Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст техники визуализации




Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать.

Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

Рефлексия.

Упражнение № 4 «Визуализация событий»

Цель: обучить участников тренинга получать доступ к имеющимся у них внутренним психологическим ресурсам.

Планируемое время: 5 минут.

Участникам предлагается в трансе мысленно воспроизвести реальный эпизод из своей жизни, в котором они чувствовали себя счастливо, легко, уверенно и спокойно. Упражнение считается выполненным, когда возникает желаемое чувство. Участники возвращаются в обычное состояние, рассказывают о тех событиях, которые они представляли, обмениваются и впечатлениями.



Рефлексия.

Упражнение № 5 «Дотрожка»

Цель: осуществить разминку, повысить эмоциональный настрой.

Планируемое время: 3 - 5 минут.

Тренер предлагает всем встать и размяться. По команде ведущего все быстро должны выполнить его задание. Всем необходимо дотронуться до:

круглого; мягкого; стеклянного; твердого; могучего; нежного; бумажного; теплого; мохнатого; растущего; мудрого; острого; пестрого; надежного.  

Рефлексия.

Упражнение № 6 «Анализ проблемных ситуаций»

Цель: совместный анализ и решение личностных проблем.

Планируемое время: 25 минут.

Оборудование и материалы: рабочие тетради и авторучки.

Каждый член группы записывает на листке бумаги любую, волнующую его проблему. Листы не подписываются. Они складываются в шапку (коробок, сумочку). Тренер вытаскивает и читает записки. Все члены группы, в том числе и написавший, выдают максимум возможных версий решения проблемы. Тренер подводит итог.

Рефлексия.

 

Упражнение № 7 «Теремок»

(автор Т. Киселева)

Цель:формирование умений толерантного общения и конструктивного межличностного взаимодействия в конфликтно-стрессовых ситуациях.

Планируемое время: 15 минут.

Группа делится на пары. Каждому участнику тренинга предлагается представить себя в образе животного. Животные в паре должны быть подобраны с минимальной совместимостью. Например: тигр и корова, кошка и волк, мышь и верблюд, курица и слон, медведь и тюлень и т.п.



Чтобы выжить, им необходимо совместно выполнить задания:

1. Добыть и поделить пищу (она должна быть съедобной для обоих).

2. Организовать ночлег в морозную ночь.

3. Найти обоюдно приемлемую среду обитания.

4. Защитить общее жилье.

5. Поделить общую территорию.

6. Решить вопрос – чему полезному можно дуг у друга научиться.

7. Спеть вместе песенку (каждый на своем языке).

Приветствуются фантазии, импровизации и юмор. Члены группы могут сами ставить задачи диадам для совестного решения. Главное – найти основу взаимодействия для выполнения заданий. Из семи заданий достаточно выполнить (по выбору) 4 – 5.

Рефлексия.

Упражнение № 8 «Собака сверху – собака снизу»

Цель:освобождение от чувства вины.

Планируемое время: 25 минут.

Тренер спрашивает у членов Т-группы, как часто они переживают чувство вины, и просит назвать ситуации, в которых участники тренинга чувствовали себя виноватыми.

Если Вы часто чувствуете себя виноватым, Вы видимо, осуждаете себя за что-то.

Представьте себя в зале суда?

Кто является судьей (может это Ваш отец, Ваша жена, начальник Вашего отдела, директор школы, в которой Вы учились…)?

Присутствуют ли присяжные и кто они?

Видите ли Вы кого-нибудь, кто будет защищать Вас? Обвинять (преследовать) Вас?

Присутствуют ли на суде зрители? Если да, то, как они настроены, какое решение хотят услышать?

Решение суда признает Вашу вину или Вашу невинность? Если Вас признают виновным, то какое будет вынесено наказание?

Теперь защищайте себя сами. Откровенно выскажите то, что в ваших интересах.

Если в Вашем внутреннем диалоге Вы играете в игру «самомучение» («самоистязание»), где Ваш родитель выступает судьей, а Ваш ребенок (позиции родителя и ребенка рассматриваются здесь согласно трансактного анализа Э. Берна) обвиняемым, то используя технику двух стульев, побудьте двумя своими противоположностями.

Примечание: Техника «двух стульев» - это упражнение из гештальттерапии с использованием «горячего места». Цель данного упражнения – направить участника на воссоздание обеих сторон конфликта в сознании и на установление диалога между ними. Таким образом, участник может пережить оба компонента своего «Я» включая и тот, что обычно отрицается или не осознается из-за его неприятного характера.

Усадите судью («Собака – сверху») на один стул, а подсудимого («Собака – снизу») на другой. Начните Ваш диалог с обвинения. Затем, меняя стул, представьте Вашу защиту.

Можно обвинение записать на диктофон и включить его для прослушивания обвиняемому, чтобы он мог поэтапно и аргументировано выстроить свою защиту.

Если Вы повседневно испытываете чувство вины, остановитесь на какое-то время и произнесите вслух Ваш внутренний диалог между двумя Вашими противоположностями.

Теперь рассмотрите вопросы:

Часто ли Вы оправдываетесь и /или выглядите виноватым для того, чтобы избежать ответственности за свои поступки?

Вы привыкли собирать ярлыки вины или Вы действительно виноваты в чем-то существенном?

Если Ваше чувство вины возникло в результате «преступления», которое Вы действительно совершили против другого, или в результате того, что Вы не смогли сделать что-то важное, то спросите себя: «Как эта ситуация действует на мою нынешнюю жизнь? Как я веду себя из-за нее с другими? Могу ли я действительно исправить эту ситуацию сейчас? Если нет, могу ли я научиться воспринимать это как дело прошлого, которое нельзя исправить? Имел ли я когда-нибудь серьезные основания простить себя? Что могло значить прощение в моей жизни?»

Приносит пользу обсуждение этого вопроса. Выберите кого-нибудь из членов Т-группы, кто умеет хорошо слушать, кто не сможет обмануть Ваше доверие, кто не станет ни осуждать, ни смотреть сквозь пальцы на Ваше поведение. Расскажите этому человеку о своей вине.

Вам будет легче простить себя, если вы «помиритесь» с кем-нибудь, кто нуждается еще в одном шансе или в дружеской поддержке. Участие в устранении некоторых общественных несправедливостей может помочь Вам так же, как и обществу. Не играйте роли спасителя, будьте им!

Рефлексия.

Примечание: Это упражнение можно построить в форме психодрамы.

 

Упражнение № 9 «Ромашковое поле»

Цель: снять усталость, восстановить силы.

Планируемое время: 5 минут.

Релаксационное, медитативное упражнение. Его суть заключается в визуализации образов природы. Необходимо представить себя в образе шмеля (стрекозы, бабочки и др.), сидящего под ромашкой. Надо постараться ощутить себя в его образе, посмотреть его глазами на мир: рассмотреть соломинку, лежащую под цветком (ее цвет, размеры, запах); обратить внимание на божью коровку, пробежавшую мимо вас (посчитать на ее спине точечки).

Представьте, что вы забираетесь по стеблю ромашки на сам цветок. Вы видите над собой огромную каплю росы, в которой отражается всеми цветами окружающий вас мир. Вот вы в центре цветка качаетесь на тычинках, опустив лапки в желтую теплую пыльцу. Почувствуйте это. Потом вы взлетаете над ним все выше и выше. Вы видите под собой огромное поле ромашек, которое сливается в единый желтый цвет. Кое-где видны островки других цветов: красных маков, голубого цикория. Полюбовавшись этим зрелищем, вы делаете круг, и возвращаетесь на одну из ромашек, сползаете по ее стеблю в низ, приседаете и возвращаетесь в облик человека.

Рефлексия упражнения и всего занятия.

Задание на дом:Овладеть методикой «Борьба с безупречностью» (по Л.А.Пергамещику).

 

Текст методики «Борьба с безупречностью»

Если Вы чрезмерно озабочены Вашей работой, одеждой, бумагами, письменным столом, домом и т.д., выполните упражнение, чтобы утрировать свою навязчивую идею совершенствования.

Например, если Вы стараетесь держать все в совершенном порядке, преувеличьте Ваши действия, поднимая пыль, возбужденно перекладывая с места на место бумаги на Вашем рабочем столе, пытаясь, навести на нем порядок.

Теперь после исполнения симптомов Вашей безупречности, выразите их словами: «Посмотри, какой я безупречный. Я восхищаюсь собой, потому что я безупречен. Я могу управлять людьми, потому что я безупречный человек. Никто не может упрекнуть меня, такой я совершенный».

Когда Вы почувствуете, что Вами опять движет идея совершенствования, повторите это упражнение, утрируя свое поведение.

Рассмотрите такие вопросы:

В какой старой записи моей памяти говорится, что я должен быть безупречным? Каких чувств я избегаю, стараясь быть безупречным? Как влияет моя идея совершенствования на то, как я использую свое время? Что действительно важно делать безупречно? Что не так важно?

ЗАНЯТИЕ - IX «ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ»

(тайм-драйв)

Цели: 1) формирование умений рационального использования времени;

2) определение личного пространства во взаимодействии с людьми.

Упражнение № 1 «Ассоциативный ряд»

Цели: создать непринужденную обстановку для общения; раскрепостить членов Т – группы.

Планируемое время: 5 минут.

Тренер называет любое слово. Сидящий с ним рядом участник тренинга называет ассоциацию к этому слову. Следующий участник называет ассоциацию к предыдущему слову и т.д. После того, как ассоциативный ряд будет завершен, пройдя три круга, все по очереди в прежней последовательности должны к последнему слову подобрать слова-синонимы.

На этом упражнение заканчивается.

Рефлексия.

Упражнение № 2 «Приоритеты»

(автор А.Г. Данилов)

Цель: формирование умений определять жизненные цели.

Планируемое время: 20 - 25 минут.

Оборудование и материалы: рабочие тетради и авторучки.

Обсуждаются следующие правила определения целей жизни:

Цели должны быть в гармонии друг с другом, не противоречить: хотите результат и одновременно отдыхать.

Цели должны быть достаточно (хотя бы на 50 %) достижимыми.

Цели должны быть разные: материальные и нематериальные, количественные и качественные – в разных сферах. Цели необходимо определять на разные промежутки времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные: на неделю, месяц, год, 3 - 5 – 10 лет и т.д.

Задания для самостоятельной работы участников тренинга:

1. Определите, каковы пять главных ценностей для вас в жизни. Распределите их в порядке приоритета (4 минуты).

2. Определите, каковы в данный момент ваши три основные жизненные цели? – (1 минута).

3. Чтобы вы делали, если бы сегодня узнали, что жить вам осталось только 6 месяцев? - (2 минуты).

4. Что вы будете делать, если сегодня получите миллион евро? - (2 мин.).

5. Что вы всегда хотели сделать, но боялись попробовать? Выявляет ваши страхи. - (2 минуты).

6. Что вам нравится делать? Что вам дает наиболее полное чувство самоуважения и самоудовлетворенности? - (2 минуты).

7. Какова ваша самая смелая мечта, если бы вы знали, что не можете потерпеть неудачу? - (2 минуты).

8. Сформулируйте ваши цели на ближайшие 5 – 10 лет жизни.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Слоны и лягушки» (тайм-менеджмент)

(по Г. Архангельскому)

Цель: формирование умений рационального управления временем.

Планируемое время: 30 минут.

Оборудование и материалы: рабочие тетради и авторучки.

I-й этап: «Уничтожение мелких неприятных дел».

Тренер сообщает группе о том, что в нашей жизни бывают дела, требующие, может быть совсем немного времени, но неприятные. Например: вызвать мастера по ремонту компьютера, выяснить отношения с другом, попросить руководителя фирмы о повышении зарплаты и т.п. В тайм-менеджменте Глеба Архангельского такие задачи называются «лягушками». «Дела-лягушки» часто подолгу откладываются и грозят перерасти в большие неприятности. Задача, требовавшая пяти минут, откладывалась неделями и поэтому переросла в проблему, на решение которой придется потратить много часов, да еще и выслушать неприятные замечания и обиды близких или сослуживцев.

У испанцев есть поговорка: «Каждое утро съедай лягушку». Действительно, начав день со «съедания» одной «лягушки», вы весь день ходите бодрый и радостный. Про остальных лягушек вспоминать не надо. Они останутся на следующие дни. И наоборот, если утром (или в течение дня) «лягушку» не съесть – она будет весь день маячить где-то на горизонте и отравлять жизнь. Глеб Архангельский писал: «Я думал, что у меня стада «лягушек», зеленые ковры вокруг меня, но когда ввел «правило ежедневной лягушки», - они все разошлись за две недели».


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.011 сек.)Пожаловаться на материал