Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школка открытого грунта






Выбор участка под школку. Школка – это специальный участок питомника, где выращивают привитые или корнесобственные саженцы винограда.

От выбора участка под школку, его почвенных, рельефных условий и орошения в сильной степени зависит работа всего питомника.

Размеры участка, отводимого под виноградную школку, устанавливают в зависимости от объема производства саженцев, их выхода с единицы площади, а также от благоприятных условий для размещения школки. Обычно, при однорядной посадке привитых черенков с окучиванием, на одном гектаре их высаживают 100–120 тыс. и получают в среднем 40–50 тыс. саженцев, а при открытой (без окучивания) – двух-трехрядной посадке на 1 га высаживают 200–300 тысяч привитых черенков, что сокращает площадь очередного поля школки в 2–3 раза.

Практика показала, что большое количество, даже качественных черенков, из-за неправильного подбора почвы, несвоевременной и некачественной ее подготовки, нарушения сроков и способов посадки, отсутствия или плохого орошения, использование одного и того же участка под школку в течение трех и более лет, несвоевременной и некачественной борьбы с вредителями и болезнями, гибнет в первый период после высадки в школку. Поэтому к выбору участка и его подготовки к посадке предъявляются очень высокие требования. Участок под школку для выращивания безвирусного посадочного материала выбирается там, где не возделывался виноград в течении последних 10 лет, или виноградная школка -6лет. Почва на участке обязательно должна быть свободной от нематод - переносчиков вирусов, а участок должен иметь пространственную изоляцию от других виноградных насаждений не менее чем 500 метров. Контроль почвы на наличие нематод должен проводиться за год до посадки школки. Отбор почвенных образцов проводится из расчёта не менее 5образцов с гектара с глубины 8-60см. Каждый образец составляется из трёх проб, 150грамм почвы каждая, взятая из глубин 0-20, 20-40 и 40-60см. Каждая проба помещается в полиэтиленовый пакет, который этикетируется с указанием наименования хозяйства, места участка и его площади. Пробы должны быть доставлены не позже 48 часов для исследования в независимую специальную лабораторию.

Визуальный контроль за растениями в виноградной школке должен осуществляться трижды за вегетационный период на предмет выявления симптомов вирусных, фитоплазменных, вироидных, грибковых и бактериальных болезней.

Участок, отводимый под школку, по рельефу и почвам должен обеспечить наилучшие условия для роста и развития саженцев. Его следует выбирать на равнинных местах или на слабых южных или юго-западных склонах. Лучшими почвами для виноградной школки являются песчаные или супесчаные хорошо проницаемые, но плодородные. Под виноградную школку следует избегать тяжелых глинистых, плохо прогреваемых и легко заплывающих почв.

В тех случаях, когда нет почв легкого типа и приходится выделять под школку участки на тяжелых заплывающих почвах их необходимо улучшить путем внесения больших доз органических удобрений, (при отсутствии в них нематод) песка и введением в севооборот зерно-бобовых трав. Нужно избегать под школку почв, которые вследствие неблагоприятного механического состава легко уплотняются, особенно после дождей и полива.

Виноградная школка должна размещаться в специальном севообороте, но обязательно орошаемом. Лучшими способами орошения являются: капельное, дождевание или мелкодисперсное, а еще лучше, чтобы сочеталось капельное с мелкодисперсным или по бороздам с мелкодисперсным или дождеванием. Мелкодисперсное орошение особенно требуется в первый месяц после посадки привитых черенков в школку открытым способом, чтобы поддерживать высокую относительную влажность воздуха в припочвенном слое с пониженной температурой с целью предотвращения усыхания каллуса и побегов привоя.

После укоренения привитых черенков можно применять любой другой способ орошения. В севообороте в качестве предшественника школки должны использоваться раноубираемые культуры, на которых не развиваются вредители и болезни, повреждающие привитые черенки и саженцы (проволочники, совки, хрущи, нематоды, корневая гниль). Очередное поле школки должно освобождаться от предшественника не позже августа, чтобы в сентябре – октябре произвести плантаж. Лучше всего школку размещать после ранних культур (горох, пшеница, кабачки, огурцы, дыни, арбузы, редис, лук), но не после картофеля, капусты, томатов, перца, подсолнечника, малины, земляники, смородины сеянцев косточковых культур. Для большинства хозяйств с ограниченной площадью орошаемых земель рекомендуется 4-хпольный севооборот с таким чередованием культур: 1-е поле – горох, 2-е поле – школка, 3-е – овощные, 4-е – бахчевые. Рекомендуется и такая структура: 1-е поле – виноградная школка; 2-е поле – викоовсянная смесь; 3-е поле – горох; 4-е поле – озимая пшеница или рожь.

Участок, выделенный под школку, разбивается на клетки. Наиболее удобным размером клетки является площадь в 1 га. Ряды школки располагаются в зависимости от конфигурации участка, его экспозиции и удобства полива. Лучшей формой участка является прямоугольная. Это обеспечивает максимальное использование техники при уходе за почвой и растениями. Вокруг участка оставляются дороги шириной, обеспечивающей разворот тракторов с агрегатами.

Подготовка участка к посадке начинается с подъема плантажа, который производится в предыдущем году в сентябре-октябре. Нельзя допускать посадку как привитых, так и корнесобственных черенков по весеннему плантажу и тем более без плантажа. Пахать почву под школку необходимо на глубину не менее 50 см с таким расчётом, чтобы она была разрыхлена на 10–15 см и более глубже посадки привитых черенков. Под плантаж необходимо вносить органические и минеральные удобрения. Из органических (без нематод) лучше вносить перегной (40–60 т/га). Не рекомендуется вносить под школку соломистый неперепревший навоз, так как это может вызвать поражение молодых корешков корневой гнилью. Из минеральных удобрений под плантаж следует вносить фосфорные (120–150 кг действующего вещества на 1 га), а также калийные(150–200 кг/га).

Рисунок 38 – Нарезка посадочных борозд по холмикам сделанным с осени

 

В настоящее время применяется два способа посадки привитых черенков в школку: закрытый и открытый.

Подготовка почвы для закрытого способа посадки заключается в следующем. После поднятия плантажа его не позже октября выравнивают, для чего культивируют и барануют. После этого приступают к поделке холмиков. Ещё совсем недавно привитые черенки, а в некоторых хозяйствах и в настоящее время, высаживают в борозды или в посадочные щели, а затем после полива и уплотнения почвы окучивают землей. Как правило, при выполнении этой работы на многих привитых черенках крупными комьями земли сбивается привой. Кроме того, поделка весенних холмиков землей с низким содержанием влаги приводит к иссушению каллуса и ростков привоя. Эта работа весьма трудоемкая и выполняется в основном вручную. Поэтому в настоящее время по нашему предложению большинство хозяйств перешло на посадку привитых черенков в холмики, сделанные на плантаже осенью.(рис.39)

Основное преимущество осенних холмиков в том, что к весне холмики оседают, комья под действием низкой температуры разрушаются, основание почвы у холмика быстрее прогревается, что позволяет раньше начинать посадку привитых черенков в школку с одновременным значительным улучшением качества посадки и сокращением затрат физического труда. Для производства холмиков используют машину ПРВН-2.5 с приспособлением ПРВН-39000 или специальные холмообразователи. При использовании машины ПРВН-2.5 ее закрывочные корпуса устанавливают в положение «работа в свал». Холмик должен быть высотой не менее 50 см, а у основания шириной до 80 см, а между осями параллельных холмиков (междурядия) 130–140 см. В таких холмиках в течение осенне-зимнего периода накапливаются влага и почва приобретает рыхлое состояние. Нами установлено, что в холмиках, изготовленных с осени, нужная температура весной наступает раньше на 7–8 дней, чем при посадке привитых черенков в грунт с последующим укрытием их холмиком земли.

Рисунок 39 - Рабочие органы машины МВС для посадки прививок в школку:

а – шнековый канавокопатель; 1 – конусный шнек; 2 – черенковый нож; 3 - отверстие для выхода воды; 4 – труба для подачи воды; 5 – стойка; б – профиль канавки, нарезанной шнековым канавообразователем: 1 – почвенная жижа; 2 – разрыхленная почва; в – высаженные привитые черенки, окученные холмиком.

При подготовке почвы для открытой посадки в школку привитых черенков без окучивания плантаж разравнивают весной за 8–10 дней до посадки. Но даже, если применяется открытая посадка, то её лучше проводить по холмикам, сделанным с осени. Это позволяет высаживать привитые черенки на меньшую глубину и в более теплую почву.

Время, глубина и технология посадки. Укореняемость черенков, их приживаемость, рост и развитие саженцев в школке зависят не только от сорта, но и от благоприятного сочетания состава почвы, ее температуры, аэрации и влажности. Как известно наибольшим температурным колебаниям подвержен ее верхний слой. Более устойчива температура на глубине 20–25 см, то есть в слое, где создаются более благоприятные условия для окоренения черенков, здесь и более высокое содержание гумуса, лучшая гигроскопичность, аэрация, поэтому к посадке привитых или корнесобственных черенков в школку приступают в период, когда на этой глубине температура почвы достигает 12-13 ˚ С. Привитые черенки, высаженные в более холодную почву, как правило, плохо укореняются, в дальнейшем дают слабый прирост и низкий выход стандартных саженцев. Как уже было сказано, в большинстве районов виноградарства такая температура на глубине 20–25 см наступает в третьей декаде апреля в начале мая. Поэтому оптимальным сроком посадки считается указанное время. Заканчивать посадку следует не позже первой половины мая. Черенки, высаженные во второй половине мая при высокой температуре воздуха, доходящей в дневные часы до 30 ˚ С и низкой его влажностью усиленно подсыхают и плохо приживаются. Жаркая и сухая погода, особенно длительное время, даже при тщательном покрытии привитых черенков антитранспирантами с последующим покрытием сухой землей приводит к обезвоживанию каллуса и к гибели растений.

Наши исследования и ряда ученых, а также опыт производства как у нас в стране, так за рубежом показывают, что на подавляющем большинстве почв, используемых под школку при открытой посадке привитых черенков, оптимальная глубина посадки составляет 20–25 см. При такой глубине посадки складываются наиболее благоприятные температурные и водно-воздушные условия. Корневая система растущих саженцев, находясь в слое 30–35 см, лучше усваивает питательные вещества. Такая глубина посадки позволяет легко удалять корневую поросль и освобождает от борьбы с проволочниками и совкой, а также облегчает осуществлять выкопку саженцев практически без повреждений корневой системы. Отрицательное влияние глубокой посадки, особенно на тяжелых заплывающих почвах заключается в том, что в результате недостатка тепла и воздуха корни на базальном конце черенка не образуются или образуются поздно и плохо растут. При глубокой посадке уход за растениями затрудняется.

На выход и качество саженцев оказывает влияние и густота посадки. Обычно привитые черенки высаживают в школку с расстоянием между черенками в ряду 7–10 см с междурядиями 120–140см. По нашим исследованиям и других авторов установлено, что при плотном расположении черенков в ряду наступает взаимное угнетение соседних, поэтому расстояние между черенками в ряду должно быть не менее 7см. При такой густоте посадки черенков больше образуется побегов и листьев, мощнее развивается корневая система. Неплохие результаты при открытой посадке нами получены при высадке привитых черенков способами: двухстрочным и трёхстрочным с расстоянием между строчками 30см, а в ряду 7-8см, а между лентами 130–140см. Причём при трехстрочной посадке крайние ряды черенков для лучшего освещения следует высаживать наклонно в сторону междурядий.

Глубина посадки связана с длиной привитых черенков. Во многих странах рекомендуется использовать для производства привитых черенков подвой длиной 35 см. При такой длине наблюдается экономия в подвойных черенках. Наши 4-летние исследования по этому вопросу с использованием черенков трех биологически разных сортов подвоя показали преимущество 40 см длины подвоев. Недопустимо использовать более короткие черенки подвоя в Ростовской области и в Ставропольском крае, где промерзает почва на большую глубину. В настоящее время в большинстве питомниководческих хозяйств, как у нас в стране, так и за рубежом открытую посадку в школку корнесобственных и привитых черенков проводят с предварительным покрытием почвы пленкой. После укладки плёнки на почву отмечается более высокая её температура под пленкой. По данным Г.П. Малых в Ростовской области сумма температур на глубине 10 см под плёнкой была выше на 880–900 ˚ С, чем без пленки. Покрытие почвы плёнкой сильно снижает интенсивность испарения влаги, угнетает сорняки и в значительной степени снижает затраты на борьбу с ними. Плёнки применяют черные, прозрачные, дымчатые, цветные, комбинированные, которые бывают стабилизированными и фоторазрушаемые. Как установил Г.П. Малых наиболее полно удовлетворяет требованиям пленка К-15 из фоторазрушаемой композиции толщиной 50 мк. Она зелёного цвета со сроком деструкции на почве 175 дней.

В Германии, Франции, Италии и у нас в Краснодарском крае применяют технологию открытой посадки черенков в школку с использованием плёнки, при этом почти вся работа по посадке механизирована. Для этого сконструированы специальные агрегаты. С помощью агрегата по плантажу вдоль посадочного ряда по центру подготовленных с осени холмиков или даже без них нарезается щель глубиной 30–35 см, которая заливается водой и над ней натягивается плёнка с одновременным перфорированием. Этот агрегат УП-1.4 сделан специалистами агрофирмы «Фанагория» Темрюкского района под руководством Попова.

Рисунок 40 - Натяжка и перфорация пленки

Агрегат состоит из горизонтальной рамы, к которой крепятся прижимные колеса в сборе, задние опоры, направляющий ролик, лапы рыхлителя, регулятор передних колес, щелерез, дисковые окучиватели, колеса. Кроме того, он имеет вертикальную раму, к которой крепятся касетник для пленки, состоящий из вала, катушки и ограничителя, направляющего барабана с перфоратором. Агрегат навесной. Ширина захвата 140 см, расстояние от опорной плоскости рамы 30 см. Агрегат в транспортном положении приподнят. Перед началом работы касетник заправляется пленкой, т. е. на вал касетника надевают катушку с пленкой. Катушка с пленкой длиной 150 см и шириной 75 см заготавливается заранее, по окончании пленки на катушке, последнюю заменяют запасной. При такой ширине плёнки можно высаживать привитые черенки в школку в две строчки с расстоянием между строчками 30 см, но при этом требуется увеличение междурядий до 150 см, чтобы можно было их обрабатывать механизированно.(рис.41) Для посадки двухстрочной школки на барабане делают два ряда стержней, которые перфорируют плёнку с расстоянием между строчками 30 см.

 

Рисунок 41 – Двухрядная открытая посадка парафинированных привитых черенков в школку.

После заправки касетника агрегат с помощью гидравлики устанавливают в рабочее положение. Затем пленку протягивают между направляющим барабаном и прижимным роликом, и через направляющий ролик пленка укладывается на землю сверху вдоль нарезанной щели под прижимные колеса. В рабочем положении установленный впереди агрегата щелерез углубляется в почву на 30 см. При движении трактора щелерезом срезается бороздка, натягиваемая пленка под прижимными колесами приводит во вращательное движение касетник и направляющий барабан с перфоратором. На плёнке при прохождении ее между прижимным роликом и направляющим барабаном перфоратором пробиваются через каждые 7 см отверстия. Лапы рыхлителя служат для отгребания земли от бороздки, выравнивая площадь под расстилочную пленку. С помощью окучивателя, расположенного за прижимными колесами, придавленная плёнка засыпается с 2-х сторон землей. Вода в щели идет самотеком из баков, навешанных на трактор. Для дополнитетельной подачи воды к емкостям можно приделать резиновый шланг, конец которого следует опустить в щель сзади ножа.

В аграфирме «Южная» Темрюкского района посадку школки стали осуществлять под гидробур, что обеспечивает хороший контакт высаженных черенков с почвой.

В ряде хозяйств в Молдове помимо щелереза, устанавливают вертикальную конусную фрезу, которая вращается через вал отбора мощности при поступательном движении трактора, разрушает уплотненные стенки щелей, рыхлит почву и смешивает с водой, образуя почвенную пульпу.(рис.39) Для лучшего насыщения водой посадочных борозд после натяжки над рядом пленки после или до посадки черенков производят дополнительный полив из шлангов. На погонный метр ряда нужно подать не менее 10 л воды, так чтобы в щели образовалась почвенная пульпа. В ряде хозяйств Украины для полива посадочной щели используют агрегат на базе переоборудованной дождевальной машины ДДА-100 м, форсунки которой заглушены, а к основному трубопроводу подсоединяют шланги с металлическими наконечниками. Таким образом, можно одновременно производить заливку водой до 40 щелей. Посадку черенков в щели организуют так, чтобы они высаживались вслед за поливом непосредственно в почвенную пульпу для обеспечения хорошего контакта почвы с черенком. При посадке, особенно привитых черенков в школку, необходимо следить, чтобы апикальные концы располагались на одинаковой высоте. Это облегчает уход за растениями в школке и уменьшит повреждения привоев. При этом покрытая антитранспирантами часть привитых черенков должна обязательно помещаться ниже плёнки на 2–3 см.

В Ростовской области применяют несколько другую технологию выращивания саженцев с использованием пленки. Весной, в конце марта, на подготовленный и тщательно выровненный участок расстилают плёнку, плотно прикатывая её к почве. Ширина ленты пленки 11 м, длина 100 м. Расстилают ее вручную, оставляя двухметровые междурядья между пленками для прохода сельскохозяйственных машин. Чтобы пленку не поднимало ветром, ее края засыпают землей. Высаживают черенки, когда почва на глубине 20 см прогреется до 12˚ С, в три строчки с расстоянием между тремя строчками – 70 см. Высаживают черенки вертикально, делая штырем отверстие в пленке на глубину 20 см. По данным Г.П. Малых такая схема и технология посадки обеспечивает высадку до 500 тыс. черенков на 1 га с выходом саженцев 300–350 тыс. шт./га или 70–75 % от числа высаженных черенков. При этом расстояние между рядами в строчке должно быть 35–40 см, а между черенками в ряду – 8 см. Ширина междурядий между строчками может варьировать от 50 до100 см в зависимости от биологической особенности сортов. Для сортов с вертикально-стоящими побегами типа Ркацители расстояние между строчками может быть 50 см, со стелющимися побегами типа Шасла – 70 см, а для сильнорослых сортов со стелющимися побегами типа Карабурну – 100 см.

Орошение школки. Главным условием при выращивании привитых саженцев в школке открытым способом, кроме правильной предпосадочной подготовки простратифицированных привитых черенков является орошение участка в целях поддержания высокой относительной влажности воздуха (не ниже 80 %) в зоне спаек в течение первых трех недель после посадки, то есть до массового укоренения черенков. В этот период для таких поливов лучше всего применять импульсное или аэрозольное орошение или, в крайнем случае, дождевание. Импульсные и аэрозольные поливы применяют с целью снижения температуры воздуха и листового аппарата растений, увеличения относительной влажности приземного слоя воздуха, что обеспечивает борьбу с суховеями, а это устраняет обезвоживание каллуса, уменьшает интенсивность транспирации у растений и испарение влаги с поверхности почвы.(рис.42)

Рисунок 42 - Импульсное орошение школки

Лучше устраивать стационарные дождеватели импульсного действия, которые должны работать автоматически по заданной программе в зависимости от относительной влажности воздуха у места спайки привитых черенков по сигналу специальных датчиков. Как показали исследования продуктивность фотосинтеза при таких поливах значительно выше, чем при поливе дождеванием.

В отдельных хозяйствах Краснодарского края (Раевская, Фанагория, Южная) стали применять на школке капельное орошение. При этом шланги с капельницами располагаются вдоль ряда под пленкой, что предотвращает испарение воды, которая проникает к корневой системе. Очень эффективно сочетание капельного полива с импульсивным аэрозольным.

При выращивании саженцев закрытым способом (с окучиванием) целесообразно первые два полива после посадки привитых черенков в школку проводить способом дождевания. Это вызывается необходимостью содержать почву холмика влажной в первый период, чтобы не допустить подсушивания места спаек привитых черенков. Дальнейшие поливы можно проводить и по бороздам с целью поддержания в корнеобитаемом слое почвы оптимальной влажности в пределах 85–90 % ППВ. Для дождевания можно использовать оросительную установку ДДА-100м, машину ТОУ-5 и др.

Для поддержания такой влажности почвы на необходимом уровне необходимо произвести 3–5 поливов: в первой половине июня первый полив, в июле 1–2 и в августе 1–2 полива. В сухую и жаркую погоду количество поливов нужно увеличить. Точное определение сроков поливов устанавливают на основании контроля за влажностью почвы через каждые 10–12 дней. Норма полива, в зависимости от влагоемкости почвы, колеблется от 300 до 700 м³ на гектар.

Продолжительность полива определяют, исходя из того, чтобы слой осадков, равный 1 мм, соответствовал норме полива 10 м³ /га. Поэтому если норма полива 400 м³ /га, а интенсивность дождя дождевальной машиной по паспорту составляет 0, 8 мм в минуту (КДУ-55), то продолжительность полива на одной позиции составит 50 мин (40: 8=50 мин).

При поливе школки по бороздам на участках с очень слабым уклоном (0, 0018–0, 0002) делают так называемые борозды затопления, которые нарезают в междурядьях школки, а при посадке привитых черенков в холмики, сделанные с осени, затопляют промежутки между холмиками. На участках с уклоном свыше 0, 002˚ поливают по проточным бороздам, которые нарезают в междурядьях, но в конце их закрывают.

Орошение оказывает большое влияние на выход саженцев, если оно применяется в сочетании с подкормками, которые вносят при первых двух поливах по 15 кг/га д. в. каждого элемента (NP2, O5, K2O). В последующих поливах для вызревания прироста следует исключить азот. Вместо минеральных удобрений при поливах можно использовать навозную жижу (по 4-6 т/га).

Почва в школке должна содержаться всегда в состоянии черного пара. Так как в период посадки почва в школке сильно уплотняется, вслед за посадкой следует провести глубокое (до 20 см) рыхление междурядий. При этом необходимо следить за тем, чтобы не нарушить холмики или пленку. При закрытом способе посадки нужно систематически поправлять холмики, особенно после дождей и поливов. В целом за вегетационный период на школке проводят до 6–8 культиваций почвы в междурядьях, а также два-три рыхления холмиков при закрытой посадке.

Катаровка (удаление поверхностных корней) проводится на школках с закрытой посадкой черенков. Это важный агрономический прием при уходе за растениями в школке. Если катаровку не проводить, то на привое образуются корни. Подвой, не получая органических веществ, вырабатываемых листьями привоя плохо образует корни и часто отмирает. Особенно сильно образуются корни на привое столовых сортов. Поэтому для нормального развития саженцев в школке поверхностные корни удаляют 2 раза за лето.

Первую катаровку производят тогда, когда на привое образуются усики. Это признак того, что на базальном конце подвоя уже образовались корни. Обычно ее проводят через 30–40 дней после посадки. Для этого осторожно открывают холмики ниже места спайки и ножом удаляют корни, выросшие на привое, месте спайки и на верхнем конце подвоя. В это же время удаляют и корневую поросль подвоя и при необходимости ведут борьбу с совками и проволочниками. Катаровку проводят в пасмурные дни, лучше после дождя или полива или рано утром до наступления жары, чтобы избежать ожогов этиолированных частей побегов. После каждой катаровки место соединения привоя с подвоем и нижнюю этиолированную часть побега привоя закрывают землей. При второй катаровке (во второй половине июля) холмики частично снижают и, наконец, в середине августа их полностью разгребают, чтобы хорошо укреплялось место спайки подвоя с привоем и вызрел весь прирост на саженце. При посадке черенков без окучивания (открытым способом) катаровки не проводят, а ограничиваются удалением подвойной поросли.

Рисунок 43 Школка открытого грунта при выращивании привитых саженцев на пленке.

Чеканка. При сильном приросте побегов (до 70–80 см и более) на растениях проводят чеканку побегов, при которой удаляют верхнюю часть побегов с листьями, но так, чтобы на нижней части побега осталось не менее 12–14 листьев. Эту работу проводят в третьей декаде августа или в начале сентября, когда замедляется прирост побегов и с целью создания благоприятных условий освещения и проветривания растений для лучшего вызревания побегов и меньшего поражения милдью. У нас она проводится с помощью секаторов, а в Италии, Германии и во Франции применяются специальные школко-чеканочные машины (рис.44).

Апробация растений в школке. Эта работа является последним барьером для недопущения к посадке виноградника смешанными сортами или больными саженцами. При апробации школки здоровые растения основного сорта не отмечаются, а выделяются лишь примеси и больные растения. В странах Западной Европы, выделенные в школке примеси других сортов и больных растений сразу вырезают секаторами, удаляют и сжигают. Это делают и у нас в ряде передовых питомниководческих хозяйствах. Но в некоторых хозяйствах, в результате плохо проведенной апробации растений на винограднике или на маточнике, а также допущенного из-за халатности смешивание пучков черенков разных сортов во время заготовки или при хранении, в школках наблюдается большая сортосмесь. В таких случаях, пока ощущается дефицит в саженцах, при проведении апробации, каждый сорт примеси отмечают бирками разной формы или ленточками разных цветов, краской. Апробацию растений в школке проводят, как правило, перед проведением чеканки, то есть в конце августа в начале сентября. При выкопке и сортировке саженцев каждый сорт – подмесь отдельно изолируют от основного сорта, а больные растения сжигают.

Рисунок 44 – Машина для чеканки прироста на саженцах в школке.

Борьба с болезнями и вредителями. Из болезней – милдью является наиболее опасной. Возбудитель этой болезни гриб Plasmopara viticola узкоспециализированный паразит, повреждающий в школке листья и побеги. В отдельные влажные годы, а также при наличии росы, особенно в августе и сентябре гриб приводит к полной гибели листового аппарата и к повреждению тканей побегов. В результате прирост на саженцах не вызревает и они не пригодны к посадке виноградника. Основным средством борьбы с милдью является опрыскивание растений в школке 1–1, 5 % раствором бордоской жидкости, которую готовят непосредственно перед опрыскиванием. Раствор бордоской жидкости готовится из растворов медного купороса и известкового молока. Для этих целей лучше использовать свежегашеную известь (1 кг на каждые 100 л приготовляемой бордоской жидкости). Если используется гашеная известь, хранящаяся без доступа воздуха ввиде сметанообразной массы под слоем воды, то ее берут 1, 5 кг на каждые 100 л жидкости. Медный купорос на 100 л жидкости также берут в объеме 1 кг. Сначала в 2–5 литрах воды в отдельных тарах растворяют медный купорос и известь, а затем раствор извести медленно вливают в раствор медного купороса с непрерывным перемешиванием. В результате смешивания получается суспензия, содержащая во взвешенном виде ионы меди которые с помощью извести прилипают к поверхности растений. Ионы меди являются губительными для гриба, а известь нейтрализует сернокислый остаток медного купороса и хорошо прилипает на листья и другие органы растения. Бордоская жидкость должна иметь нейтральную реакцию, которую проверяют с помощью лакмусовой бумаги. Правильно приготовленная жидкость имеет сине-голубой цвет.

Для борьбы с милдью используют ее заменители – хлорокись меди (1 %-я жидкость при опрыскивании), цинеб (0, 5–0, 75 %-я жидкость), микал, эфаль, купрозан. Опрыскивание виноградных школок проводят не реже одного раза в декаду, начиная со второй половины мая, первой декаде июня, вплоть до середины сентября, а в отдельные годы и до конца месяца. Опрыскивание против милдью можно совмещать с применением внекорневых подкормок. Внекорневые подкормки проводят после первого полива NPK+B или NPK+Zn, после второго – NPK+Mn. При внекорневой подкормке применяют борную кислоту в концентрации 0, 1 %, суперфосфат – 5 %, хлористый калий – 0, 5 %, аммиачную селитру или сернокислый аммоний – 0, 25 %. Вначале готовится смесь питательных веществ, а затем добавляется медный купорос, после чего кислая реакция раствора нейтрализуется известковым молоком, как это делается при приготовлении бордоской жидкости. Норма расхода жидкости 500–1000 л на 1 га школки, в зависимости от срока опрыскивания.

Иногда во второй половине лета растения в школке повреждаются оидиумом. Для борьбы с ним применяют 1 %-ю коллоидную серу или 0, 5 %-й смачивающийся порошок серы.

При появлении на растениях в школке листогрызущих вредителей (кравчик, скосарь, падучка и др.) к заменителям бордоской жидкости добавляют хлорофос в концентрации 0, 2 %.

В отдельных хозяйствах школкам наносят большой вред проволочники, ложнопроволочники и совки. Это многоядные вредители. В отличие от личинок хрущей они повреждают тронувшиеся в рост глазки привоев, находящиеся в укрытии под земляным валиком. В борьбе с проволочниками и ложнопроволочниками необходимо, прежде всего, соблюдать все агромероприятия, особенно своевременное и глубокое проведение плантажа и уничтожение сорных трав. Если в школке появились проволочники и ложнопроволочники, то холмики необходимо разокучивать ниже спайки у привитых черенков и опылить почву 12%-м дустом ГХЦГ с нормой расхода 5 г на 1 пог. м канавки. При производстве катаровки проволочников собирают и уничтожают.

Из совок наиболее распространены озимая и восклицательная. Озимая совка развивается в двух поколениях. Гусеница первого поколения появляется в конце мая – начале июня, второго - в конце августа – начале сентября. Но в школке большой вред наносят гусеницы первого поколения, съедая всходы в холмиках. В борьбе с совками лучше всего использовать метод ловчих отравленных ямок. Для этого в междурядьях школки на расстоянии 2–3 м одна от другой лопатой или тяпкой делают ямки размером 20 × 20 см и глубиной 5–7 см. На дно ямок вносят 3–5 г 12 %-го дуста ГХЦГ и перемешивают его с почвой. После этого ямки закрывают свежими листьями свеклы, капусты или других растений. Гусеницы совок собираются под такие укрытия и там погибают. На виноградниках обнаружено около 250 видов нематод- паразитов. Самые опасные из них лонгидориды - переносчики вирусов и галловые нематоды. Наиболее вредоносна из лонгидорид ксифинема указательная (Xiphinema index). Нематоды распространяются с посадочным материалом. Основная борьба с нематодами в школке это фумигация почвы различными нематицидами, посадка в школку свободных от вирусов привитых черенков, предотвращение заноса нематод при внесении органических удобрений, проведении поливов и при обработке почвы, а также соблюдение правильных севооборотов на выделенных землях под школку.

Дефолиация виноградных саженцев в школке. Саженцы из школки выкапывают в конце октября в начале ноября. К этому времени не каждый год от низких температур опадают листья. Выкопка саженцев с листьями весьма затруднена, их до или после выкопки обязательно необходимо освободить от листьев. В виноградных странах Западной Европы удаление листьев на саженцах перед их выкопкой проводят специальными машинами.

У нас в стране, в Украине, в Молдове для удаления листьев рекомендуется применять в качестве дефолианта хлорат магния. Громаковским И.К. установлено, что процесс опадения листьев с растений обработанных раствором хлоратам магния в конце вегетационного периода протекает в два этапа: в первую очередь опадает листовая пластинка, затем – листовой черешок. Дефолиацию

1 % раствором хлората магния проводят за 10–15 дней до выкопки саженцев. Дефолиация в эти сроки не оказывает отрицательного действия на вызревание однолетнего прироста и улучшает условия хранения посадочного материала в осенне-зимний период. Изучение физиологических и биохимических процессов в листьях и побегах саженцев, опрыснутых дефолиантом, показало, что хлорат магния изменяет направленность этих процессов в сторону гидролиза, в результате происходит отток основных элементов минерального питания и углеводов из листьев и накопление их в других органах саженца, что улучшает вызревание однолетних побегов.

Рисунок 45 – Машина для удаления листьев на саженцах перед их выкопкой из школки

Для приготовления 100 л 1 %-го раствора хлората магния необходимо 1 кг его растворить в 50 л воды. В бак опрыскивателя на 100 л заливают концентрированный раствор хлората магния, а затем заполняют его чистой водой до 100 л. На каждый гектар школки расходуется от 800 до 1200 л раствора. Следует иметь в виду, что дождь, выпавший вслед за опрыскиванием саженцев дефолиантом может значительно снизить действие препарата. Опрыскивание лучше проводить рано утром или вечером, чтобы капли препарата не высыхали быстро. Для опрыскивания можно использовать тракторные и ранцевые опрыскиватели.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.