Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевое понятие — конструктивное взаимодействие учителя с учеником






Учителя предъявляют к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона — чего от нас, учите­лей ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в сте­нах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушите­лем дисциплины, необходимо:

1. Распознать истинную цель проступка;

2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вме­шаться в ситуацию и прекратить выходку;

3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

Внутренняя свобода и «плохое поведение»

Критерием компетентности педагогического общения Томас Гордон назвал сохранение внутренней свободы партнера по общению. Что это означает? Когда учитель взаимодействует с учеником — говорит с ним или просто как-то на него реагирует — он может настаивать на своем, требовать, угождать, оправдываться, он может говорить тихо или громко, спокойно или взволнованно. Не это определяет качество общения. Пра­вильным считается такое общение, в результате которого ученик и учи­тель не теряют внутренней свободы.

Свободная личность — это ответственная личность. Сколько в челове­ке ответственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают " свободу-ответственность" ребенка:

Учительница (с раздражением): — «Выйди вон из класса!» Ученик: —«Почему я? " Учительница: — " Потому что я так сказала".

В этой схеме общения от ребенка не требуется ответственного отношения к своим поступкам, требуется только послушание. Свобода-ответственность — нечто прямо противоположное послушанию. Она складываемся из двух вещей: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая на своем и угрожая («Если ты не прекратишь, вызову папу в школу»), учитель не дает ученику возможности сделать выбор. Подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и более безответствен­ным. Менее свободным становился и сам учитель: неслучайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют процессу оправдания себя. Партнерские отношения с учениками избавляют учителя от необходимо­сти оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах:

• ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сде­лать выбор осознанным;

• свобода выбора — это готовность самому отвечать за его по­следствия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.