Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды доступности речи






Применительно к культуре речи доступность - это:

-понятность адресату (узнаваемость) всех или подавляющего большинства употребленных слов и выражений. В этом плане чаще всего рассматривается проблема понимания иноязычной лексики или терминологии;

-доступность предполагает соотнесение с понятием уже не слова, а смысла, которое стоит за словом или выражением;

-доступность смысла высказывания в целом при общем понимании значений слов.

На основании средств, за счет которых автор речи стремится сделать ее доступной адресату, саму доступность как качество или достоинство речи можно подразделять на два вида: языковую и речевую доступность. Языковая доступность обеспечивается целесообразным использованием языковых единиц, а речевая достигается прежде всего отбором самой информации, ее перекодированием с учетом особенностей адресата, и такой организацией процесса речи, которая в наибольшей степени согласуется с задачей сделать высказывание максимально понятным для адресата.

Доступность языковая достигается преимущественно за счет лексических средств, на основе смысла сочетаний тех или иных языковых единиц разных уровней, а также за счет их выстраивания в ту или иную смысловую цепочку с помощью разнообразных синтаксических конструкций.

В то же время текст, в котором использованы только понятные адресату слова и их сочетания, далеко не всегда понимается всеми одинаково. Психологи утверждают, что мысль не передается - передаются знаки, а в голове воспринимающего не переданная извне мысль, а своя собственная, но аналогичная (в случае взаимопонимания) услышанного или прочитанного. Значит, степень доступности речи и адекватности ее трактовки зависти от того, насколько совпадает «система знаков» у коммуникантов и насколько адекватные мысли актуализирует речь у адресата.

Лекции 13-14

Тема VIII Научный стиль. Культура научной речи.

Вопросы темы:

Речевые средства достижения доступности гораздо шире и разнообразнее. По сути, в них входит все, что имеет отношение к речи: отбор тематики и содержания речи, степень глубины и полноты изложения ее предмета, структура речи, использованные словесные и несловесные средства и т.д.

Но главный путь к доступности - найти общий с адресатом код. В том числе и общую тональность, потому что открытость общения - это первая ступень доступности. Таким образом, доступность - это ориентация на понимание как на важнейшую цель общения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.