Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологической диагностики педколлектива






Для глубокого изучения коллектива важно иметь информацию о нем по следующим параметрам: психологическая атмосфера, уровень развития коллектива, оценка и взаимооценка членов коллектива, стиль управления коллективом, отношения “руководитель-подчиненный” в коллективе, уровень социально-коммуникативной компетентности и межличностных отношений в коллективе, самооценка и уровень притязаний педагога, уровень эмпатии по отношению к детям, локус контроля членов коллектива, уровень личностной тревожности педагогов и др.

Эту информацию психолог может получить с помощью известных методов социальной психологии Л.В.Бороздиной, В.Б.Захарова, А.А.Журавлева, А.Г.Кирпичника, Я.Л. Коломинского, А.Н.Лутошкина, В.Л Марищука, А. Мехрабяна, О.С.Михалюк, Р.С.Немова, Л.Г.Почебут, А.А.Реана, Д.Роттера, Ч.Спилбергера, В.В.Столина, Ю.Л.Ханина и др.

Социально-психологические исследование педагогического коллектива является весьма трудоемкой процедурой. Оно требует жесткого соблюдения определенных этических требований. Желательно проведение его диагностики одним лицом со строжайшим соблюдением корректности в проведении исследования и трактовке экспериментальных данных. Никто не может иметь доступа к материалам исследований, а их презентация возможна только самим психологом. Исследование проводится на добровольной основе. Данные по коллективу представляются в общей анонимной форме, для членов коллектива проводятся индивидуальные консультации. Не следует надолго затягивать эксперимент, поскольку в этот период коллектив находится в большом эмоциональном напряжении. Нежелательно без глубокого предварительного анализа данных и соответствующей подготовки психолога фрагментарно сообщать о каких-либо полученных результатах. Необходимо довести до коллектива установку на то, что изучение не является самоцелью, а проводится в интересах людей с целью гармонизации их личности.

В результате исследования коллектива на основе перечисленных методик могут определиться следующие психологические проблемы:

- неблагоприятная психологическая атмосфера и эмоциональное самочувствие членов коллектива,

- высокая конфликтность или конформность,

- низкий уровень эмпатии,

- высокий уровень личностной тревожности и невротичности,

- неадекватная самооценка и притязания,

- нарушения личностного развития, отсутствие условий для самореализации личностей,

- несформированность структуры коллектива, наличие группировок полярной направленности,

- социально-коммуникативная некомпетентность,

- отсутствие сходства функционально-ролевых ожиданий,

- неадекватное возложение ответственности,

- наличие аутсайдеров,

- неадекватность стиля управления, непопулярность руководителей,

- несформированность установок на педагогическую деятельность,

- отсутствие ценностно-ориентационного единства и др.

На основе анализа полученных данных определяются основные пути развития и коррекции педколлектива: повышение общей и психолого-педагогической культуры, формирование органов управления и самоуправления, изменение стиля руководства, выборы нового руководителя, изменение характера, целей и содержания деятельности, варьирование композиции творческих групп с опорой на референтометрию, оказание психотерапевтической помощи педагогам и др.

Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям

3 – 2 - 1 – 1 – 2 – 3

 

1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения 2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии 3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание 4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности 5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива 6. С уважением относятся к мнению друг друга 7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные 8. В трудные минуты происходит эмоциональное единение коллектива «один за всех и все за одного» 9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители 10. Коллектив активен, полон энергии 11. Участливо и доброжелательно относится к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе 12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно 13. В коллективе существует справедливое отношение отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту 1. Преобладает подавленное настроение 2. Конфликтность в отношениях и антипатии 3. Группировки конфликтуют между собой 4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности 5. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство 6. Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей 7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива 8. В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения 9. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно 10. Коллектив инертен и пассивен 11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность 12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах 13. Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежи-тельное отношение к слабым

 

Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе. Прочтите сначала предложения слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Методика Ф. Фидлера «Психологический микроклимат коллектива»

 

Инструкция: " Мысленно представьте себя в своем коллективе. Вспомните чувства, с которыми вы приходите на работу. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете о работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.