Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Основные положения теории налогового права 181






нами государственной власти установление налогов иначе, чем ак­том представительного органа, не соответствует Конституции РФ (ст. 57; ч. 3 ст. 75). Этот принцип развивает более общий принцип разделения властей, а также опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем фе­деральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложе­ние же является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ.

Утверждение налогов законом является также инструментом ус­тановления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачи­вать налоги, ограничения личного усмотрения.

Налоговый кодекс Российской Федерации также устанавливает, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные нало­ги и сборы» (п. 1 ст. 3).

Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре. Данный принцип выступает гарантией реального выполнения на­родными избранниками доверенных им функций в сфере налого­обложения. Он противостоит популизму и закрепляет особую про­цедуру внесения законопроектов о налогах (ч. 3 ст. 104 Конститу­ции РФ).

Указанный принцип ограничивает прямое и косвенное делеги­рование полномочий по установлению налогов. Он обеспечивает также принятие и введение в действие законов о налогах в соответ­ствии с закрепленными правилами (ст. 57, 106 Конституции РФ).

Принцип ограничения форм налогового законотворчества. Данный принцип ограничивает включение норм о налогообложении в зако­ны, не посвященные налогообложению как таковому. Он важен с позиции не только доходов бюджета, но и равенства обязанно­стей граждан.

Указанный принцип не закреплен в Конституции РФ. Однако КС РФ высказался в пользу его установления.

Основные принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков

В данную группу объединены следующие принципы.

Принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов. Этот принцип не допускает установления различных условий нало­гообложения в зависимости от формы собственности, организаци­онно-правовой формы предпринимательской деятельности, место­нахождения налогоплательщика и иных оснований, носящих дис­криминационный характер1. Основа этого принципа — ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ.

Так, частью 2 ст. 8 предусмотрено, что в РФ признаются и за­щищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности. Статья 19 закрепляет, что все Равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство

Абзац 6 п. 3 Постановления КС РФ от 21 марта 1997г. №5-П//СЗ РФ. '997. № 13. Ст. 1602.

182 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч 2 ст. 6 каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Понятие «носящие дискриминационный характер основания» означает такие основания версификации условий налогообложения, которые не учитывают или в недостаточной степени учитывают экономическую способность плательщика выполнить обязанность перед бюджетом.

Так, при рассмотрении дела о платежах в социальные фонды Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что равное право на трудовую пенсию для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями в Пенси­онный фонд Российской Федерации. «При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие катего­рии самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприни­матели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значи­тельно большую часть своего дохода, чем платят наемные работни­ки с учетом страховых взносов работодателей» КС РФ пришел к выводу, что этим нарушается ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, исключающая какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий1

Данный принцип закреплен и в Налоговом кодексе РФ, кото­рый устанавливает, что «налоги и сборы не могут иметь дискрими­национный характер и различно применяться исходя из социаль­ных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных кри­териев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки на­логов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собствен­ности, гражданства физических лиц или места происхождения ка­питала» (п. 2 ст. 3).

Исключением из этого правила является допущение устанавли­вать особые виды или дифференцированные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Принцип всеобщности налогообложения Этот принцип означает, что каждый член общества обязан участвовать в уплате налогов на­равне с другими. Не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с по­зиции конституционно значимых целей Принцип всеобщности на­логообложения предопределен ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а также ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ

Так, льготы, основанные не на имущественном, а на социаль-

1 Абзацы 3 и 9 п 3 Постановления КС РФ от 24 февраля 1998 г № 7-П // СЗ РФ 1998 № 10 Ст 1242






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.