Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немного теории






Как раскатывают цилиндр. Положите на доску шар средних размеров (рис. 15). Прямыми пальцами руки, слегка нажимая на его середину, перекатывайте шар по доске вперед-назад прямыми движениями. Шар станет превращаться в цилиндр. Рабочая доска будет формировать ровную и гладкую боковую поверхность. Во время раскатывания пластилина на доске длина цилиндра делается все больше, а толщина уменьшается (рис. 16, 17).

Рис. 15 Рис. 16 Рис. 17

Чтобы цилиндр был ровным по всей длине, равномерно нажимайте пальцами на боковую поверхность, так что по мере удлинения цилиндра в раскатывании участвует все большее число пальцев. За образующейся формой надо внимательно следить. Пальцы руки должны своевременно менять место приложения и силу давления на пластилин, добиваясь ровной формы, гладкой поверхности и нужных размеров.
Если надо раскатать большой цилиндр, то руками придают комку пластилина приблизительную начальную форму, а потом дорабатывают на доске. Надо помнить, что при раскатывании толщина уменьшается, а длина растет. Первоначальная заготовка должна быть толще будущего цилиндра.

Как разрезают цилиндр. Раскатывая любой цилиндр, мы контролируем только его толщину. Для получения формы нужной длины от цилиндра отрезается кусок. При обычном надавливании стеком мягкий пластилин теряет круглую форму (рис. 18), поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании (рис. 19). Обычно оба конца раскатанного пластилина бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.

Рис. 18 Рис. 19

Типичные ошибки формы и поверхности. Пока не возникнет связь " голова – рука", пока ребенок не научится управлять своими пальцами, он будет делать ошибки при исполнении формы:

1. Боковая поверхность промята в середине (рис. 20 а).

Рис. 20а

2. Боковая поверхность в середине выпуклая, тоньше у концов (рис. 20 б).

Рис. 20б

Причина обеих ошибок: неравномерный нажим на пластилин.

3. Боковая поверхность неровная по всей длине, с перешейками (рис. 20 в).

Рис. 20в

Причина ошибки: сильный нажим пальцами. Боковая поверхность исполнена пальцами руки, а не доской.
Исправляют ошибки более внимательным раскатыванием, иногда с более тщательной подготовкой пластилина. Так же устраняют неровности и шероховатости на поверхности.

Самоконтроль формы и поверхности. Сначала у детей глаз еще слабо чувствует правильную форму. Качество формы можно проверить способом катания цилиндра по доске. Так же как и правильный шар, круглый цилиндр легко двигается по доске, если его толкнуть. Если основания цилиндра не равны, то он двигается не по прямой.
Боковую поверхность проверяем прикладыванием линейки; удобно пользоваться прямой кромкой одноразового ножа (рис. 21), нашего рабочего стека, – при любых неровностях между цилиндром и линейкой будут просветы. Вращая цилиндр и прикладывая нож, можно проверить всю боковую поверхность (рис. 20 а, б, в).

Рис. 21

Изделие " Дерево"

Предложите лепить игрушечное дерево. Покажите на плакате его составные части (крону, ствол, листики, цветы), а также травку у основания. Проведите краткий анализ формы этих частей: крона – большой шар, как " мяч для бассейна", ствол – другая форма, цилиндр.

У. Чем отличается цилиндр от шара?

Д. Длинный, ровный – одинаковый по всей длине, круглый.

У. Где еще есть такая форма?

Д. Травка внизу у ствола.

Лепить дерево начинаем с кроны. Повторите и еще раз объясните действия, как при лепке " мяча для бассейна", но в ускоренном темпе.

Исходная форма – цилиндр. Переходите к лепке ствола. Познакомьте детей с формой цилиндра – покажите несколько предметов цилиндрической формы: прямой стакан, круглую банку из-под чая, кусок круглой палки и т.п. Эти предметы детям знакомы. Говорите, что у этих разных предметов одинаковая форма. Называется она цилиндрической или просто цилиндром. Проведите анализ формы: у цилиндра есть два основания и боковая поверхность (показываем на предмете и на плакате). Основания цилиндра – это круги, равные по величине, а боковая поверхность – прямая. В одном направлении цилиндр длинный, а в другом – круглый. У него есть толщина и длина. Толщина цилиндра одинакова по всей длине. Цилиндры бывают разные. Длинные и короткие, толстые и тонкие. В лепке бывают цилиндры очень разных размеров (рис. 2). Все цилиндры раскатываются на рабочей доске. способ раскатывания цилиндра из шара показан на учебном плакате " Исходная форма – цилиндр", из шара удобно раскатывать цилиндры средних и малых размеров (рис. 4). Приступайте к лепке ствола-цилиндра, поэтапно показывая действия рук на пластилине.
Когда у детей начнет получаться раскатывание цилиндра, приостановите работу с пластилином и приступите к объяснению понятия пропорция. Раскатывая разной толщины цилиндры и подставляя к своему шару-кроне, на примерах покажите, как изменяется изделие, если подставить к кроне неподходящий ствол: узкий, длинный – похож на одуванчик; толстый, длинный – похож на бревно с шариком на конце; толстый, короткий – похож на гриб подосиновик и т.д. Но ни один не похож на дерево. Подведите детей к этому выводу. Какой ствол надо сделать, чтобы изделие было похожим на дерево и красивым, как на плакате и как готовые образцы? Оказывается, что все дело в соотношении толщины и длины ствола.
Укажите на схему на плакате и объясните значение линий и цифр, отображающих форму и пропорции: толщина должна составлять 1/3 размеров кроны (учитель объясняет цифры на схеме, рис. 22). Следовательно, надо раскатать цилиндр именно такой толщины. Дети приступают к докатыванию начатого цилиндра. Контроль пропорций: одной рукой держат шар-крону перед глазами, другой прикладывают к шару цилиндр (перед ним, по центру) и сравнивают размеры частей шара, выступающих из-за цилиндра вправо и влево: наибольшие расстояния должны быть равны толщине цилиндра.
Все эти действия учитель совершает сам на пластилине, подробно комментируя. Потом дает время на исполнение классу, помогая индивидуально в раскатывании и особенно в контроле пропорций.

Рис. 22

Это новое и очень трудное дело для ребенка, на нем нужно задержать внимание, несколько раз возвращаясь к плакату и вновь объясняя, что такое пропорции. Убедившись, что все дети освоили приемы раскатывания цилиндра и контроля пропорций, переходите к определению длины ствола. На схеме ствола объясните значение цифр: длина ствола составляет три его толщины. Объясните, как на глаз отмерить вдоль цилиндра три его толщины (три квадратика). Предложите детям стеком-линейкой измерить толщину цилиндра, отложить ее вдоль цилиндра от торца трижды, а затем, пользуясь плакатом " Резание цилиндра", объясните, как и почему надо резать перекатыванием, а не просто нажимать на цилиндр.
Все действия учитель совершает на своем изделии, а потом проверяет работу учащихся, при необходимости показывая практически на изделиях учеников. Соединяют крону и ствол, как в изделии " неваляшка", с помощью спички.

Доработка изделия. Собрав основные детали изделия, получаем основу будущего дерева (рис. 23). Основа – это тоже новое понятие и новое слово. В дальнейшем сложные изделия будут иметь основу и детали (налепы), превращающие основу в узнаваемое изделие. На примере дерева понятно, что основа еще мало похожа на дерево, скучна и неинтересна.
Вначале сделайте основу устойчивой. Вспоминаем неваляшку и повторяем кольцо из пластилина в основании. Если кольцо зеленого цвета, то оно станет травкой под деревом.

Рис. 23 Рис. 24

Травка станет еще больше похожа на настоящую, если по верхнему краю вытянуть острые " клювики" защипами (рис. 24). Чтобы травка не спадала со ствола, снизу шов между кольцом и цилиндром заглаживаем. Теперь дерево будет устойчивым.
Крону следует украсить листиками и цветами. Ничего, что в наших лесах не растут такие деревья, – это же игрушечное дерево. Итак, листики. Не вдаваясь в подробности, лепим из малого шарика (зеленого, желтого или другого подходящего цвета) " лимон", превращаем его в пластинку и рисуем стеком жилки (рис. 25). Листик будет выглядеть живее, если его слегка выгнуть. Цветы можно выполнить из маленьких шариков или " лимончиков", превращая эти круглые формы в лепешки при придавливании на кроне. Для цветов берите яркий пластилин, отличный по цвету от кроны и листьев.

Рис. 25

Есть еще один вариант кроны – осенний. Он делается, когда в наборе не хватает зеленого цвета для большого шара. Предложите ребенку набрать нужное количество пластилина из нескольких подходящих цветов: зеленого всех оттенков, желтого, коричневого, белого. Не перемешивая цвета до однородного, раскатаем шар, как разноцветный мяч. Эту крону также можно украсить разноцветными листьями и цветами. Если подобрать подходящие цвета и выдержать пропорции, то такое дерево может стать украшением витрины " магазина игрушек".

Задание на дом. Слепить еще одно дерево, пользуясь сделанным в классе как наглядным пособием.

Урок 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.