Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виноградных саженцев в школке






В отдельные годы в школках наблюдается хорошая (90–60 %) приживаемость как привитых, так и корнесобственных черенков, однако из-за плохого прироста, плохого его вызревания, слабого развития корневой системы и, особенно, неудовлетворительного срастания привитых компонентов, выход стандартных саженцев получается низким, а производство посадочного материала приносит убытки. Плохой прирост у саженцев в школке объясняется, прежде всего, низкой температурой почвы, глубокой посадкой, недостатком влаги, слабой аэрацией, плохим качеством черенков, недостатком в почве питательных веществ, посадкой не в оптимальные сроки, повреждением болезнями и т. д. Все эти и другие факторы отрицательно влияют на укоренение черенков.

При плохом развитии корневой системы, как правило, отмечается слабый прирост как у привитых, так и у корнесобственных черенков, а у привитых и плохое, некруговое срастание привоя с подвоем.

Независимо от состояния растений в школке рекомендуется осенью первого года выкапывать саженцы и сортировать их на стандарт и не стандарт. Однако при оценке саженцев, когда критерием их качества служит наружный вид, особенно у привитых растений, нельзя обнаружить все дефекты. Внешне кажущиеся совершенно здоровыми привитые растения не имеют кругового полного срастания или повреждены раком, некрозом и другими болезнями. Стремление отобрать больше саженцев для посадки на виноградник или для реализации приводит в дальнейшем к большой изреженности насаждений и к слабому росту, пестроте кустов и малой урожайности оставшихся.

Нами, еще в 1966 г было установлено, что если приживаемость черенков в школке не ниже 35 %, при слабом их развитии и отсутствии различных заболеваний экономически выгодно растения не выкапывать, а оставлять их в школке на второй год.

Из данных, приведенных в таблицах (№ 17) и по рисунку (№ 46) видно, что оставление отставших в росте растений на второй год в школке обеспечивает увеличение выхода стандартных саженцев в 2 и более раза, а прироста побегов и корней по сравнению с однолетними растениями в 4 раза при круговом срастании привитых компонентов.

Рисунок 46 - Общий вид саженцев: слева – однолетние, справа – двухлетние

Посадка таких растений на постоянное место (виноградник) обеспечила

98 % приживаемость, лучший рост и развитие, а на второй год после посадки получен урожай более 3 т с гектара. Виноградник, по существу не требует ремонта.

Анатомическое изучение места срастания компонентов показало, что оставление растений, отличающихся слабой надземной и подземной частью в школке на второй год без пересадки обеспечивает мощное развитие всего растения, что способствует круговому срастанию прививочных компонентов. Растения же со слабым приростом и с неполным срастанием, выкопанные в первый год и идущие потом на перешколку, не дают высокого выхода стандартных саженцев.

Такие растения после выкопки, зимнего хранения и удаления основной массы корней и однолетнего прироста после вторичной посадки в школку развиваются значительно позже и с недостаточной энергией, а многие из них вообще не приживаются.

При оставлении саженцев на второй год произрастания в школке обеспечивается более раннее начало вегетации нетравмированного растения с более сильным разрастанием в диаметре привоя и подвоя за счет интенсивной деятельности камбиальной и других тканей, получающих минеральные питательные вещества и воду от здоровой корневой системы и пластические вещества из надземной части, так как вегетация их начинается на месяц раньше тех, которые посажены на перешкол.

Таблица17-Влияние беспересадочного выращивания привитых саженцев на их выход и качество.

Сорт Высажено привитых черенков, шт. Приживаемость, % Ожидаемый выход стандартных 1-лет. саженцев, % Фактический выход стандартных 2-лет. саженцев, % Однолетние Двухлетние
Среднее кол-во побегов, шт. Средний прирост саженцев, см Среднее кол. побегов на саженец, шт. Средний прирост на саженец, см
Фетяска   69, 5 24, 1 63, 5 1, 16 40, 3 2, 1 169, 5
Каберне-Совиньон   68, 1 25, 0 64, 0 1, 08 34, 3 2, 2 170, 7
Совиньон   67, 1 23, 0 56, 0        

 

Агротехника на 2-х летней школке заключается в осеннем окучивании растений землёй с таким расчетом, чтобы было хорошо укрыто не менее 3-х нижних глазков на побеге, весеннем разокучивании, подрезке прироста с оставлением на нем 3-4 глазков, обработке почвы, борьбе с болезнями, поливах, чеканке.

Нами не обнаружено отрицательного влияния зимних морозов ни на корневую систему, ни на окученную на зиму надземную часть. Что же касается поражения саженцев, оставленных на второй год произрастания в школке, некрозом, то его опасаться не следует. Во-первых, если исходный материал (подвой и привой) были здоровыми, то поражения саженцев в школке не наблюдается. Во-вторых, если же компоненты прививок были поражены до посадки в первый год, то такие саженцы будут не пригодными после выкопки, как в первом, так и во втором году. Значительно лучше условия для поражения слабых саженцев некрозом создаются при их хранении и при осенней посадке на постоянное место.

Некоторые авторы, независимо от состояния растений, предлагают полностью перейти на двухлетнее выращивание саженцев в школке. По нашему мнению такое предложение может быть целесообразным лишь в том случае, если двухлетние саженцы будут выращиваться с готовым штамбом. Кафедрой виноградарства Куб ГАУ (Л.М. Малтабар, Р.Б. Гаврилов, Д.-Н.П. Воропай, А.Л. Малтабар) разработана такая технология.

Для получения двухлетних саженцев с готовым привойным штамбом растения в школке высоко окучивают. Весной следующего года их разокучивают и подрезают, оставляя на головке куста сучок, имеющего 2 глазка и сразу устанавливают временную шпалеру с двумя проволоками. В течение вегетации второго года на каждом растении воспитывают один побег, который по мере роста вертикально подвязывают к проволокам шпалеры. Когда побеги достигнут длину будущего надземного штамба куста его прищипывают, после чего в рост идут пасынки. В начале июля с нижней части побега все пасынки удаляют вместе с зимующими глазками, а на верхней 2–3 оставляют. Развитие этих пасынков способствует утолщению верхней части основного побега. В течение лета второго года проводят обломку лишних побегов, удаляют корневую поросль, проводят от 1 до 3-х поливов и следят за тем, чтобы побег, предназначенный для штамба, был прямым. На школке систематически ведут борьбу с болезнями.

В конце октября в начале ноября двухлетние саженцы выкапывают из школки выкопочной скобой ПРН-2. Такие саженцы отличаются мощной корневой системой, круговым и прочным срастанием подвоя с привоем со штамбом в длину от 1, 0 до 1, 3 м с диаметром в средней части от 7 до 12 мм. После выкопки и сортировки саженцы подготавливают к посадке на виноградник. Для этого укорачивают корневую систему в зависимости от способа посадки (в ямки или под гидробур). Если на штамбе остались пасынки, то их удаляют, срезают плохо вызревшую верхушку на побеге, а затем покрывают на всю длину побег (будущий штамб) антитранспирантами. После этого саженцы связывают в пучки по 50 шт. и помещают на хранение.

Впервые была произведена закладка виноградника такими саженцами сорта Ркацители в 1978 году в бывшем совхозе «Победа» Темрюкского района. К концу первой вегетации все штамбовые растения по сравнению с контролем (обычной длины саженцы) отличались большой площадью листовой поверхности и мощным приростом надземной части. Кусты вступили в плодоношение на 2-ой год после посадки, дав урожай по 35 ц/га. Наличие штамба на саженце исключает 2...3 летнее его формирование на винограднике. Кроме того, такое выращивание саженцев позволяет до закладки насаждений в течение года рационально использовать землю под другими сельскохозяйственными культурами.

Для получения 2-летних саженцев с готовым штамбом из привоя организуют два поля питомника – для однолеток и двухлеток.

7.9. Траншейный способ выращивания саженцев. Ввиду того, что к настоящему времени наукой и практикой накоплен достаточный опыт открытой посадки как корнесобственных, так и привитых черенков в школку, а также, потому что в ряде хозяйств находятся в дефиците пригодные под школку плодородные, лёгкие по механическому составу и орошаемые площади, потребовалась разработка интенсивной технологии выращивания саженцев в траншеях. Интенсивные технологии предусматривают производство саженцев путем увеличения числа высаживаемых черенков на единицу площади и где можно коренным образом улучшить тепловой, водный, воздушный, световой и питательный режимы, как в корнеобитаемом слое почвы, так и надземной части растений.

В 1972–1973 гг. нами (Л.М. Малтабар и С.И. Унгуряну), с целью резкого увеличения выхода стандартных привитых саженцев с единицы площади в условиях открытого грунта, была разработана и апробирована в течение ряда лет принципиально новая технология выращивания виноградных саженцев на питательных смесях в траншеях.

Преимущество траншейного способа заключается, прежде всего в том, что под виноградную школку можно использовать участки, непригодные под пашню, так как траншеи засыпаются субстратами, которые по своим физико-механическим свойствам и плодородию обеспечивают быстрое укоренение высаженных черенков, их рост и высокий выход саженцев (табл. №.18).

Установлено, что в траншеях питательная смесь (субстрат) обеспечивает многолетнее выращивание саженцев на одном месте. При этом в значительной степени сокращаются затраты труда, а также потребность в воде и удобрениях. Участки для устройства траншей выбирают на слабом южном хорошо обогреваемом склоне, защищенном от ветров, с глубоким залеганием грунтовых вод. Участки земель засоленных оползневых склонов и не защищённых от ветров непригодны.

Траншеи делают с помощью роторных траншеекопателей шириной 0, 8 м, а расстояние между ними – 1, 3 м. Глубина траншей 0, 5 м, длина 50 м. Уклоны траншей – 0, 01. Выбранная из траншей земля выравнивается на участке с помощью грейдеров или легких бульдозеров. Затем в местах, где намечены дороги, устанавливают деревянные щиты. Расстояние между щитами должно соответствовать ширине дорог. Участок между щитами (дорога) заполняется вынутой из траншей землей, а траншеи заполняются питательной смесью. После засыпки траншей деревянные щиты убираются. Дно траншей должно быть ровным. На дно засыпается слой песка толщиной 5–6 см.

Лучше всего, если дно и боковые стенки траншей будут непроницаемыми для корневой системы саженцев, поэтому их нужно выстилать толстой полиэтиленовой пленкой. Сверху пленки для дренажа насыпают обычный гравий, диоритовую, гранитную, или кирпичную крошку, керамзит с диаметром частиц от 10 до 40 мм слоем 5 см. В качестве субстрата в траншеи насыпают искусственно приготовленную питательную смесь, которая состоит из 0, 5 части верхового сфагнового торфа; 0, 25 части крупнозернистого песка; 0, 25 части структурной дерновой земли (по объему).

Если нет торфа, то он может быть заменён перегноем-сыпцом, рисовой шелухой или перлитом.

Если траншеи предназначены для выращивания безвирусного материала, то в субстратах, идущих для приготовления смеси предварительно определяют наличие нематод-переносчиков вирусов. В случае их обнаружения все составные части субстрата дезинфицируют, или заменяют другими, в которых отсутствуют нематоды.

Питательную смесь готовят заранее в течение лета и осени. С помощью погрузчиков соответствующее количество торфа, песка и дерновой земли погружают в навозоразбрасыватель, которым смесь тщательно перемешивается. Засыпку траншей питательной смесью осуществляют с помощью тракторных прицепов с автоматической разгрузкой непосредственно после засыпки каждой траншеи. Для удобства проведения всех работ участок школки разбивают на кварталы и клетки. Кварталы могут иметь произвольную длину и ширину 50 м. Между кварталами размещается межквартальная дорога шириной 6 м. Каждый квартал разделяется на клетки длиной 50 и шириной 20 м. Между клетками размещаются дороги шириной 3 м.

Таблица18-Выход и качество привитых саженцев, выращенных в открытых траншеях на питательных смесях (Рислинг итальянский на подвое Р. Глуар).

Вариант опыта Выход саженцев от числа произведенных привитых черенков, % Общая длина, см. % вызревшей части Среднее колич. листьев на саженце, шт. Площадь, см².
прироста вызревшей части прироста Одного листа Листьев в среднем на саженце.
Трехрядная посадка на смесь из торфа, песка, земли 59, 8 68, 6 50, 0 72, 8 18, 0 31, 5  
Трехрядная посадка на чистый торф 51, 2 69, 8 64, 7 92, 6 18, 0 30, 5  
Четырехрядная посадка на смесь из торфа, песка и земли 68, 2 64, 4 56, 1 81, 1 18, 0 28, 0  
Выращивание в обычной школке открытого грунта (контроль). 22, 6 45, 4 30, 2 66, 5 16, 0 21, 0  

 

Орошение траншеей водой или питательным раствором осуществляют с помощью разборных труб, лучше полиэтиленовых, имеющих по всей длине по обе стороны через 5 см специальные отверстия диаметром 1, 5 мм. Трубы выкладываются по всей длине траншей в средней ее части и присоединяются к общей оросительной магистрали, берущей начало от головного оросительного резервуара, откуда под давлением подается вода. Сверху перфорированной трубы на всю ширину и длину по траншеи натягивается перфорированная полиэтиленовая пленка, которая с краев и с боков засыпается землей. Фактически создается капельное орошение траншей под пленкой, что препятствует развитию сорняков и потери влаги. Для обеспечения нормального теплового режима в период укоренения черенков желательно воду или питательный раствор подогревать до 25–30˚ С. Кроме того, на участке необходимо предусмотреть возможность подключения к общей оросительной магистрали аэрозольных установок, так как главным условием, от которого зависит выход саженцев при выращивании их в траншеях открытым способом является мелкодисперсное орошение в целях поддержания высокой относительной влажности воздуха (не ниже 80 %) в припочвенном слое в течение трех недель, то есть до массового укоренения высаженных черенков, особенно привитых.

Посадку привитых черенков проводят только после тщательной их подготовки, заключающейся в покрытии их антитранспирантами и в проведении хорошей световой закалки.

Перед посадкой питательную смесь в траншее полностью насыщают водой. Глубина посадки 15–18 см. В одну траншею высаживают 3 ряда прививок. При трехрядной посадке расстояние между рядами 20–25 см, а между черенками в ряду 5 см. При такой схеме посадки на гектар физической площади высаживается до 300 тыс. черенков, а на один га полезной площади траншей – до 1млн.

Для лучшего освещения и проветривания растений крайние ряды обязательно нужно сажать наклонно в сторону междурядий, а средние ряды вертикально.

Рисунок 47 – Выращивание саженцев в траншеях в защищенном грунте.

В траншею можно высаживать и четыре ряда черенков, тогда расстояние между рядами составит 16 см. При четырёхрядной посадке на 1 га физической площади можно разместить до 400 тыс. черенков. Однако следует подчеркнуть, что при многорядных посадках качественные показатели саженцев внутренних рядов по срастанию привитых компонентов, объему прироста и накоплению углеводов ниже, чем у крайних рядов. Качество саженцев при 3-рядной посадке, при которой растения среднего ряда высажены вертикально, а крайние ряды – наклонно, в сторону междурядий, не уступает 1-2-рядным посадкам.

После посадки черенков, кроме дисперсного или аэрозольного орошения, траншеи с помощью уложенных под плёнку перфорированных труб поливаются в течение первого месяца через 5–6 дней, а затем через 8–10 дней. Влажность субстрата в траншее должна поддерживаться на уровне 85–90 % ППВ. Одновременно с поливом вносятся и подкормки NPK - в мае и июне по 1–2 раза в месяц, а в июле и в августе не более одного раза при исключении азота.

Уход за растениями в течение вегетационного периода предусматривает:

1) ремонт через 10–15 дней после посадки. При этом удаляются погибшие растения, а на их место высаживают новые;

2) обломку с оставлением на саженцах по одному самому сильному побегу. Этот приём проводят, когда побеги достигнут длины 15 см;

3) двухразовое удаление порослевых побегов;

4) четырехразовую культивацию междурядий;

5) 10–12-кратное опрыскивание против милдью, вплоть до конца сентября;

6) проведение в августе – сентябре апробации и при сильном росте чеканки верхней части побегов.

При выращивании растений в траншеях на субстратах саженцы выкапывают с помощью специальной скобы или вручную они выбираются из субстрата. Перед выборкой саженцев прирост у них срезается с оставлением 5–6 нижних глазков, затем траншеи обильно поливают водой, после чего рабочий берет саженец ниже места спайки и осторожно вытаскивает его с корнями из субстрата.

После выборки саженцы сортируют, связывают в пучки, покрывают антитранспирантами и отправляют на хранение. В дальнейшем перед посадкой черенков весной ежегодно субстрат рыхлят и к нему добавляют 10–12 % новой смеси.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.