Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II-й этап: «Разглобализация» крупных задач.






Тренер объясняет, что чем менее жесткий срок исполнения у задачи и чем она при этом крупнее, тем труднее, как правило, заставить себя, ее выполнить. Особенно это касается очень крупных задач, в терминологии тайм-менеджмента – «слонов». Например: написание диссертации, ремонт в доме, изучение иностранного языка, овладение компьютерной грамотностью, улучшение своей физической формы и др.

Главная наша проблема при работе со «слонами» - склонность восточных славян (русских, белорусов, украинцев) к глобализации, укрупнению задач. Глеб Архангельский пишет: «…Глобализировать проблему и тем самым ее угробить – первая и, главное, почти бессознательная реакция российского человека».

Единственный способ побороть эту страсть к глобализации и все-таки «съесть слона» - разрезать его на маленькие измеримые «бифштексы» и каждый день съедать один такой бифштекс. Итак, крупную неприятную задачу бывает легче решать, разбив ее на большое количество мелких «лягушек». Например, можно проблему разбить на подзадачи, но не просто, а до мельчайших подробностей, до самых простых, легко исполнимых шагов. Может получиться 20, а может 100 пунктов. Потом надо взять за правило: каждое утро (день) вычеркивать любые 5 пунктов. При этом важно нарезать «слона» на такие бифштексы, каждый из которых действительно приближает вас к съедению «слона». Таким образом, проблема, откладывавшаяся месяцами, будет достаточно быстро решена.

Задание участникам тренинга:

Подумать и записать сложные долгосрочные дела, которые надо решать – в одну колонку и легкие простые, но неприятные дела, которые вы откладываете на потом, но которые постоянно волнуют вас – во вторую. Первую озаглавьте «Слоны», вторую «Лягушки». Спланируйте свою жизнь на 1- 3 месяца, руководствуясь следующими правилами:

1. «Съедать» в день по одной - две «лягушке» (выполнять по одному второстепенному, но волнующему делу).

2. Разделить «слонов» на бифштексы (на несколько этапов решения проблемы), уничтожая по бифштексу в день, «съедайте» по одному слону в месяц (или за два месяца).

Время работы 10 минут.

Обсуждение планов.

III-й этап: «Личные награды и наказания»

(мотивация к деятельности)

Тренер отмечает, что ало грамотно структурировать неприятные дела и разделить их на «бифштексы». Важно создать для себя дополнительную мотивацию на ритмичное, регулярное съедение этих «бифштексов», используя метод «кнута и пряника». За выполнения плана по «заготовке и утилизации слонов и лягушек» в конце недели или месяца поощряйте себя отдыхом (каток, бассейн, фитнес, поездка на экскурсию и т.п.). В случае невыполнения накажите себя физическими упражнениями (например, 20 – 50 раз отжаться от пола, пробежать небольшой кросс и др.) и форсированным уничтожением самых неприятных «лягушек» и крупных бифштексов (особенно включая уборку в квартире, ремонтные работы), сократив свой отдых (но нельзя полностью отказываться от него).

Осуществлять самомотивацию можно и другими способами. Например, существуют такие приемы:

1) «Сжигание мостов» - это клятвенное публичное обещание в том, что с сегодняшнего дня я, например, бросаю курить.

2) Количественное измерение результатов деятельности по «съеданию слонов и лягушек», что значит ежедневно в конце дня отмечать, что сделано за день. Человек устроен так, что сама фиксация количественного показателя уже подталкивает к действиям в нужном направлении. Целесообразно завести таблицу регулярных дел.

3) «Метод швейцарского сыра» - это выполнение задачи не в логической последовательности, а в произвольном, «выгрызая» из разных мест маленькие кусочки – наиболее простые, приятные и т.п.

4) Использование «якоря» (ритуала) для включения в задачу. Это может быть любая техническая черновая работа. Как говорят художники: «Прежде, чем делать эскиз – наточи карандаш».

Задание Т-группе: продумать (время 5 минут) и презентовать свою собственную систему самомотивации к деятельности, «привязать» ее обозначенным «слонам» и «лягушкам».

Рефлексия.

 

 

Упражнение № 4 «Личное пространство»

Цель: научиться интуитивно, определять свое личное пространство во взаимодействии с людьми.

Планируемое время: 15 минут.

Группа делится на две части (на первые и вторые номера), которые располагаются вдоль стен аудитории напротив друг другу. По команде первые номера не спеша идут навстречу вторым. Если второму номеру станет не комфортно, он должен остановить первого, сказать «стоп». Если первый номер первый ощутит дискомфорт, он должен остановиться сам. Потом вторые номера идут навстречу первым и процедура повторяется. Далее необходимо несколько раз группам перестроиться, чтобы каждый побывал в паре с несколькими другими членами группы.

Рефлексия.

Примечание: Упражнение может быть изменено, если использовать толстые шерстяные разноцветные нитки, которыми каждый для себя определяет поле доверительных отношений.

Упражнение № 5 «Расслабление»

Цель: формирование навыков релаксации.

Планируемое время: 5 минут.

Участники тренинга продолжают оставаться в состоянии релаксации. Они слушают слова тренера под легкую релаксационную музыку и, выполняя правило «Каждая фраза должна стать ощущением», повторяют за ним следующий текст (сеанс самовнушения № 6 по Г.Д. Горбунову):

Лицо расслабляется.

Лоб расслаблен…, глаза…, щеки расслабленные.

Зубы разжаты..., расслабленные мягкие губы.

Лицо – маска.

Руки расслабляются.

Пальцы рук…, кисти…, плечи расслаблены.

Руки, словно плети, лежат расслабленные…, расслабленные.

Руки полностью расслаблены.

Ноги расслабляются.

Пальцы ног…, стопы…, голени…, бедра расслабляются полностью.

Расслабляются полностью, выключаются мышцы ног.

Шея…, затылок расслабленные.

Выключены плечи, спина.

Совершенно свободно, легко – легко лежит голова.

Расслаблены грудь и живот.

Мягкий расслабленный живот.

Дыхание ровное и спокойное.

Зубы разжаты. Лицо как маска.

Все тело полностью расслаблено.

Расслабление приятно успокаивает.

Отдых. Глубокий, спокойный отдых.

Активирующее завершение:

Я полностью отдохнул и набирается сил.

Уходит чувство тяжести и расслабленность из моих рук, из моих ног, из всего моего тела.

Все мои мышцы становятся легкими и упругими.

Все внимание свободно сконцентрировано на моем лице.

Мышцы моего тела подвижные и легкие.

Сонливость рассеялась.

Я все бодрее и бодрее.

Дышу ровно.

Моя голова отдохнувшая и ясная.

Мое самочувствие хорошее, бодрое.

Я полон энергии.

Я готов действовать!

Открываем глаза. Пошевелим руками и ногами, вращаем головой. Упражнение окончено. Теперь можно встать и размяться.

Рефлексия.

Упражнение № 6 «Компас»

Цель: закрепление позитивных ощущений тренинга.

Планируемое время: 15 минут.

Вся группа закрывает глаза. Один из участников группы передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения, а тот, в свою очередь, должен передать это чувство дальше, сохранив его содержание, но выразив его с помощью других средств. Таким образом, тоже чувство, выраженное с помощью различных прикосновений, обходит весь круг. Тот, кто передал чувство, глаза не закрывает, оценивая происходящее. Один раз передают по часовой стрелке и один – против нее.

Рефлексия.

Упражнение № 7 «Арена»

Цель: развитие рефлексии, самопознание.

Планируемое время: 30 минут.

Оборудование и материалы: рабочие тетради и авторучки, раздаточный материал - карточки «Окно Джогари».

Тренер указывает на значимость для человека рефлексии, степени открытости его взаимоотношений с ближайшим значимым социальным окружением, уровня его активности в самопознании через взаимодействие с другими людьми. Чем адекватнее «Я» реальное с образом «Я», тем меньше вероятность возникновения конфликтно-стрессовых ситуаций с окружающими.

Тренер предлагает на рассмотрение членам Т-группы модель образа «Я» в интерпретации Джозефа Лафта и Гарри Инграма (см. рисунок 1). Участникам тренинга дается задание заполнить эту модель качествами, характерологическими чертами, свойствами собственной личности. На самостоятельную работу участникам отводится 5 минут.

Далее каждый участник тренинга рассказывает о своем собственном содержании модели.

Обсуждение и рефлексия.

 

АРЕНА (открытая зона) Мое «Я» открыто и мне и другим.   СЛЕПОЕ ПЯТНО Мое «Я» закрыто для меня, но открыто для других. Это то, что я не вижу и не осознаю в себе, но это видно другим.
ВИДИМОСТЬ (закрытая зона) Вижу в себе свое «Я», но не видят другие. Мое «Я» известно мне, но закрыто для других. НЕВЕДОМАЯ ЗОНА Неведомое во мне для меня и для других.

 

Рисунок 1. «Окно Джогари» (Модель образа «Я» по Д. Лафту и Г. Инграму).

Упражнение № 8 «Сурдо-тантра»

(разработано Т. Киселевой)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.