Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 18, 19, 20






Тема дополнительная. Персонажи из мира насекомых состоят из исходных форм разных размеров. Изделия более сложные и трудоемкие для исполнения, некоторые содержат приемы, изучаемые в следующем разделе программы. Тема расширяет и дополняет предметный ряд программы, тренирует глазомер, мелкую моторику пальцев рук, воспитывает терпение и усидчивость. В 1-м классе успешно лепят изделия " гусеница", " улитка", " бабочка". Изделия " гусеница из шаров", " сороконожка", " стрекоза" охотнее исполняют ученики старшего возраста, во 2-м или в 3-м классах. С каждым изделием возможно выполнить самостоятельную композицию, а когда их наберется довольно много, то можно их все соединить в одну сложную композицию на картоне. При использовании яркого пластилина и аккуратной лепке и отдельные композиции, и большая композиция смотрятся забавно и весело.
В обязательной базовой программе эта тема не предлагается, но при наличии учебного времени может быть выполнена отдельными изделиями. Тема особенно хороша для дополнительных внеклассных занятий по лепке.

Изделие " Гусеница"

Простое изделие. Не содержит ничего нового. Может выполняться только по плакату при словесном пояснении учителя, самостоятельно.
Для основы персонажа используется самый яркий пластилин, контрастный зеленому цвету. Основа – тело гусеницы – раскатывается в руках без правки на рабочей доске. Пальцами раскатываются шарики-глаза и шарики-ножки из черного или коричневого пластилина. Прикрепляются шарики придавливанием на свои места. Глаза – по бокам одного из концов жгута, а ножки – по четыре так же на концах жгута снизу. Таким способом выполняются еще 1–2 гусеницы. Затем из зеленого пластилина исполняется лист достаточного размера, чтобы на нем уместились 2–3 гусеницы. Лист можно сделать из большого конуса, расплющив его в пластину, или из шара, также превратив его в пластину, а затем вырезав из него нужную форму. На листе рисуются линии жилок и прикрепляется черенок, сделанный из малого конуса или жгута. Гусеницам придается характерная для них форма. Помещают гусениц на лист-подставку. Если вырезать в пластине листа круглые дырки, прогрызенные этими гусеницами, то композиция будет выглядеть более естественно и забавно (рис. 67).

Рис. 67

Изделия " Гусеница" и " Сороконожка"

Изделия для усидчивых и трудолюбивых. Содержит прием исполнения деталей равного размера с помощью цилиндрического жгута. Требует тщательного разъяснения, показа на пластилине и контроля.
Оба изделия выполняются из шариков одинакового размера. Из большего размера набирается туловище. Из меньшего размера набираются ножки и глаза. Поскольку круглые формы соединить прочно без поломки формы деталей невозможно, то в этих изделиях соединять шарики туловища лучше на кусочек мягкой проволоки. Способ получения шариков одного размера прост. Раскатываем цилиндрический жгут нужной толщины, например в толщину карандаша, и нарезаем из него одинаковые по длине кусочки (рис. 68 а). Из всех этих кусочков можно раскатать шарики. Все они будут одного размера. Отмерять одинаковую длину будет удобнее, если длина кусочка будет равна толщине жгута. Проекция такого кусочка будет представлять квадрат, пропорции которого детям знакомы. Если 1–2 шара понадобятся другого размера, то от этого же жгута отрезаем кусочек длиннее или короче остальных. Если нужны шарики совсем маленькие для ножек и для глаз, то надо раскатать жгут меньшей толщины.

Рис. 68а

Таким же способом получаем равные детали побольше и поменьше размером в любом количестве. Для гусеницы достаточно всего 5–6 шариков и голова чуть большего размера. А для сороконожки понадобится гораздо больше шариков – 7–10. Иначе это будет не сороконожка. У гусеницы ножки располагаются на краевых шарах туловища попарно, а у сороконожки на каждом шарике туловища также парами. К последнему шарику туловища можно прилепить маленький хвостик в виде конуса, который как бы завершит изделие. Глаза, выполненные из темного пластилина, как и ножки, будут невыразительны и незрячи. Гусеница может " прозреть", если спереди глаза " покрасить" белым кружочком, а на нем нарисовать зрачок (рис. 68 б). Гусеница и сороконожка независимо друг от друга и парой могут быть расположены на листе подходящего размера и формы. Можно использовать персонажи по отдельности. Например, в 1-м классе для тренировки в усидчивости предложить к исполнению гусеницу, а во 2-м и в 3-м классах – сороконожку.

Рис. 68б

Изделие " Улитка"

Изделие содержит элементы доработки исходной формы, изучаемые в следующем разделе программы. Поэтому все действия придавливания, встречающиеся при исполнении изделия, надо тщательно объяснять, показывать на пластилине, помогать и контролировать.
Основа улитки, ее тело, выполняется из светлого пластилина – желтого, бежевого или светло-коричневого. Раскатываем веретенообразный жгут небольшого размера. Пропорции жгута берем визуально с рисунка на плакате (рис. 69 а). Основу сгибаем в середине вверх и верхний конец отгибаем вперед, как в изделии " птичка" (рис. 69 б). Горизонтальную часть основы примять в пластину, на которую поместим домик улитки (рис. 69 в). Голова улитки дополняется глазами-шариками и рожками, выполненными из тонкого жгута. Жгут согнуть пополам и придавить к голове сверху между глаз.

Рис. 69а Рис. 69б Рис. 69в

Домик для улитки можно сделать разными способами.
На плакате предложены два варианта. Первый, наиболее простой из исходной формы шар. Шар среднего размера (рис. 69 г) придавливается на доске одной стороной без изменения формы остальной части шара (рис. 69 д). При давлении на боковые стенки шара его надо поворачивать вокруг оси для более быстрого и легкого придавливания. Полученная полусфера плоской стороной должна быть соразмерна плоскости туловища улитки. Верхнюю часть домика можно украсить жгутиками, шариками (рис. 69 е). Цвета пластилина надо подбирать яркие, радостные. Готовый домик помещаем на плоскую часть улитки. Оформление головы глазками и рожками лучше выполнять в последнюю очередь, поскольку эти мелкие и нежные детали легко ломаются.

Рис. 69 г Рис. 69д Рис. 69е

Второй вариант домика представляет собой придавленные шары, последовательно уменьшающиеся в размере
(рис. 69 ж), ярких цветов, которые гармонично сочетаются между собой, и положенные друг на друга пирамидой (рис. 69 з). Затем каждый шар украшается также жгутиками и шариками из контрастного по цвету пластилина. Можно ввести в декор дополнения в виде точек и линий, продавленных и нарисованных зубочисткой (рис. 69 и).

Рис. 69ж Рис. 69з Рис. 69и

Композиция также состоит из одной-двух улиток, помещенных на зеленый листик-подставку (рис. 69 к).

Рис. 69к

Изделие " Бабочка"

Изделие эффектное. Не содержит никаких новых приемов и форм. Новым в изделии является использование цвета пластилина в жгуте.

Этот вариант бабочки выполняется из известных исходных форм. Туловище – жгут веретенообразный; голова – шар малого размера (рис. 70 а); глаза и ножки – шарики, как у гусеницы; усики из жгутика, как у улитки. Ножки состоят из трех пар шариков, расположенных в передней части туловища снизу (рис. 70 б). Ножки из жгутиков лучше не делать. Очень тонкие все равно сделать не удается, а толстые выглядят слишком грубо, напоминая ноги паука. Готовую основу бабочки без крыльев, ее туловище, лучше слегка прогнуть. Такое положение туловища сделает бабочку более живой после присоединения к ней крыльев.

Рис. 70а

Рис. 70б

Крылья бабочки, ее украшение, можно сделать неожиданно нарядными и интересными. Нужно набрать несколько кусочков пластилина ярких цветов и необязательно одинакового размера, соединить их последовательно, не перемешивая, и раскатать из них тонкий жгут (рис. 70 в). Жгут должен быть длинный, а толщина его может быть в пределах 3–5 мм. Более тонкий жгут не удержит прямой плоскости, будучи свернут спиралью. Более толстый жгут будет тяжел, громоздок и груб. Пластилина на такое крыло пойдет слишком много, и на маленьком туловище бабочки удержать его не удастся. Затем на доске сворачи-ваем спиралью оба конца жгута навстречу друг другу
(рис. 70 г, д). Одна спираль из одной трети жгута, другая из двух третей – приблизительная пропорция для размеров спиралей. Две спирали соединяются придавливанием, но это непрочное соединение. Лучше соединить их на кусочек тонкой проволоки. Подкрепить прочность крыла можно разноцветными яркими шариками, вставленными в образовавшиеся пустоты. Форму крыльев можно оставить круглой, но можно наружные витки жгута заострить (рис. 70 е, ж). Чтобы цвет и рисунок двух крыльев на одной бабочке был одинаков, надо оба жгута раскатывать из одинаково набранного пластилина по цвету и по размеру, хотя бы приблизительно. Бабочка с разными крыльями, как по цвету, так и по размеру, будет выглядеть странно, если не безграмотно. При лепке бабочки это необходимо объяснить детям. Вообще, такое изготовление крыла – это новое использование жгута. И, как все новое, требует тщательного объяснения и показа, помощи и контроля. Прикрепить крыло к туловищу лучше всего на тонкую проволочку. Толстые спички или зубочистки держат плохо, скорее всего, детали вскоре поломаются и отпадут. Подставку для бабочки дети могут придумать самостоятельно. Учитель может предложить традиционный зеленый лист или простой формы цветок, например ромашку. Поскольку бабочка сложное и трудоемкое изделие, то предлагать его к исполнению надо детям развитым и активным в работе, или в старшем классе. В слабом классе это изделие можно упростить. Вместо предложенного крыла из жгута можно вырезать крылья из пластилиновой пластины или заранее подготовить крылья из бумаги, а при соединении вдавить часть крыла в туловище и т.д.

Рис. 70в

Рис. 70г

Рис. 70д

Рис. 70е

Рис. 70ж

Изделие " Стрекоза"

Изделие " стрекоза" (рис. 71) состоит из изученных исходных форм. Выполняется в конце темы " Кто на листике живет? ", и поэтому даже встречающийся прием придавливания не является новым. Изделие простое, но требует строгого соблюдения пропорций. Ученики должны иметь довольно развитый глазомер, поэтому изделие успешнее исполняется в старших классах.

Рис. 71

Основа стрекозы состоит из цилиндра-хвоста, туловище, голова и глаза – шарики разных размеров (рис. 72 а). Ножки – из жгутов (рис. 72 б). Крылья стрекозы можно делать из пластилина, подобрав нужный цвет. Чтобы крылья были равного размера, заготовки для них нужно делать с помощью жгута, как в изделии " сороконожка". Из полученных заготовок раскатываются конусы одинаковых пропорций, а затем эти конусы превращают в пластины придавливанием. Собирать туловище стрекозы лучше всего на проволоку. Пластины крыльев держаться не будут: тонкий пластилин в комнатной температуре быстро размягчается и форму не держит. Чтобы персонаж был жизнеспособен, крылышки надо вырезать из плотной белой бумаги (рис. 72 в). Крылышки соединить с основой можно довольно просто, сделав горизонтальный прорез в шарике туловища и вложив в разрез соединение между крыльями, а затем снова слепить части шара (рис. 72 г). Ножки прикреплять придавливанием (рис. 72 д).

Рис. 72а

Рис. 72б

Рис. 72в

Рис. 72г

Рис. 72д

Подставкой для персонажа могут быть несколько листиков травы, собранных пучком, которые выполняются из длинных расплющенных конусов разных размеров. Тогда это будет самостоятельная композиция, которую нельзя присоединить к другим. Остальные композиции вполне могут быть соединены на картоне в одну большую.

Рисунки Н.Трениной






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.