Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особые ученики






Можно формировать поведение почти лю­бого существа. Психологи обучали крошечных детей движением руки гасить и зажигать свет в комнате. Можно обучать птиц. Можно фор­мировать поведение рыб. Однажды я обучала большого краба-отшельника звонить в коло­кольчик, собирающий к обеду, дергая клеш­ней за шнурок. (Фокус заключался в том, что­бы дать крабу пищу в тот момент, когда клешня, двигающаяся бесцельно, коснется шнурка. Я пользовалась длинным анатомичес­ким пинцетом, чтобы подносить кусочки кре­ветки прямо к его челюстям.) Профессор Гарвардского университета Рихард Хернетейн рассказывал, что однажды он обучал морс­кого гребешка хлопать раковиной за пищевое вознаграждение. Дрессировщики морских мле­копитающих любят хвастаться что они могут обучить любое животное выполнить любое действие, для которого у него имеются фи­зические и умственные возможности, и на­сколько мне известно, это так и есть.

Одним из результатов занятий по форми­рованию поведения, особенно если они при­носят обучаемому успех, является увеличение продолжительности удерживания внимания;

фактически вы формируете продолжитель­ность участия. Однако некоторые организмы, как и следует ожидать, не обладают способ­ностью к длительному удерживанию внима­ния. От незрелых организмов — щенков, же­ребят, детей — никогда нельзя требовать более трех—четырех повторений данного действия, попытки выжать что-либо сверх этого могут отбить охоту или испугать. Это не значит, что незрелые организмы не могут обучаться. Они учатся все время, но короткими периодами. Один знакомый капитан рыболовного судна обучал свою четырехмесячную внучку выпол­нять просьбу " Дай пять! ", и то, как малыш с энтузиазмом шлепал своей ладошкой по его лапе, наподобие приветствия музыкантов джаза, никогда не оставляло зрителей равно­душными. Но он добился этого несколькими, почти моментальными " уроками".

Но биологические объекты вынуждены обучаться не только в детстве. Некоторые типы поведения одним видам даются с легкостью, а другим они трудны. Свиньям, например, по-видимому, трудно переносить что-либо во рту, но они с легкостью обучаются толкать пред­мет пятачками. Большинство пород собак вы­ведено, по-видимому, с определенными по­веденческими тенденциями: вряд ли кому-либо потребуется обучать колли пасти


Не рычите на собаку! 201


овец, так как необходимое поведение уже ус­тановлено и даже усилено с помощью отбо­ра; но вы зададите себе трудную задачу, если решите научить пасти овец бассета. Некото­рым навыкам гораздо легче обучиться на оп­ределенных этапах развития; детеныша ман­густа можно приручить и превратить в восхитительное домашнее животное в возра­сте шести недель, но не позже. Обычно счита­ется, что люди усваивают языки легче в дет­ском возрасте, нежели во взрослом, хотя лингвисты недавно обнаружили, что взрос­лые, которые хотят работать, могут, вероят­но, выучить новый язык быстрее, чем боль­шинство детей и подростков. Поведением, которому, я думаю, действительно очень труд­но обучиться взрослым людям, является пла­вание. Мы являемся одним из тех немного­численных видов, для которых плавание не является естественным, и хотя вы можете обучить взрослого держаться на воде и делать правильные движения, я никогда не видела, чтобы кто-либо мог резвиться и хорошо чув­ствовать себя на глубине, если не был обучен плаванию в детстве.

А как насчет того, чтобы формировать свое поведение? Существуют всевозможные про­граммы изменения собственного поведения:

бросаем курить, следим за своим весом и т.д. Большинство этих программ опирается в ос­новном на метод формирования поведения, обычно называемый модификациями поведе­ния, они могут быть или не быть успешными. Трудность, как мне кажется, состоит в том, что вы должны сами себе давать подкрепле­ние. Но когда вы подкрепляете сами себя, исчезает элемент неожиданности — ученик всегда знает, чего стоит тренер. При этом очень просто сказать: " Черт с ней, с еще одной звез­дочкой в моей карточке, я лучше выкурю си­гарету". <...>

Во время написания этой книги я из лю­бопытства опробовала несколько формальных программ формирования поведения: две, на­правленные на групповое обучение, и две программы самоусовершенствования, направ­ленные на то, чтобы бросить курить, обучить­ся медитации, следить за весом и правильно тратить деньги. Всё они были умеренно ус­пешными, но не всегда сразу; некоторые на­чинали давать результаты только примерно через год. Я обнаружила, что единственным наиболее успешным приемом самоподкреп­ления является постоянная регистрация ре­зультатов, которая может быть использована во всех четырех программах. Нужно было вес­


ти регистрацию так, чтобы улучшение было видно сразу. Я использовала графики. С их по­мощью моя виновность за упущения могла уменьшаться при взгляде на график, на ко­тором было видно, что несмотря ни на что я сейчас нахожусь на более высоком уровне, чем шесть месяцев тому назад. Еще, может быть, далеко до совершенства, но " кривая", или наклонная линия, графика шла в нуж­ном направлении, и это является зримым доказательством улучшения; и хотя это само по себе является слабым, медленно действу­ющим подкреплением, оно создает достаточ­ную мотивацию, чтобы продолжать мои за­нятия.

Одним из видов формирования собствен­ного поведения, который прекрасно работа­ет, является обучение с помощью компьюте­ра. В программу компьютера могут быть заложены забавные подкрепления, и вслед­ствие этого обучение идет быстро и весело. Оно становится многообещающим приме­нением законов положительного подкрепле­ния. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.