Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главная часть в публичном выступлении






Пути раскрытия основного содержания могут быть различны. Они зависят, во-первых, от характера аудитории, во-вторых, от вида речи, поскольку логика изложения в информирующей речи отличается от логики рассуждения в аргументируемой речи. Это связано в первую очередь, с тем, что цель информирующей публичной речи - сообщение слушателям новой для них информации, а цель убеждающей речи - поиск новой истины, и логика выступает здесь как орудие познания. Какими же могут быть методы изложения материала?

- Индуктивный способ - это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению.

- Дедуктивный способ - такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и знаков - к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.

- Способ аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом аналогии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что если два явления обладают двумя или несколькими сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях.

- Исторический (хронологический) и пространственные способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т.д. Второй предполагает изложение материала с использованием особенностей развития, истории, культуры страны или какого-то района.

Таким образом, выбор способа изложения материала зависти от типа речи (аргументирующая или информирующая), соответственно, от цели, которую ставит перед собой оратор (убедить или подвигнуть на какое-то действие; сообщить сведения, проинформировать), а также от характера материала (биография какого-либо деятеля, описание процесса, анализ возникшей проблемы, критика чего- или кого-либо и т.д.) и количественного и качественного состава аудитории, о чем необходимо говорить отдельно.

Заключение в публичной речи

Роль заключения очень велика - это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом неудачное вступление может прикрыть удачная основная часть, а неудачное заключение не спасет никто.

Функции заключения:

- подвести итог сказанному, суммировать, обобщить все мысли, высказанные в основной части;

- кратко повторить основные тезисы речи, еще раз подчеркнуть основную мысль и важность ее для слушателей;

- наметить пути развития идей, высказанных оратором;

- на основе речи поставить задачи перед слушателями;

- закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи.

Продумывая заключение, надо помнить:

- во-первых о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любой речи. Цели эти во многом определяются типом речи и жанровой принадлежностью ее. Особая концовка может быть у воодушевляющего выступления: это или пожелание, или выражение надежды на что-либо, или эмоциональный лозунг (Так пусть же…). В аргументирующей, информирующей и агитационной речи заключение, как правило, сводится к следующему: суммирование сказанного; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; призыв к действию;

- во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть. Хотя при этом заключение может быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным, поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудиторию гораздо сильнее;

- кроме того, важно, чтобы заключение переходило в концовку речи: этикетные формулы благодарности за внимание и прощания, формулы призыва, пожелания и т.д. при этом нередко заключение и концовка бывают соединены в единое целое.

Основные виды заключений:

- подытоживающее повторение;

- призыв, который может иллюстрироваться афоризмом, цитатой, поговоркой и т.д.

- интригующая концовка, в которой не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод;

- обращение к аудитории;

- тактический способ, намечающий выход из сложившейся ситуации с помощью называемых действий;

- иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию.

Заключение должно соответствовать типу и жанру речи, стилистике предыдущей части, характеру аудитории и самого оратора, а самое главное, способствовать реализации цели, поставленной им.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.