Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Симптоматика моторной алалии.






Симптоматика моторной алалии разнообразна. Она складывается из речевых и неречевых симптомов.

РЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА:

Речь нарушена как система. В симптоматику моторной алалии входят следующие группы симптомов:

1) Нарушения речевого подражания (описаны у Н.Н.Трауготт, В.К.Орфинской), которые отмечают в числе других симптомов моторной алалии серьезные нарушения имитации серии звуков, слогов. Дети застревают на одном звуке или слоге, теряют один или несколько элементов, не могут воспроизвести звуки. Эти трудности не связаны с артикуляционными нарушениями. Они являются трудностями моторного программирования и нарушением слухового контроля за собственной речью.

2) Особенности речевого общения.

У детей отсутствует выраженная потребность в речевом общении, снижена речевая активность, иногда проявляется негативизм. Дети более охотно используют жесты, мимику и, даже обладая большим объемом словаря, ребенок не желает общаться с помощью речи. Нежелание общаться особенно ярко проявляется в незнакомой обстановке. В целом речь ребенка узко ситуативна. Использование речи затормаживается, даже если ребенок готов к общению.

3) Использование паралингвистических средств общения.

Дети компенсируют речевое недоразвитие использованием жестов, мимики, пантомимики.

4) Нарушение фонетической стороны речи

Нарушения звукопроизношения очень разнообразны, различно проявляются на разных уровнях речевого развития:

I уровень: общая смазанность, неточность артикулирования, нарушения носят полиморфный непостоянный характер.

II уровень: звуки произносятся достаточно точно, и уже можно определить, какие звуки произносятся верно, а какие нарушены (ребенок не произносит 15-20 звуков). Характерно значительное расхождение между использованием звуков в потоке речи и в изолированном произнесении. Это зависит от ситуации общения, звуковой структуры слова, количества слогов, места звука в слове.

III уровень: нарушение звукопроизношения становится менее выраженным, остаются нарушения произношения отдельных звуков.

 

Особенности нарушения звукопроизношения при моторной алалии:

· преобладание пропусков и замен (смешение)

· трудности формирования динамического стереотипа (затруднение слияния звуков в слоги, слова)

· трудности введения звуков в речь (автоматизация)

 

Ø Особенности просодической стороны речи отмечаются только у некоторых детей с моторной алалией:

· речь монотонная, маловыразительная, замедленная, носит скандированный фрагментарный характер, отсутствуют логические ударения

· непроизвольная (спонтанная) речь может быть выразительной, эмоционально окрашенной.

Ø Нарушение звукослоговой структуры слова очень распространено и выражено на всех этапах развития речи. Имеет стойкий характер, сохраняясь до младшего школьного возраста. Проявляются в следующем:

· сокращение количества слогов (в любом месте слова ребенок опускает 1-2 слога). В отличие от детей с нормальным речевым развитием (которые, сокращая слово, всегда оставляют ударный слог), дети с моторной алалией оставляют безударный слог, опуская ударный.

· добавление лишних слогов (выражается путем стереотипного повторения одного слога, упрощение стечения согласных путем вставки гласного звука)

· перестановка слогов (нарушение правильной последовательности)

· уподобление слогов внутри слова

· контаминации (соединение частей двух и более слогов)

· сокращение стечения согласных

· перестановка звуков

· включение лишних звуков

Перечисленные типы ошибок встречаются в речи ребенка в сочетании и делают речь ребенка практически непонятной. Чаще эти нарушения встречаются на I, II уровне речевого развития. Нарушения звукослоговой структуры слова задерживают накопление словаря и не позволяют полноценно развиваться грамматическому строю языка, т.к. неправильно произносимые слова закрепляются и произносятся во фразе, закрепляя аграмматизмы.

5) Нарушение фонематической системы

3 функции фонематической системы: смыслоразличительная, слухопроизносительная, фонематический анализ и синтез

Относительно сохранна смыслоразличительная функция, а остальные грубо нарушены. Более неполноценной является функция фонематического анализа (особенно сложные формы)

6) Нарушение лексического строя речи.

Особенности лексики:

· пассивный словарь значительно преобладает над активным, но актуализируется с большим трудом.

· значения слов нечеткие, аморфные; отмечается сужение и расширение значений слов, полисемантичность

· в большей степени страдает предикативный и атрибутивный словарь

· большое количество парафазий (в основном вербальных, реже – литеральных)

· словарь накапливается медленно, и дети недостаточно пользуются словом даже в возможных пределах.

 

 

7) Нарушение грамматического строя речи

Нарушения выражены грубо. Характерны не только для экспрессивной, но и для импрессивной речи. Сохраняются в речи длительное время (вплоть до старших классов речевой школы).

На I уровне речевого развития в речи ребенка отсутствуют формы словоизменения, словообразования. Ребенок использует слова в одном аморфном звуковом оформлении (лепет, звукоподражания, сущ.в Им.пад., нач.форма глагола)

На II уровне речевого развития ребенок начинает употреблять словоизменение, словообразование, но его речь изобилует множеством аграмматизмов.

На III уровне речевого развития ребенок правильно употребляет формы простых слов, но в сложных предложениях связной речи отмечается большое количество морфологических аграмматизмов.

 

Грамматическая система представляет собой единство двух подсистем:

· Морфология (словоизменение, словообразование)

· Синтаксис

В норме они развиваются в тесном взаимодействии. У детей с моторной алалией отмечается нарушение синтаксической и особенно морфологической системы.

 

Исследования Е.Ф.Соботович позволили выделить 2 группы детей, отличающихся по характеру усвоения морфологической и синтаксической систем:

Ø Дети, имеющие ярко выраженные нарушения морфологической системы (нарушение согласования, управления, предложно-падежных конструкций), а синтаксическая система у этих детей относительно сохранна. Эти дети, несмотря на большое количество морфологических аграмматизмов, правильно воспроизводят структуру предложений.

Таким образом, у детей отмечается диспропорция между уровнем развития морфологической и синтаксической систем.

Ø Детям второй группы характерно нарушение морфологической системы, сопровождающееся выраженными нарушениями синтаксического строя речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.