Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три основных закона поведения






1. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2. Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим школьной жизни.

3. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но не может осознать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание.

Сколько поддержек нужно?
Привлечение внимания х 1 Власть х 10 Месть х 100 Избегание х1000

Классификация, положенная в основу этого прак­тичного подхода, создана американским ученым-пе­дагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом. Когда его спрашивали, почему он придумал именно четыре мотива, он отвечал, что ничего не придумал. Он про­сто наблюдал за детьми и увидел только эти мотивы. Если кто-то увидит что-то иное, —говорил он, — пусть напишет свою книгу. Это типичный ответ прагматика, последователя Дьюи, которым и был Дрейкурс. В самом деле, любая теория личности предполагает ка­кое-то свое объяснение «плохого» (неподходящего) поведения детей. Чем отличается объяснение Дрейкурса от того, например, которое дается в психоанализе или когнитивной психологии? Тем, что его классификация не ставит диагнозов и ничего по сути не объясняет. Зато она четко направлена на выбор воспитательной стратегии, на будущее. Определение мотива не ставит на ребенке " крест», скорее обозначает условия роста.

Таблица 9

Мотивы плохого поведения

Мотивы плохого поведения Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи
Социальные причины Эмоциональная холодность родителей: внимание уделяется плохому, а не хорошему Мода на сильную личность Отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования учителей и родителей
Сущность поведения Получать особое внимание «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду «Не буду пробовать, все равно ничего не получится»
Сильные стороны поведения Потребность в контакте с учителем Смелость, сопротивление влияниям Способность защищаться от боли и обид Нет
Реакции учителя: эмоции Раздражение, негодование Гнев, негодование, страх Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Профессиональная беспомощность
Реакции учителя: импульс Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического воздействия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста
Реакции ученика Временно прекращают Прекращают выходку, когда сами решат Прекращают выходку, когда сами решат Попадают в зависимость от учителя, продолжают ничего не делать
Способы предотвращения Учить детей добиваться внимания к себе приемлемыми способами Хвалить их за хорошее поведение Уходить от конфронтации, отдавать часть организационных функций ребенку Строить отношения с учеником по способу заботы о нем Поддержка ученика: чтобы его установка «Я не могу» сменилась установкой «Я могу»

 

 


Таблица 10

 

Меры экстренного педагогического воздействия, когда цель – привлечение внимания

 

Статегии Техники
Минимизации внимания   Разрешающего поведения   Неожиданного поведения   Отвлекающего поведения     Подчеркивания хорошего поведения   Пересаживания учеников Игнорируйте демонстративное поведение Контакт глазами Становитесь рядом Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока Посылайте секретный знак Посылайте письменное замечание Используйте Я-высказывание Стройте урок на основе вопиющего поведения Доведите до предела демонстративную выходку Весь класс присоединяется к выходке Разрешенная квота   Выключите свет Издайте музыкальный звук Говорите тихим голосом Измените голос Говорите со стеной или с портретом Временно прекратите вести урок   Задавайте прямые вопросы Попросите об одолжении Измените деятелность Благодарите учеников Пишите имена примерных учеников на доске Меняйте учеников местами Стул размышлений

 

Избегание напряженности в контакте с властными и мстительными учениками:

1. Акцентируйте внимание на поведении, а не на личности ученика.

2. Не демонстрируйте свои негативные эмоции.

3. Не усиливайте напряжение ситуации.

4. Обсудите проступок позже.

5. Позволяйте ученику «сохранить лицо».

6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.


Таблица 11

Меры экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – власть и месть

Стратегии Техники
Ищите «изящный уход»   Используйте удаление     Устанавливайте санкции   Признайте власть ученика Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса Делайте записи Озадачивайте учеников Соглашайтесь с учеником Меняйте тему Удаление, не выходя из класса Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинет школьной администрации Лишение доступа в различные помешения школы   Лишение или отлагательство права пользоваться чем-то Лишение или отлагательство права пользоваться предметами Прекращение взаимодействия с другими учениками Требование встречи с администрацией Требование встречи с родителями Требование встречи с милицией Возмещение учеником убытков Починка, ремонт предметов и вещей Возвращение вещей на место Замена на равноценные

Таблица 12

Меры экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – избегание неудачи

Стратегии Техники
Изменить методы объяснения     Ввести дополнительные методы обучения     Учить позитивно высказываться о том, что делаешь, и о себе   Делать ошибки нормальным и нужным явлением   Формировать веру в успех   Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах   Делать процесс обучения ощутимым     Отмечать достижения   Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков Учить за раз чему-то одному   Дополнительная помощь от учителя Помощь компетентных взрослых Классы компенсирующего обучения и коррекции   Классные плакаты с заклинаниями Ищите два плюса на каждый минус Декларация «Я могу» перед выполнением задания Рассказывайте об ошибках Показывайте ценность ошибки как попытки Минимизируйте последствия от сделанных ошибок Подчеркивайте любые улучшения Объявляйте о любых вкладах Раскрывайте сильные стороны своих учеников Демонстрируйте веру в своих учеников Признавайте трудность ваших заданий Ограничивайте время ваших заданий Анализируйте прошлый успех Повторяйте и закрепляйте успехи   Наклейки «Я могу» Альбомы достижений Рассказы о вчера, сегодня и завтра Аплодисменты Звезды и наклейки Награды и медали Выставки Позитивная изоляция Самопризнание  
   
     

Таблица 13

Как помогать ученикам почувствовать интеллектуальную состоятельность

 

Стратегии Техники
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением     Формируйте веру в успех   Концентрируйте внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах   Делайте процесс обучения ощутимым   Отмечайте достижения   Рассказывайте об ошибках Показывайте ценность ошибки как попытки Минимизируйте последствия от сделанных ошибок Подчеркивайте любые улучшения Объявляйте о любых вкладах Раскрывайте сильные стороны своих учеников Демонстрируйте веру в своих учеников Признавайте трудность ваших заданий Ограничивайте время ваших заданий Анализируйте прошлый успех Повторяйте и закрепляйте успехи   Наклейки «Я могу» Альбомы достижений Рассказы о вчера, сегодня и завтра Аплодисменты Звезды и наклейки Награды и медали Выставки Позитивная изоляция Самопризнание

 


Таблица 14

Как помогать ученикам почувствовать нормальнве отношения с вами и свою коммуникативную компетентность

 

Стратегии Что говорит учитель Что слышит ученик
Принятие Внимание Уважение   Одобрение   Теплые чувства Ты хороший Я вижу тебя Спасибо тебе за…   Я знаю о тебе что-то замечательное Ты мне нравишься Я хороший Я что-то значу Мои усилия замечены Я – состоятелен   Кто-то заботится обо мне  

 

Таблица 15

Как помогать ученикам вносить свой вклад в групповые отношения

 

Стратегии Техники
Поддержка личного вклада в процесс улучшения жизни своего класса   Моральная поддержка ученикам, которые стараются помочь другим   Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач Требуйте, чтобы ученики высказывали и обосновывали предпочтение в ходе учебного процесса Принимайте правила вместе с учениками Ученическое репетиторство Одобрение друг друга Аплодисменты Поощрительное утверждение Письменные посвящения Одобрительный пароль

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое Я-концепция учителя?

2. Какие виды самооценки можно выделить и каким образом в них соотносятся Я-идеальное и Я-реальное?

3. В какой психологической помощи нуждается современный педагог?

4. Каким образом самооценка учителя связана с взаимодействием с учениками?

5. Каков характер представлений об учащихся у продуктивных и непродуктивных учителей?

6. Что такое доверительные отношения?

7. Каким образом они влияют на продуктивность учителя и успешность ученика?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.