаем память, заглянув в текст, прежде чем выходим на три­буну. Полезно помнить, что если вы в состо­янии в большей или меньшей степени вос­


произвести исходный процесс выработки, то такое повторение одинаково полезно и для физических, и для умственных навыков, оно действенно как у животных, так и у людей.

10. Прекращайте работу, оставляя за со­бой лидирующее положение.

Сколько должен продолжаться каждый сеанс выработки? Частично это зависит от промежутка времени, в течение которого субъект сохраняет внимание. Кошки часто начинают проявлять беспокойство после, при­мерно, двенадцати подкреплений, поэтому пяти минут может быть достаточно. Собаки и лошади могут работать дольше. У людей продолжительность различных уроков тради­ционно равна часу, а занятия футболом, на­учные семинары и разные другие мероприятия часто длятся целый день.

Когда остановиться, не столь важно, как на чем остановиться. Вы должны всегда пре­кращать работу, сохраняя ведущее положение. Это относится и ко всему уроку, и к отдель­ным частям его, когда вы кончаете работать над одним типом поведения и переходите к другому. Вы должны совершать переход на высокой ноте — т.е. сразу, как только до­стигнут успех.

Последнее совершенное действие всегда закрепляется в сознании субъекта; вы долж­ны быть уверены, что это хорошее, вознаграж­даемое выполнение. А часто происходит так, что мы получаем три—четыре хороших ответа — со­бака прекрасна ищет и подаст предмет, пры­гун в воду впервые выполнил прыжок полтора оборота, певец правильно исполнил трудный пассаж — и мы так возбуждены, что хотим видеть или делать это снова и снова. И мы повторяем это или стараемся повторить, и очень скоро субъект устает, поведение ухуд­шается, неожиданно возникают ошибки, происходят коррекции и подбадривания, и урок идет насмарку. Наездники-любители по­ступают так всегда. Вот почему я терпеть не могу смотреть, как люди обучают своих ло­шадей прыгать; как часто они далеко заходят за черту, где следует остановиться, когда животное выполнило действие хорошо, и прежде, чем поведение не начало снова ухуд­шаться.

Будучи тренером вы должны, если это необходимо, заставлять себя останавливаться на хорошем ответе. Иногда это требует вы­держки. Но на следующем уровне вы можете обнаружить, что принос предмета, сальто при прыжке в воду или вокальное упражнение выполнены не только так же хорошо, как


 

К. Прайор

 


последнее на прошлом-уроке, но значитель­но лучше. Психологи называют это " латент­ным обучением". В процессе тренировки воз­никает некоторый стресс, хотя бы от желания сделать лучше. Этот стресс может влиять на выполнение действия, маскируя реально име­ющееся обучение.

В начале следующего урока, прежде чем возникнет стресс, выполнение действия мо­жет в действительности быть на шаг впереди по сравнению с тем уровнем, на котором остановились, и тогда вы получаете то, что гораздо более достойно подкрепления.

Формирование поведения таким спосо­бом, конечно, противоположно обучению при помощи муштры и повторений. Оно может обеспечить не только стабильный прогресс, но абсолютно безошибочное обучение, и оно может идти чрезвычайно быстро. Однажды я так приучила пони к уздечке за пятнадцать минут, двигаясь непрерывно взад—вперед, формируя пять задач (вперед, остановка, на­лево, направо и назад). При этом я подкреп­ляла успех в каждой из них. Как ни странно, возможность такого быстрого обучения зави­сит от вашей готовности отказаться от вре­менных рамок и постановки специфической цели, цели быстрого прогресса. Вместо этого вы должны быть просто готовы остановить­ся, оставаясь впереди. Феномен Дзен.

Иногда вы не можете кончать каждый урок на высокой ноте. Возможно, что слушатели оплатили час занятий, и они хотят использо­вать весь этот час, хотя наилучшее время для, окончания урока было достигнуто раньше. А\ может, урок идет не слишком хорошо, чтобы обеспечить наивысший подъем, и вот-вот наступит усталость. В этом случае наиболее мудро окончить урок чем-нибудь легким, что гарантирует получение подкрепления, чтобы весь урок в целом запомнился как подкреп­ленный. Дрессировщики дельфинов часто оканчивают длительные, требующие напря­жения занятия легкой игрой в мяч; обучаю­щие верховой езде иногда используют разные игры, например, салочки. Самым нецелесо­образным приемом является введение новых задач или материала в конце занятий, вслед­ствие чего оно заканчивается серией неа­декватных и неподкрепляемых ответов. Когда я была ребенком, мои уроки музыки всегда кончались таким способом; это очень обеску­раживает, и я до сих пор не могу играть на пианино. <...>


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.