Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Языковые или психолингвистические или структурно-языковые концепции.






Алалия

7-й семестр, ИСПиП

Преподаватель: Гончарова Валерия Александровна

Определение алалии

Алалия – это отсутствие или грубое недоразвитие речи, при нормальном слухе и сохранном интеллекте, наступившее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга в перинатальном периоде (до 3х лет).

Алалия – это системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речевой системы (от фонетической: звуки речи, просодика, звукослоговая структура, до связной речи).

Терминология

Зарубежные авторы объединяют термины Алалия и Афазия под общим названием – детская афазия или афазия развития. Также используются термины «врожденная афазия», «дисфазия», глухонемота, задержка речевого развития (некорректный термин), нарушение усвоения языка.

Распространенность

Научно обоснованных данных о распространенности алалии на данный момент нет. По данным на 80е годы распространенность алалии сред дошкольников – 1%, среди школьников – 0, 2-0, 6%, среди детей с речевыми патологиями – 10-15%. Алалия чаще встречается в два раза чаще у лиц мужского пола. У девочек и мальчиков неравномерное развитие полушарий. У девочек быстрее формируется левое полушарие, у мальчиков – правое.

Механизмы алалии

Вопросы о механизмах любого речевого расстройства рассматриваются в различных аспектах. Механизмы алалии рассматриваются с позиции следующих подходов.

Сенсорно-моторные концепции

Представители: Куссмауль А., Коэн, Гутцман

Сторонники этого подхода связывают механизм алалии с несовершенством моторной или сенсорной сторон речи.

Психологические концепции

Представители: Либманн, Богданов-Березовский, Трошин.

Сторонники этих концепций рассматривают действительно имеющиеся у детей с алалией разнообразные нарушения психических функций, рассматривая их, как патогенные факторы (нарушения мышления, расстройство зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, мотивации). С позиции данного подхода недостаточность психических функций, снижение психической активности ведет к грубым нарушениям формирования речи.

Языковые или психолингвистические или структурно-языковые концепции.

Представители: В.А. Ковшеков, Собатович Е.Ф., Мастюкова, Гриншпун, Жукова.

Данные концепции более научно-обоснованы.

Сторонники этого подхода считают, что алалия прежде всего языковое расстройство, и ее механизм заключается в расстройстве операции процесса порождения или восприятия речевого высказывания.

Процесс порождения речи Процесс восприятия речи
1. Мотив 1. Сенсорный (биологический слух)
2. Внутреннее программирование (образы, мысли) а. внутреннее программирование целого высказывания б. внутреннее программирование отдельных высказываний 2. Перцептивный (деятельность зоны Верники – распознавание фонемы). Возникают смысловые догадки.
3. Языковой Параллельно-лексическое развертывание и грамматическое структурирование 3. Языковой Сличение гипотез возникших на втором этапе с теми словами, которые хранятся в смысловой памяти (имеющиеся в словаре)
4. Моторная реализация речи. 4. Смысловой (понимание).

 

Данные концепции объяснения механизма алалии являются наиболее обоснованными и соответствуют современным научным представлениям о речи, как о многоуровневой деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.