Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 187






и повышать ставки установленных налогов и налоговых плате­жей» '.

Принцип разделения налоговых полномочий. В федеративном госу­дарстве полномочия в сфере налогообложения не могут сосредото­чиваться исключительно у федерального законодателя. Нельзя го­ворить о реальной самостоятельности субъектов Федерации и орга­нов местного самоуправления, не имеющих собственной доходной базы.

Однако право субъектов Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Федера­ции связаны общими принципами налогообложения и сборов (абз. 3 п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 21 мар­та 1997г. № 5-П).

§ 4. Элементы юридического состава налога

Понятие и правовое значение элементов юридического состава налога

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить:

• обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

• границы требований государства в отношении имущества на­логоплательщика.

Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести:

• к возможности уклонения от уплаты налога на законных ос­нованиях (налоговые лазейки);

• к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражаю­щимся в расширительном толковании положений закона.

Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не ме­нее слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение.

Статья 57 Конституции РФ гласит: «каждый обязан платить за­конно установленные налоги и сборы», однако не определяет, что значит установить налог с позиции содержания закона о налоге.

Исходя из смысла ст. 57 установить налог — это не значит толь­ко дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате на­лога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обяза­тельства и порядок его исполнения. Поэтому установить на­лог — это значит установить и определить все существенные эле­менты его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.).

Так, в ст. 13—15 части первой Налогового кодекса РФ содер­жится перечень федеральных, региональных и местных налогов.

' Постановление КС РФ от 21 марта 1997г. М" «5-П//СЗ РФ. 1997. № 13. Ст 1602.

188 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

Однако нельзя сказать, что Кодекс устанавливает эти налоги. Не­посредственно на основании указанных статей ни один налог не может взиматься, поскольку в них не определены существенные ус­ловия исчисления и уплаты налогов.

Разъясняя содержание ст. 57 Конституции РФ, Конституци­онный Суд РФ подчеркнул, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом за­фиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязатель­ства».

Только совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Если за­конодатель по какой-то причине не установил и (или) не опреде­лил хотя бы одного из них, обязанность налогоплательщика не мо­жет считаться установленной.

Это положение закреплено и в п. 1 ст. 17 части первой НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда опреде­лены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый пе­риод; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сро­ки уплаты налога». Если законодатель не установил и (или) не оп­ределил хотя бы одного из перечисленных элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате. Пункт 6 ст. 3 НК РФ так­же закрепляет, что «при установлении налогов должны быть опре­делены все элементы налогообложения».

Таким образом, вопрос о технике налогового законотворчества является одним из ключевых моментов налогового права.

Те элементы юридического состава налога, без которых налого­вое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться оп­ределенными, можно назвать существенными (либо сущностными) элементами юридического состава налога

К ним относятся:

• налогоплательщик (субъект налога);

• объект налога;

• предмет налога;

• масштаб налога;

• метод учета налоговой базы;

• налоговый период;

• единица налогообложения;

• тариф ставок (налоговая ставка (норма налогового обложения) и метод налогообложения);

• порядок исчисления налога;

• отчетный период;

• сроки уплаты налога;

• способ и порядок уплаты налога.

Кроме указанных существуют и факультативные элементы, от-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.