Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 15, 16, 17






Тема " С Новым годом! " – разгрузочная. По календарному плану она выполняется в конце второй четверти. При наличии достаточного времени тему можно выполнять в полном объеме представленных изделий. Если у преподавателя имеется всего 2–3 урока или класс слабый, то можно сократить тему до 1–2 изделий, доступных для исполнения. Новогоднюю композицию можно составить с любым количеством изделий, а с одним изделием – всего за один урок. В теме исполняются изделия: " снеговик" на основе изделия " неваляшка"; " елочка пушистая" на основе изделия " пирамида коническая"; " Дед Мороз" на основе изделия " снеговик" и " Cнегурочка" на основе изделия " Дед Мороз".

Изделие " Cнеговик"

Анализ формы деталей проводится в виде беседы. Все детали снеговика сделаны из шаров и конусов разных размеров. Относительные размеры деталей надо смотреть на учебном плакате и на готовых изделиях. Снеговик состоит, как и неваляшка (вспомним это изделие), из туловища, головы и двух ручек-шариков. Туловище делается из двух шаров разных размеров. Нижний шар большой, а верхний меньше. Голова делается из исходной формы конус, а руки так же, как и туловище, из шаров, но меньшего размера (рис. 57 а).
Туловище, голова, руки – это основа снеговика. Все остальные, дополняющие основу детали – это налепы. У снеговика налепы – шапочка-колпак или ведро. Нос – это малый конус, пуговицы шарики малого размера (рис. 57 б).
За время беседы и анализа форм изделия дети должны подготовить пластилин к работе. Лучше всего лепить снеговика из белого пластилина. Если же его уже мало, то можно взять любой светлый цвет, которого хватит на изделие.

Нотация на изделие " Снеговик"

1. Раскатать большой шар.

2. Раскатать средний шар.

Рис. 57а

Рис. 57б

3. Раскатать конус средних размеров. Все действия учитель показывает на своем пластилине.

4. Отрезать способом перекатывания кончик конуса, примерно третью часть длины, если мы хотим сделать перевернутое ведро на голове снеговика. Это традиционный головной убор. И не отрезать, а оставить острый конец, если снеговик будет украшен колпаком.

5. Оставшуюся часть конуса разделить по высоте пополам. На уровне этого деления стеком провести разметочную линию по окружности конуса (рис. 57 в).

Рис. 57в Рис. 57г

6. Раскатать тонкий жгут из яркого пластилина, проложить его по разметочной линии, соединить и загладить (вспомнить соединение жгутов в пирамиде).

7. Весь жгут по окружности головы примазать к узкому концу конуса (рис. 57 г) и " закрасить" цветом жгута весь пластилин основы. Загладить все неровности (рис. 57 д). Проследить, чтобы непримазанная часть жгута оставалась ровной линией. Надо объяснить, что так делается в лепке любая другая шапочка. Если поля шляпы большие, то жгут для них делают толще.

Рис. 57д

8. Соединить все детали основы на спички. Голову присоединить так, чтобы шапка смотрела не вверх, а наискосок. Большой шар сделать устойчивым либо придавливанием его к доске либо с помощью жгутика, как в неваляшке. Действие знакомое, но учитель еще раз показывает на своем изделии. Ведется контроль качества сборки, чтобы при сборке форма деталей не сломалась, и контроль устойчивости изделия (рис. 57 е).

Рис. 57е

9. Раскатать два одинаковых шара для рук, как у неваляшки. Обратить внимание на пропорции к остальному изделию и на равные размеры шаров. Так как дети пропорции еще не видят, равные размеры не чувствуют – требования к пропорциям минимальные. Надо постараться дать детям возможность чаще сравнивать свою работу с образцом для выявления ошибок.

10. Руки снеговика присоединить на спички в верхней части среднего шара.

12. Раскатать малый конус длинный способом " на ладони", как лучик у солнышка в работе " Осеннее небо". Поместить его на середину лица и придавить.

13. Раскатать два совсем маленьких шара равных размеров. Прижать спереди к среднему шару, как пуговицы у неваляшки.

14. Глаза продавить зубочисткой, рот нарисовать стеком. Готового снеговика можно для устойчивости поставить на пластилиновую подставку (рис. 57 ж).

Рис. 57ж

Изделие " Елочка пушистая"

Изделие похоже на пирамиду коническую. Так же как и в пирамиде, в середине елочки ее ствол – это большой конус, на который прикрепляются колючие пушистые " ветки" ярусами, как кольца у пирамиды. Для лепки елочки понадобится три цвета пластилина: коричневый для конуса, зеленый для веточек и белый для снежного сугроба-подставки, из которого растет елка.

Нотация на изделие " Елочка пушистая"

1. Из коричневого пластилина раскатать конус большой средних пропорций. Высота конуса равна или немного больше высоты снеговика. Придавить основание конуса к доске, сделать его устойчивым, поставить вертикально на основание (рис. 58 а).

Рис. 58а Рис. 58б
Рис. 58в Рис. 58г

2. Раскатать жгут из белого пластилина толщиной, как для пирамиды. Обернуть жгут вокруг основания конуса, как первое кольцо пирамиды, обрезать и соединить концы заглаживанием. Все как в конической пирамиде. Снизу укрепить на конусе кольцо из жгута заглаживанием шва между конусом и кольцом (рис. 58 б).

3. Раскатать жгут из зеленого пластилина толщиной, как белое кольцо. Обернуть им конус на некоторой высоте от белого кольца, примерно на толщину жгута или чуть выше. Обрезать лишние концы жгута, соединить их и загладить, как в пирамиде (рис. 58 в).

4. Верхний край зеленого жгута примазать к конусу-стволу по окружности конуса. Неровности от примазывания не заглаживать, оставить ребра (рис. 58 г).

5. Наружный край зеленого жгута украсить защипами, сжимая край пластилина в двух направлениях – горизонтальном и вертикальном (рис. 58 д). Если сказать детям, что каждый защип делается, как клювик у птички, задача окажется совсем простой. Защипы надо сделать по всей длине жгута и почаще. С ними елочка становится пушистой и нарядной.

Рис. 58д Рис. 58е

Повторить действия пунктов 3, 4, 5 до конца ствола-конуса, делая зеленые кольца все уRже и уRже. Это тоже новое, поэтому учитель еще раз объясняет выполняемые действия, показывая их на своем изделии, пронося по классу, контролируя понимание и исполнение. Последнее кольцо у самой вершины конуса, примазывая, вытягиваем вверх, заостряем, делаем вершину елки. На этом кольце поместится немного защипов. Их надо делать поменьше размером и уместить не менее трех-четырех вокруг вершины. Это кольцо надо делать из более тонкого жгута. Вообще, желательно, чтобы к вершине коRльца равномерно были бы чуть тоньше, чем нижние. Всего на елке нужно уместить 3–5 колец. Тогда елка будет стройная и красивая (рис. 58 е).

Есть еще два варианта елочек, они делаются без защипов. При изготовлении елочки из конусов (рис. 59) нужно уметь делать доработку исходных форм и видеть правильную форму. Елочка из цилиндрических жгутов (рис. 60) заимствована у мастеров дымковского промысла. Исполнение ее требует значительного навыка в лепке и развитого объемного видения. Елочку из конусов можно предложить при лепке раздела " Доработка исходных форм" детям постарше, во 2–3-м классах. Елку из жгутов могут сделать успешно в конце 2-го–3-м классах при условии лепки по нотации.

Рис. 59 Рис. 60

Изделие " Дед Мороз"

Анализ формы в виде беседы. Дед Мороз (рис. 61) похож на снеговика своей основой. Туловище и голова, как у снеговика, состоят из большого и среднего шаров и головы-конуса. Руки из длинных закругленных конусов небольшой толщины. Остальными деталями основа превращается в Деда Мороза. Подол шубы, пояс, манжеты рукавов и опушка шапки выполняются из цилиндрических жгутов разной толщины (рис. 62). Воротник, борода и усы – из веретенообразных жгутов разного размера (рис. 63).

Рис. 61

Рис. 62 Рис. 63

Изделие будет красивым, если подобрать для деталей яркие цвета. Основным цветом выполняют шубу. Одним цветом нужно сделать большой и средний шары и руки-конусы. Опушку шубы и шапки, манжеты и воротник делают цветом, похожим на мех, – рыжим, серым или бежевым. Черный цвет сделает фигуру Деда Мороза мрачной. Для пояса надо подобрать яркий цвет, контрастный к цвету шубы. Голова изделия выполняется, как у снеговика, из белого пластилина. Также можно оставить острый колпак или обрезать его на треть. В середине высоты обернуть его жгутом-опушкой, а оставшуюся белой верхнюю часть шапки " закрасить" цветным пластилином. Нос красный или оранжевый, усы и борода голубоватые, из фактурного пластилина.

Нотация на изделие " Дед Мороз"

1. Раскатать большой и средний шары из выбранного для шубы пластилина (рис. 64 а).

Рис. 64а

2. Раскатать конус средних размеров и пропорций из белого пластилина, острый конец конуса скруглить или не докатывать его до острого конца (рис. 64 б). Раскатать из пластилина цвета меха цилиндрический жгут самой меньшей толщины из всех жгутов, предназначенных для опушек, и проложить жгут-опушку шапки, как в изделии снеговик. Прокладывая жгут, его надо слегка придавливать, чтобы крепче соединить с основой.

Рис. 64б

3. Собрать на спички туловище и голову изделия, наклонив шапку наискосок. Работа уже знакомая, если перед Дедом Морозом был вылеплен снеговик. Учителю следует напомнить необходимые действия и проследить за исполнением (рис. 64 в).

Рис. 64в

4. Раскатать цилиндрический жгут для опушки подола шубы. Этот жгут должен быть наиболее толстым из всех жгутов для опушек и цветом, выбранным для меха. Основу поставить вертикально на доску, слегка придавив большой шар к доске. Жгут обернуть вокруг большого шара, положив его на доску, соединить и загладить. Снизу укрепить на шаре заглаживанием шва, как в изделии " елочка пушистая".

5. Раскатать цилиндрический жгут чуть меньшей толщины, чем для опушки шубы, из яркого пластилина. Между двумя шарами, большим и средним, проложить жгут и придавить. Концы можно обрезать, как на всех других соединениях жгутов. Но можно не обрезать, а расплющить и наложить друг на друга, опустив вниз. Так выглядят длинные завязанные пояса.

6. Раскатать два конуса одинакового размера. Соразмерность и пропорции смотреть по плакату. Острый конец скруглить. Цвет пластилина, как у туловища основы.

7. Присоединить конусы толстыми концами к верхней части среднего шара – верхней части туловища (рис. 64 г). Присоединение делается придавливанием и заглаживанием шва. В лепке заглаживание шва между двумя деталями называется примазкой.

Рис 64г

8. На каждой руке, отступив немного от конца конуса, проложить жгутик-манжет, обрезать лишние концы пластилина на манжете, соединить срезы и загладить. Учителю проследить толщину жгутика для манжета и место его прокладки.

9. Раскатать жгут веретенообразный такой длины, чтобы его хватило обернуть вокруг шеи. Жгут изогнуть дугой, как в изделии " крендель" (рис. 64 д). Внутреннюю сторону жгута слегка сплющить, чтобы эта часть воротника поместилась между туловищем и головой. Воротник поместить на место, соединив концы спереди. Это действие новое – требуются тщательное объяснение, демонстрация на пластилине, близкий показ (по рядам), индивидуальная работа.

Рис. 64д

10. Поскольку цвета пластилина у шубы и воротника разные, укрепить воротник можно следующим образом. Снять со спички голову Деда Мороза, примазать воротник сверху к среднему шару туловища и снова надеть на спичку голову. Этот прием также следует показать и проследить исполнение.

11. Раскатать веретенообразный жгут меньшего размера, согнуть подковой, слегка сдавить его толщину. Учителю надо помочь определить размер жгута для бороды. В каждом конкретном случае он должен внутренней частью облегать круглую часть конуса, упираясь острыми концами в " меховую опушку" шапки. Приложить бороду на место вокруг нижней части головы. Узкие концы упираются в шапку и ограничивают лицо, широкая часть бороды прикрывает соединение воротника спереди.

12. Из красного или оранжевого пластилина раскатать шарик малого размера, как пуговка у неваляшки, и поместить ее на середину лица. Работа простая, не требует внимания учителя.

13. Раскатать совсем маленький веретенообразный жгутик, согнуть дугой, прилепить толстой частью сразу под носом. Концы усов опускаются на бороду. Хорошо, если между внутренними краями в середине бороды и усов образуется некоторое расстояние, которое будет имитировать рот. Если так не получается, а усы накладываются прямо на бороду, то уменьшить толстую часть бороды, то есть снять бороду и раскатать новый жгут, более тонкий в середине.

14. Глаза обозначить спичкой или черным пластилином. Над глазами можно поместить брови из очень маленьких жгутиков. Но работа эта, прямо скажем, ювелирная. Бывают дети – любители миниатюры, они легко с этим справляются. Дополнить и украсить изделие можно пуговицами на шубе. Руки согнуть и вложить в них посох и мешок с подарками.

Можно предложить сделать посох более красивым: раскатать два жгута вдвое тоньше, чем должен быть посох в готовом виде и перекрутить их между собой веревочкой. Этот прием в дымковском промысле называется " коса". Если в изделии " Дед Мороз" этот прием только предлагается к исполнению, то в следующем изделии он применяется обязательно и играет роль косы у Снегурочки.

Изделие " Снегурочка"

Снегурочка делается точно так же, как Дед Мороз. Основа, как у снеговика. Пояс и меховая отделка подола, рукавов, шапки и воротник, как у Деда Мороза. Носик у Снегурочки выполняется из пластелина белого цвета. Рот красный, как у неваляшки. Остальные новые элементы оформления Снегурочки учитель показывает на своем изделии и индивидуально помогает в их исполнении. Во время лепки учитель напоминает действия и контролирует исполнение. Он может также лепить свое изделие параллельно с учениками, если будет успевать, а может заранее подготовить изделие до пункта 12 и дальше лепить с классом.

Нотация на изделие " Снегурочка"

1–10. Исполняется из тех же форм и в той же последовательности, что и снеговик, от пункта 1 до пункта 10. Чтобы Снегурочка была немного меньше Деда Мороза, все исходные формы надо раскатывать чуть меньше, чем для Деда Мороза.

11. Носик Снегурочки выполнять из белого пластилина. В пальцах раскатать маленький шарик размером с зернышко, поместить на середину лица и примазать. При этом действии часть пластилина уйдет на примазку, а останется маленький пупырышек. Для Снегурочки вполне подходящий носик. Все неровности тщательно загладить (рис. 64 е).

Рис. 64е

12. Под носом придавить красный шарик, такой же маленький, как для носа. Если этот кружок разделить стеком пополам на верхнюю и нижнюю губу, то рот получится замечательный. Такой мы уже делали для неваляшки.

13. Над носом у самого края шапки размещаем " волосы". Их можно сделать разными способами. Самый простой
способ – это налепить по краю шапки маленькие шарики (рис. 64 ж). Они имитируют кудри. Можно сделать прическу посложнее: раскатать очень тоненький жгутик, толщиной в 1–1, 5 мм, сложить пополам и скрутить в косу. Если сделать два таких элемента и прилепить их прямо на нижнюю кромку шапки сгибами жгутов навстречу друг другу, то мы получим очень знакомую прическу " на прямой пробор" (рис. 64 з).

Рис. 64ж Рис. 64з

14. С любой стороны между головой и воротником прикрепляем уже знакомый жгут " коса" и прокладываем его по переду шубы. Эта коса должна быть довольно толстой,
3–5 мм толщиной, в зависимости от размеров изделия. Длина косы произвольная, но не до низа шубы. Учителю надо следить за соразмерностью всех налепов и вовремя требовать исправления. Ведь все диспропорции сильно уродуют персонаж. А красота – это главный закон лепки. Об этом надо постоянно напоминать и всегда заботиться.

15. Рукам Снегурочки придаем естественное положение: опускаем вниз, как-то сгибаем, что-нибудь даем в руки. Осмысление персонажа лепки дело сугубо авторское. Учитель может показать примеры готовых изделий, если ими располагает, предложить варианты, и только (рис. 64 и, к).

Рис. 64и Рис. 64к

Композиция по теме " С Новым годом! "

С каждым из представленных персонажей и со всеми вместе можно составить ряд композиций, символизирующих этот радостный и долгожданный праздник. Прежде всего, дополнением к персонажу, одному или всем сразу, может быть подарок. В мешке ли, в красиво ли убранной коробке, в кулечке и просто без упаковки – сам предмет, предназначенный в подарок. Елка, конечно же, сразу после исполнения на этом же уроке при наличии времени украшается " игрушками". Шариками разных размеров и ярких цветов, жгутиками, изображающими бусы, серпантин и другие украшения. Главное – чтобы они были по возможности соразмерны елке и чтобы елка не была ими перегружена. Часто большое количество довольно крупных украшений совершенно скрывают саму елку.
Кроме этих дополнений, в композиции могут присутствовать другие персонажи. Например, птички, зайчики, мышки.
Предметы композиции размещаем на картоне подходящего размера. Размер выбирается так, чтобы не было тесно и не было много пустого пространства между изделиями. Предметы, если их много, группируем (вспомним правила размещения предметов в теме " Магазин игрушек"). Главный предмет композиции, например елка, должен быть помещен среди остальных персонажей, которые занимают свои места по их значимости в композиции. Подарки могут быть расположены " под елкой", то есть рядом с елкой, и соразмерны с ней. У Деда Мороза могут быть свои подарки в мешке. Снегурочка и снеговик могут быть украшены сидящими на них или около них птичками. Лепка птичек вызовет затруднения у первоклассников. Учителю следует показать их лепку и даже пролепить один раз по нотации.

Нотация на изделие " Птичка"

1. Вариант 1 – исходная форма конус (рис. 65).

Вариант 2 – исходная форма жгут веретенообразный (рис. 66). Размеры исходной формы минимальные, в шарообразном состоянии не более горошины. Учитель может выбрать и показать один вариант для меньшего возраста и оба варианта на выбор для детей более старшего возраста.

Рис. 65

Рис. 66

2. При варианте 1 исходную форму сгибаем дугой. Острый конец – хвостик (у конуса), толстый конец – голова, на которую в нужном месте прикрепляем клювик, или клювик вытягиваем из пластилина головы. При варианте 2 другой острый конец отгибаем в сторону. Этот острый кончик и будет клювом. Но тогда птичка вся будет одноцветна, на фоне остальных цветных изделий будет смотреться заготовкой.

3. Основной цвет птички (то есть исходной формы), должен быть светлый или контрастный к цвету, на котором она будет помещена. Клювик контрастный к цвету птички. Глазки при желании можно сделать пластилином, можно продавить спичкой. И не обязательным, но желательным дополнением птички могут быть крылышки. Также цветные и яркие, налепленные на бока туловища. Крылышки делаются из маленьких конусов-капелек, расплющенных в пластинку. На грудку птичек можно налепить красные плоские кружочки, как бы " покрасить" их. Тогда все зрители увидят в птичках снегирей. Особенно похожи на снегирей птички, вылепленные из исходной формы конус. Подставка – сдавленный шарик.

Другие дополнения-персонажи учитель не обязан показывать, поскольку придумать можно что угодно и на всех не угодишь. Здесь помогает такое негласное правило, заведенное учителем: " Придумал сам и лепи сам, как знаешь. А если не знаешь, как слепить, то выбери то, что знаешь". Нельзя лепить то, о чем не имеешь представления! Твоя придумка – работа самостоятельная, а если ты не знаешь, как ее делать, учителю придется выполнять эту работу за тебя.
Нельзя идти на поводу у детей, которые часто придумывают трудное и необычное для исполнения изделие, желая выделиться перед классом за счет учителя. Получив раз-два желаемое, они станут постоянно эксплуатировать учителя.
Конечно, учитель может подсказать ребенку, с какой исходной формы лучше начать, какие приемы применить, показать готовое изделие требуемого персонажа, если оно есть в наличии. Но лепить за ребенка не надо. Можно слепить образец для показа заведомо большего размера, если у учителя есть для этого время. А в своей композиции ребенок пусть повторит образец сам в нужном размере. Такая помощь будет иметь огромную пользу для ребенка.
Все украшения и дополнения изделий входят в задание по композиции. Создать композицию по теме значит придумать ситуацию, осмыслить персонажи, разместить их соответствующим образом, согласно их значимости. Позаботиться о собранности и соразмерности, о целостном и разумном виде композиции. Композиция должна быть красива и интересна зрителю.
Композиция может иметь разное принципиальное размещение. Она может быть ориентирована на круговой обзор с центральной доминантой, когда главный персонаж расположен в середине подставки, а остальные предметы дополняют главный персонаж, украшают его, но не перебивают и не загораживают, и с любой стороны такая композиция ориентирована на зрителя и интересна зрителю. А фронтальное решение рассчитано на просмотр только спереди и немного с боков. В случае фронтальной композиции персонажи также размещаются по смысловой значимости, но располагаются все в ряд и главным своим видом развернуты в одну сторону. Кроме того, персонажи композиции должны быть разумно связаны между собой группировкой друг с другом или разворотом фигур, поворотом головы, движением рук, туловища. Мягкий пластилин позволяет минимальные манипуляции с готовыми изделиями. Надо помнить, что подставка для композиции, картонная или пластилиновая, всегда играет служебную роль – и слишком просторной, а тем более пустой быть не должна. Лишнюю подставку вокруг персонажей лучше всего обрезать.
Композиция " С Новым годом! " может быть решена любым способом. Главным персонажем в ней является новогодняя елка. Наверное, все дети будут такого мнения. Но, может быть, некоторые дети решат, что " главнее елки Дед Мороз с подарками". Это их право, пусть думают сами. Скорее всего, дети выберут фронтальное решение. И это тоже их право. Им надо помочь разумно и красиво разместить персонажи, дополнения и украшения. Фронтальная композиция будет удобнее смотреться на выставочной полке. Просто ее не захочется крутить, чтобы все увидеть, она будет спасена от поломок.
Многофигурные композиции, располагаемые на картоне, вызывают затруднения в их креплении. При малейшем колебании, подъеме и переносе композиции персонажи часто падают с картона. Можно предложить некоторые способы крепления. Во-первых, покрыть картон мягким пластилином, как в теме " Картина из пластилина". На этот пластилин придавить персонаж. Если укрепляемое изделие небольшое и имеет широкую плоскость снизу, то при аккуратном обращении с композицией такого крепления будет достаточно. Второй вариант: снизу через картон продавить канцелярскую кнопку. Обычная металлическая кнопка имеет плоскую широкую головку, которая не мешает картонной подставке. Если картон тонкий, то короткий острый конец еще сможет войти в изделие и как-то удержать его. Но часто короткий кончик бывает мал. А кнопки с длинными иглами имеют толстые шляпки. Если персонажей много, то несколько таких кнопок сделают подставку устойчивой. К композиции из одного-двух персонажей такое крепление не подойдет. Кнопки можно заменить проволокой, проколов картон снизу в двух нужных местах и наколов на них изделия. Если соединить вместе два способа крепления, то крепление станет вполне надежным.

ТЕМА " КТО НА ЛИСТИКЕ ЖИВЕТ? "






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.