Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие условия предварительного расследования






Общие условия какой-либо стадии — это закрепленные в законе наиболее общие правила, действующие на протяжении всей стадии и отражающие ее характерные черты. В УПК подробно регламенти- рованы в специально посвященных этому главах общие условия двух стадий — предварительного расследования (гл. 21 УПК) и судебного разбирательства (гл. 35 УПК). К общим условиям предварительного расследования относятся рассмотренные выше формы предваритель- ного расследования, а также следующие положения.

1. Подследственность. Под подследственностью понимается сово-

купность признаков уголовного дела, по которым его расследование относится к компетенции определенного органа. Различаются следу- ющие виды (или признаки) подследственности. Предметная (родовая) подследственность определяется видом преступления, его квалифи- кацией. По этому признаку ст. 151 УПК определяет, какие престу-

пления расследуются следователями Следственного комитета РФ, какие следователями ФСБ, следователями органов внутренних дел (ОВД) МВД России, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроль). Например, следователи Следственного комитета расследуют наиболее опасные преступления — умышленное убийство, изнасилование и др., следователи ФСБ — дела о государственной измене, шпионаже и др., следователи ОВД — большинство преступлений против личности (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью и др.), следователи госнаркоконтроля — преступления, связанные с неза- конным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Аналогичным образом в этой статье определена подследственность органов дознания различных ведомств — органов внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы судебных приставов и др.

Следует иметь в виду, что процессуальный порядок производства предварительного следствия или дознания от ведомственной принад- лежности следователя или дознавателя не зависит и является единым для всех категорий уголовных дел.

Территориальная подследственность определяет орган, который

компетентен проводить расследование на данной территории. По общему правилу территориальная подследственность определяется


по месту совершения преступления (ст. 152 УПК). Если преступле- ние начато в одном месте, а окончено в другом (например, в поезде), то преступление расследуется по месту его окончания. Если место совершения преступления неизвестно (например, в лесу обнаружен замаскированный ветками труп со следами насильственной смерти, явно доставленный на это место), то преступление расследуется по месту его обнаружения.

Если расследуется несколько преступлений, совершенных в раз- ных местах, то расследование по решению руководителя вышестояще- го следственного органа проводится по месту совершения большин- ства из них или наиболее тяжкого из них. Например, воры-гастролеры совершили ряд краж в различных регионах, а в одном из них, кроме того, убийство сторожа, застигнувшего их при совершении престу- пления. В таком случае расследование будет проводиться по месту совершения убийства.

Следует отметить, что правила территориальной подследствен- ности не являются абсолютными и могут корректироваться в зави- симости от конкретной ситуации. Закон допускает производство рас- следования также по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей, если это необходимо для обеспечения его полноты, объ- ективности и соблюдения процессуальных сроков (ч. 4 ст. 152 УПК). Персональная подследственность определяется по признаку субъ- екта преступления. В отношении некоторых категорий лиц закон устанавливает подследственность по этому признаку. Так, Следствен- ному комитету Российской Федерации подследственны уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК (в отношении которых применяется особый порядок произ- водства про уголовным делам) — члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи, Председатель Счетной палаты РФ и его заместитель, Уполномоченный по правам человека в РФ, про- куроры, следователи, адвокаты и др. Следственному комитету под- следственны также уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении указанных категорий лиц в связи с их профессиональной деятельностью (подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Следственным комитетом расследуются и уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении

несовершеннолетних (подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).

Подследственность по связи уголовных дел возникает, когда по ходу расследования преступления выявляются другие, «сопутствующие» преступления — вовлечение несовершеннолетних в совершение пре- ступления, злоупотребление служебным положением и др. (перечень


таких преступлений дан в ч. 6 ст. 151 УПК). Такие преступления рас- следуются следователем того органа, к чьей подследственности отно- сится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело. При соединении в одном производстве нескольких уголовных дел, подследственным разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором. Споры о подследственности также разрешаются прокурором.

2. Соединение уголовных дел (ст. 153 УПК). В целях обеспечения

полноты, объективности и быстроты расследования несколько уго- ловных дел могут быть соединены в одно производство. Такое соеди- нение возможно в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии, в отношении одного лица, совершившего несколько преступлений, а также в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве расследуемого преступления.

Кроме того, допускается соединение уголовных дел, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (то есть, преступление не раскрыто), но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним и тем же лицом (или группой лиц). По этому основанию часто соединяются дела о нераскрытых преступлениях маньяков, «почерк» которых, как правило, очень индивидуален. Решение о соединении уголовных дел на следствии принимает руководитель следственного органа, а в до- знании — прокурор. В случае, если дело подследственно разным органам, подследственность определяет прокурор.

3. Выделение уголовного дела (ст. 154 УПК). Помимо соединения

уголовных дел возможно обратное действие — выделение части уго- ловного дела в отдельное производство. Такое выделение допускается в следующих случаях:

— когда предварительное расследование приостановлено в от- ношении одного или нескольких соучастников, а отношении осталь- ных — продолжается (например, когда один из обвиняемых скрылся);

— в отношении несовершеннолетнего обвиняемого (подозрева- емого), если преступление совершено в соучастии с совершеннолет- ними;

— когда в ходе расследования выявляются другие преступления, совершенные обвиняемым (подозреваемым), не связанные с рассле- дуемым;

— в отношении обвиняемого (подозреваемого), с которым заклю- чено досудебное соглашение о сотрудничестве.


Выделение уголовного дела допускается только в случаях, когда это не отразится на всесторонности и объективности расследования. Бывают ситуации, когда такое выделение невозможно, например, расследование преступления, совершенного в соучастии несовер- шеннолетними и взрослыми, и тогда преступление расследуется в рамках одного уголовного дела (и закон такую возможность допу- скает — ст. 422 УПК).

Выделение уголовного дела производится на основании постанов- ления следователя или дознавателя. В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем (дознавателем) копии процессуальных доку- ментов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы выделенного уголовного дела являются полноценными доказатель- ствами по данному делу.

4. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела. Имеет место, когда в ходе расследования становится известно о совершении иными лицами, преступления, не связанного с рас-

следуемым. Тогда эти материалы выделяются и направляются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по выявленным фактам. В отличие от выделения уголовного дела, здесь выделяются материалы, не являющиеся уголовным делом, поскольку решение о его возбуждении еще не принято.

Выделенные материалы также являются полноценными доказа- тельствами по данному уголовному делу.

5. Начало производства предварительного расследования. Как уже

отмечалось, таковым является момент возбуждения уголовного дела.

6. Производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК). Органы дознания, перечисленные в данной статье, и иные прирав- ненные к ним лица вправе производить неотложные следственные действия по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, т. е. которые им не подследственны. Чем объ- ясняется такое исключение из общего правила?

Первоначальный этап расследования, работа «по горячим следам» является очень ответственным. От качественного его проведения, закрепления следов преступления во многом зависит успех рассле- дования, раскрытие преступления. И наоборот, промедление может повлечь необратимую утрату доказательств. Однако в наших, россий- ских условиях (большая удаленность следственных органов от места совершения преступления, его труднодоступность и др.) следователь не всегда в состоянии быстро, оперативно подключиться к расследо- ванию. У органов дознания возможностей для этого гораздо больше


(особенно у органов внутренних дел, которые представляют собой разветвленную систему, более приближенную к населению). Поэто- му закон предоставляет им такое право — возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия, чтобы не упустить драгоценное время.

Полномочия органов дознания в таких случаях очень ограниче- ны — они могут проводить только неотложные следственные действия и не могут принимать по делу никаких решений (об избрании меры пресечения, привлечении в качестве обвиняемого и др.). Закон дает понятия неотложных следственных действий в п. 19 ст. 5 УПК: «неот- ложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производ- ство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». Однако перечень неотложных следственных действий в законе не установлен, и этот вопрос решается в каждом конкретном случае. В принципе не- отложным может оказаться любое следственное действие.

Срок такого производства тоже ограничен — не более 10 суток, причем продлению он не подлежит. По истечении этого срока дело должно быть направлено руководителю следственного органа. Это может быть сделано и раньше. Например, если преступление быстро и успешно раскрыто или все следственные действия, имеющие ха- рактер неотложных, в данном деле выполнены до истечения 10 суток. После передачи дела орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Однако если преступление осталось нерас- крытым, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно- розыскные меры для установления лица, совершившего преступление,

уведомляя следователя об их результатах.

7. Окончание предварительного расследования может иметь место в форме прекращения производства по делу, если в ходе расследования будут установлены обстоятельства, предусмотренные ст. 24–28.1 УПК. Если таких обстоятельств нет, расследование заканчивается состав- лением обвинительного обвинения, если осуществлялось следствие, и составлением обвинительного заключения, если велось дознание. Формы и порядок окончания предварительного расследования будут подробнее рассмотрены ниже.

8. Восстановление уголовных дел (ст. 158.1 УПК). Имеется в виду

восстановление утраченных уголовных дел либо его материалов. Утрата может произойти по различным причинам — умышленные


действия заинтересованных лиц (похищение дела, его уничтожение), небрежность должностных лиц и др. Согласно упомянутой статье вос- становление уголовного дела производится по сохранившимся копиям материалов, которые могут быть признаны доказательствами. Однако на практике такое восстановление обычно осуществляется путем повторного производства следственных действий, поскольку копии материалов имеются не всегда, а если имеются, то очень немногих.

Восстановление утраченного уголовного дела либо его матери- алов производится по постановлению руководителя следственного органа, начальника органа дознания, а в случае, когда такая утрата произошла в ходе судебного разбирательства, — по решению суда, направляемому руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для исполнения. Сроки предварительного следствия и содержания под стражей при восстановлении утраченного дела ис- числяются в обычном порядке.

9. Обязательность рассмотрения ходатайств (ст. 159 УПК). Все

участники уголовного судопроизводства вправе заявлять разнообраз- ные ходатайства (об истребовании дополнительных доказательств, проведении каких-то следственных действий, о принятии решений по делу и др.). Все эти ходатайства должны быть каким-то образом разрешены — удовлетворены или в их удовлетворении отказано. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства следователь (дознаватель) выносит мотивированное постановление, которое может быть обжаловано в установленном порядке.

10. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160

УПК). Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несо- вершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые роди- тели, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по передаче их на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения.

Следователь, дознаватель принимает также меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу. О принятых мерах сле- дователь (дознаватель) уведомляет обвиняемого или подозреваемого.

11. Недопустимость разглашения данных предварительного след- ствия (ст. 161 УПК) установлена в целях обеспечить в необходимых случаях тайну следствия. Поскольку предварительное расследование,

в отличие от судебного разбирательства, в российском уголовном про-


цессе тайное, то данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя. Данные могут быть разглашены только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит инте- ресам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судо- производства без их согласия не допускается.

За разглашение данных предварительного расследования пред- усмотрена уголовная ответственность (ст. 310 УК РФ). Однако такая ответственность у участников уголовного судопроизводства может наступить только при условии, если они были об этом предупреждены следователем (дознавателем) и у них была отобрана подписка. Если же этого сделано не было, то никакой ответственности наступить не может (например, свидетель может рассказывать кому угодно, о чем его спрашивал следователь).

Следует иметь в виду, что расследование большинства уголовных дел никакой тайны из себя не представляет. Например, если произо- шло столкновение двух автомобилей, то это не секрет ни для кого. Или если в цехе произошла авария со смертельным исходом, то об этом знают все работники завода. Поэтому такого рода подписки отбираются сравнительно редко, когда в этом действительно есть не- обходимость (например, чтобы о ходе следствия не были осведомлены соучастники).

И еще одно обстоятельство. Очень распространенным явля- ется мнение, что следователь (дознаватель) также обязан хранить следственную тайну и тоже может быть привлечен к уголовной от- ветственности за ее разглашение. Это неверно. Во-первых, никакой уголовной ответственности следователя (дознавателя) за разглашение данных предварительного расследования законом не предусмотрено. И, во-вторых, и главное — следственная тайна, в отличие от других охраняемых законом тайн (государственная, военная, врачебная и др.), не является абсолютной, не подлежащей разглашению ни при каких обстоятельствах. Как отмечалось, необходимость в ее сохранении возникает сравнительно редко. И этот вопрос оставлен законом на усмотрение следователя (дознавателя). Именно он распоряжается этой тайной и решает, является ли она таковой и можно ли ее разглашать. Более того, как известно, органы предварительного расследования нередко выступают в СМИ с информацией о ходе расследования (особенно по «громким» делам), обращаются к населению за помо- щью, даже гарантируют вознаграждение. Все это в наш век гласности


обычное явление. Поэтому никакой уголовной ответственности следо- вателя (дознавателя) за разглашение данных следствия быть не может, в худшем случае возможна лишь дисциплинарная ответственность, если такое разглашение повлекло какие-то негативные последствия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.